Ключевые бизнес и ИТ-проблемы российских предприятий
Потенциал спроса на услуги ИТ-консалтинга
Критерии выбора ИТ-консультанта
Карта возможностей
|
|
Портрет потребителяСодержание:
Ключевые бизнес и ИТ-проблемы российских предприятий Как показывают результаты исследования CNews Analytics, объем проблем, требующих привлечения ИТ-консультантов в российском бизнесе весьма велик. Ключевые бизнес и Несовершенство технической базы, оргструктуры и организации рабочих мест, усиливающееся давление конкурентов и падение прибыли вот те ключевые проблемы, которые в наибольшей степени тревожат многие российские предприятия. Помимо этого каждая четвертая компания, опрошенная нами, среди своих проблем, требующих решения, назвала снижение управляемости внутри компании и неясность стратегии развития. Распространенность бизнес-проблем в российских организациях
Источник: CNews Analytics Если пристальнее всмотреться в список преград в бизнесе российских компаний, то видно, что из него можно выделить две крупные группы. Первая группа это проблемы, которые можно охарактеризовать как рыночные: падение прибыли, снижение оборотов, потери заказов, усиливающееся давление конкурентов. Вторая группа проблемы, так или иначе характеризующие внутреннее состояние компаний: несовершенная техническая база, оргструктура, неясность стратегии развития. Разумно предположить, что вторая группа порождает или, по крайней мере, заметно влияет на первую. Распространенность ИТ-проблем в российских организациях
Данная таблица дает возможность сопоставить наличие проблем в бизнесе с наличием проблем с информационными системами. Мы видим, что кроме хакерских атак и похищения конфиденциальной информации, остальные проблемы упоминались достаточно часто. Особенно часто упоминалась проблема «сбой серверов, нарушение удаленного доступа к сети». Этот наиболее часто упоминаемый сбой носит достаточно систематический характер и встречается у большинства компаний, поэтому непосредственно связывать его с проблемами в бизнесе вряд ли стоит. А вот 40% упоминаний неслаженной работы информационной системы говорят о том, что менеджмент компаний не обладает достаточно достоверной и оперативной информацией для принятия своевременных бизнес-решений, не всегда точно знает какие негативные процессы происходят в компании. Следовательно, руководство вполне может пропустить момент, когда начинается снижение клиентской базы, постепенная потеря рыночной доли и, как следствие, снижение оборотов и прибыли. Также зафиксирован очень важный и часто упоминаемый фактор низкая компьютерная грамотность персонала. Наличие и большая доля упоминаний этого фактора говорит о том, что используемые информационные системы, а также внедряемые новые решения не могут использоваться на полную мощность. Персонал не готов качественно исполнять свои обязанности просто в силу неумения обращаться с имеющимися на рабочем месте информационными ресурсами. Фактически это означает, что сотрудники компании не могут ни грамотно ввести в систему необходимые данные, ни грамотно выполнить запрос данных из базы. Следствием этого также становится недостоверность получаемой руководством информации, а также неадекватность поведения компании сложившимся на рынке условиям. Среди опрашиваемых CNews Analytics компаний-заказчиков были как крупные, так и средние. Поэтому следующая таблица уточняет доли различных упоминаемых бизнес- и ИТ-проблем компаний различной величины. Сопоставление бизнес- и ИТ-проблем для групп компаний различных размеров
