Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics IT Expert

ERP-консалтинг «по-русски»

ERP-консалтинг «по-русски»

По оценкам экспертов, темпы роста российского рынка консалтинга в сфере ERP опережают показатели других ИТ-секторов. Однако оценить его объем довольно затруднительно, поскольку многие компании не готовы опубликовать стоимость своих проектов.

ERP-консалтинг, предполагающий работу по выбору и внедрению автоматизированных информационных систем, сегодня является одним из приоритетных направлений на российском рынке ИТ-услуг. Само понятие ERP (как и других аббревиатур — MRP, CRM, SCM и пр.) из просто «модного» постепенно переходит в категорию необходимого инструмента развития бизнеса. Правда, имиджевый фактор при принятии решения о внедрении ERP все еще остается в силе, например, в том случае, когда, выбирая ту или иную систему, предприятие ставит задачу повышения своей инвестиционной привлекательности.

Аналитики обращают внимание на то, что под ERP сейчас подразумевается не столько программный комплекс сам по себе, сколько методология эффективного планирования и управления. Соответственно, установке и настройке ПО предшествуют длительные этапы обследования, моделирования, а также под- или перестройки бизнес-процессов. Именно эти функции вместе с последующим обучением персонала и составляют спектр работ приглашаемых ИТ-консультантов.

ERP по российским меркам считается достаточно дорогим «удовольствием», и хотя постепенно предприятия изыскивают возможность выделения средств на ПО этого класса, вопрос окупаемости подобных инвестиций остается открытым. Некоторое время назад рынок пугали неутешительной статистикой: около 60% ERP-проектов на западе до сих пор считаются неудачными. По России соответствующей статистики пока не существует, что только усугубляет опасливые настроения потенциальных заказчиков. При этом до сих пор нет полной ясности в вопросе о том, какое внедрение вообще можно назвать «удачным».

В этой связи сторонники ERP предпочитают акцентировать внимание не на подсчете ROI (Return on Investment), а на тех вполне очевидных преимуществах, которые получает компания в результате грамотного использования ERP. Этот хорошо известный перечень включает такие пункты, как снижение издержек предприятия, рост производительности, сокращение времени принятия решений, а также новая возможность планирования с использованием средств предварительного моделирования ситуаций.

ERP в цифрах: объем рынка и перспективы роста

По итогам 2003 года, IDC оценивают российский рынок корпоративного ПО в 127,22 млн. долл*. Эта величина демонстрируетгодовой прирост порядка 50%, что почти вдвое превышает показатели роста сегмента аппаратного обеспечения. Эксперты IDC полагают, что российский рынок управленческого ПО пока далек от насыщения. Ежегодно он пополняется за счет новых клиентов из различных отраслей промышленности, а также банковских и государственных структур. Ещё одно направление роста рынка — малые и средние предприятия, для которых в 2003 г. на российском рынке появились решения ряда ведущих нишевых поставщиков.

С учетом беспрецедентной по масштабам сделки «Связьинвеста» с компанией «Открытые технологии», значительно увеличивающей долю Oracle в России, ERP в 2003 году становится самым быстрорастущим сегментом ИТ-рынка. Показатели роста в этом сегменте превысят таким образом 200% на фоне около 50%-ных показателей других динамично развивающихся направлений бизнеса, например, в области разработки клиентских приложений, аутсорсинга или решений класса BI.

Прирост ИТ-сегментов российского рынка за 2003 г.

Самые быстрорастущие ИТ-сегменты в России, 2003 г.

Источник: IDC

Для сравнения, мировой рынок корпоративного ПО оценивался в 2003 году Gartner порядка 8, 878 млн. долл. При этом на ERP приходилось свыше 4,614 млн. долл. В прогнозе на 2004 году не ожидается сопоставимых с российскими показателей роста. Рынок ERP составит порядка 4,719 млн. долл. Объем всего рынка корпоративного ПО в мире вырастет до 9,045 млн. долл.

Мировой рынок корпоративного ПО (млн. долл.) *

 2003200420052006
CRM2,362.62,386.22,505.62,706.0
ERP4,614.74,719.64,873.65,130.8
SCM1,901.31,939.62,027.32,182.7
Всего8,878.79,045.49,406.510,019.5
* продажи новый лицензий ( не включая поддержку)

Источник: Gartner Dataquest, 2003

ERP: большие и малые

В мировой практике существует устоявшаяся градация ERP-проектов, исходя из такого параметра, как размер предприятия. По западным стандартам, к малым относятся компании с годовым оборотом, не превышающим 200 млн. долларов, к средним — с оборотом от 200 млн. до 1 млрд. долл. Обороты свыше 1 млрд. долларов в год характеризуют крупные корпорации, которые ранее считались прямыми потребителями продуктов класса ERP, а сейчас вызывают особую тревогу разработчиков и поставщиков «тяжелых» решений. Причина этой обеспокоенности, в первую очередь, заключается в том, что этот сегмент уже практически достиг точки ERP-насыщения, а плановая замена подобных систем не актуальна как минимум 10 лет после внедрения. Большинство крупных корпораций на мировом рынке на данный момент либо уже внедрили ERP, либо находятся на стадии внедрения, что заставляет поставщиков ориентироваться теперь преимущественно на рынок СМБ (среднего и малого бизнеса).

С учетом российской специфики, отечественные эксперты предлагают градацию ERP-проектов не в зависимости от оборота предприятий, а исходя из количества пользователей системы. Соответственно, по этой методике к категории малых можно отнести проекты, рассчитанные на численность до 100 пользователей, средних — до тысячи, и крупных — свыше тысячи пользователей.

Как по западным, так и по российским меркам к разряду «крупных» проектов относят преимущественно внедрение двух решений — SAP R/3 и Oracle E-business Suite. Как известно, это наиболее длительные и дорогостоящие проекты. По оценкам IDC, в 2003 году именно эти ERP занимали ведущие доли в общем объеме продаж корпоративных информационных систем в России.

Доли ведущих поставщиков в общем объёме продаж и поддержки ИСУП в России за 2003 г.

Доли ведущих поставщиков в общем объёме продаж и поддержки ИСУП в России за 2003 г.
* Включая Sun Systems, Epicor, IFS, Mapics, JDEdwards, MAX System, Exact Software, QAD, Infor AG, Geac, Ross Systems, Elprise
** Прибыли проекта «Открытые Технологии»-"Связьинвест" не учитывались

Источник: IDC, 2004

К «средним» системам класса ERP относятся продукты Microsoft Business Solutions — Axapta и Navision, доля которых на российском рынке в 2003 году оценивалась в 12,4%, подразумевая, таким образом, срединную позицию между SAP и Oracle. Решениями аналогичного класса считаются также продукты Scala, JD Edwards, «Парус», «Галактика» и др. К «малым» традиционно относят разработки компаний 1С, которая, однако, уже некоторое время ориентирует свои продукты и на средний рынок.

В отраслевом разрезе

Ключевыми факторами, стимулирующими внедрение ERP, являются, во-первых, стремление повысить конкурентоспособность бизнеса за счет оптимизации процессов, и во-вторых, желание привлечь внешние (западные) инвестиции, для чего необходимо обеспечить прозрачность своей деятельности. Типичным заказчиком крупномасштабной ERP-системы в России является холдинг, т.е. компания с множеством дочерних предприятий, имеющая разветвленную, как в экономическом, так и в географическом плане, структуру.

По оценкам IDC, основная доля продаж управленческого ПО в 2003 году приходилась на сектор непрерывного производства (30% от общего объема). Доля же секторов