Таким образом, остановка деятельности компаний имела место только у небольших фирм, мошенничество персонала у средних. Несовершенство технической базы как важную проблему указали компании всех видов. Падение прибыли оказалось характерным для небольших и средних фирм. Наибольшим образом ощутили негативное влияние снижения оборотов средние фирмы. Потери заказов и клиентуры оказались характеры для небольших и средних фирмам (в наибольшей степени для небольших). Усиливающееся давление конкурентов также сильнее всего испытали на себе небольшие и крупные фирмы. Снижение управляемости имело место у всех трех групп фирм, но в наибольшей степени у небольших и крупных. Снижение управляемости у крупных фирм может быть напрямую связано с несоответствием мощности информационной системы сложности управленческих задач. Однако опыт общения с руководителями небольших фирм показывает, что и для таких фирм зачастую характерно полное отсутствие информации и контроля за ситуацией в компании. Несовершенство оргструктуры отметили все три группы компаний, но наиболее остро эта проблема стоит у крупных компаний. Это закономерно, так как, чем крупнее компания, чем шире штат, тем чувствительнее предприятие к нарушениям в оргструктуре и нехватке мощностей информационной системы. Неясность стратегии развития в наибольшей степени характерна для небольших и средних фирм. Это, скорее, проблема нехватки инвестиционных средств. Любопытно, что представители 40% небольших компаний и 29% средних фирм сообщили, что не испытывали никаких Несмотря на быстрый рост экономики страны, опрошенные CNews Analytics компании всех трех групп, сталкиваются со снижением оборотов, усиливающимся давлением конкурентов, со снижением управляемости, несовершенством оргструктуры, несовершенством технической базы и неясностью стратегии развития. Снова мы видим те же две группы проблем: рыночные и внутренние. Особенность в том, что внутренние проблемы часто упираются как раз в несовершенство информационной инфраструктуры и эти же внутренние проблемы порождают проблемы рыночные. Если подобны же образом сопоставить
Из выделенного списка проблем фундаментальной является неслаженная работа информационной системы. Остальные во многом порождены как раз этой фундаментальной проблемой. Таким образом, мы видим взаимосвязь общих для всех трех групп фирм бизнес-проблем с общей для всех трех групп фирм ИТ-проблемой. Это позволяет заключить, что компании потенциально заинтересованы предъявить спрос на услуги ИТ-аудита и все дело в наличии у них относительно свободных средств. Потенциал спроса на услуги Из опрошенных CNA предприятий, не заказывавших услуг Спрос компаний на услуги аудита и консалтинга в ИТ
Другой серьезной причиной отказа от услуг Третьей причиной является принципиальная позиция руководства многих компаний, полагающего, что от услуг Причины отказа от внешнего ИТ-консалтинга
Источник: CNews Analytics Недоверие к консультантам испытывают 10,5 % компаний и, скорее всего, к ним следует добавить те 16% опрошенных, где «руководство против», следуя вышеописанной логике. 31% те, кому не хватает денег и 31,6%, которые справляются сами. Однако позитивным, с нашей точки зрения, моментом является то обстоятельство, что все же 60% опрошенных компаний прибегало к услугам аудиторов. Правда, почти 42% из них не имеют собственного Критерии выбора Проведенное исследование обнаруживает, что почти половина опрошенных компаний получала информацию о качестве услуг и добросовестности аудитов по неофициальным каналам, то есть из личных бесед. Это вполне закономерно и вероятнее всего доверие к неофициальным каналам будет только усиливаться, поскольку увеличение числа Тем не менее, 47% заказчиков ищет информацию об аудиторах через открытые источники, и роль интернета здесь заметно возрастает. Следовательно, в ближайшее время в связи с усилением конкуренции на рынке Источники информации о фирмах-консультантах
Источник: CNews Analytics При выборе Мотивация выбора фирмы-аудитора
Источник: CNews Analytics Тот факт, что 30% опрошенных фирм довольны качеством услуг, а 20% не вполне довольны, говорит о том, что на современном российском рынке Оценка качества услуг ИТ-консультантов
Источник: CNews Analytics Как показывает исследование CNews Analytics, внутренних Региональное распределение заказчиков по наличию внутреннего ИТ-отдела
Бюджет
При этом бюджет Годовые бюджеты ИТ-отделов*
* включая крупные предприятия и СМБ Источник: CNews Analytics Бюджеты ИТ-отделов резко различаются для средних и крупных предприятий, при этом большинство средних предприятий не имеют ИТ-отделов и пока экономят на данной статье расходов. По той же причине очевидны сильные различия между региональными и столичными предприятиями. Так, бюджет ИТ-отдела крупного регионального промышленного предприятия редко превышает $100 тыс.; примерно столько же составляет бюджет ИТ-отдела «среднего» московского завода. Различия между Москвой и регионами объясняется также существенными различиями в уровнях оплаты труда и численности штата ИТ-отделов. Если для среднестатистического крупного московского предприятия годовой фонд заработной платы специалистов ИТ-отдела составляет $250-300 тыс., то в регионах лишь $5-10 тыс. Бюджеты на оплату труда ИТ-специалситов порядка $0,5-1 млн. характерны, главным образом, для крупных торговых сетей, имеющих представительства в Москве, крупных банков, а также предприятий сырьевых отраслей. Для сравнения приведем диаграмму, показывающую нынешние и прогнозные значения бюджетов на услуги внешнего ИТ-консалтинга у компаний-заказчиков, принадлежащих к крупному, малому и среднему бизнесу. Среднегодовой бюджет проекта по внешнему ИТ-консалтингу компаний Источник: CNews Analytics Годовой бюджет проектов по ИТ-аудиту у крупных компаний-заказчиков, как видно из диаграммы, ниже, чем годовой фонд заработной платы внутренних ИТ-отделов. Но крупная компания вынуждена содержать также и собственный отдел, так как возникновение непредвиденных ситуаций в информационной системе при отсутствии специалистов, способных хоть как-то ее устранить, может иметь катастрофические последствия (например, остановку платежей банком). Более подробная информация об уровне оплаты труда сотрудников ИТ-отделов представлена в следующей таблице. Оклады сотрудников ИТ-отделов
Месячный оклад сотрудников Посмотрим, какие мероприятия проводились внутренними ИТ-отделами в 2003-2004 гг. Мероприятия, проведенные
По данным исследования CNA, отчетливо видно, что только одна из опрошенных фирм проводила внедрение IDS, и 2 фирмы проводили внедрение средств анализа защищенности. То есть серьезных мероприятий по обеспечению информационной безопасности практически не осуществлялось. Единственным таким мероприятием была проверка сети на предмет защиты от вирусов, то есть принимались только самые примитивные меры защиты. Более серьезными мерами были проверки сети на предмет защиты от хакеров их проводили 45% в 2003г. и 40% в 2004 г. опрошенных компаний. Еще 55% опрошенных компаний проводили подготовку к внедрению или внедрение новых элементов. Однако «внедрение новых элементов» может включать в себя как внедрение новых модулей информационной системы, что является довольно серьезным мероприятием, так и, например, установку не вполне совершенных программ собственного написания для решения каких-то локальных задач. Данные свидетельствуют о том, что внутренние отделы часто самостоятельно проводят многие из мероприятий в сфере ИТ, которые могли бы заказывать у внешних консультантов. Однако, учитывая вышесказанное о годовых бюджетах и окладах сотрудников, а также помня об основной информационной проблеме неслаженной работе системы, вполне вероятно, что эти мероприятия выполняются не вполне качественно. Мероприятия, проведенные в рамках внешнего ИТ-консалтинга
Процентное соотношение востребованных услуг как у тех компаний, которые заказывали услуги внешнего аудита, так и у тех, которые не заказывали, примерно одинаковое. Те предприятия, которые предпочитают услуги внешних аудиторов, исходят из логики, что лучше сделать разовую проплату фирме, профессионально специализирующейся на ИТ, а потом платить по мере надобности за техобслуживание. Те компании, которые предпочитают решать аналогичные проблемы собственными средствами, исходят из логики, что лучше иметь свой, пусть не большой и не очень хороший, отдел, сотрудники которого хорошо представляют себе имеющиеся проблемы и могут быстро реагировать на возникновение непредвиденных ситуаций. Владимир Карачаровский, Сергей Агабеков |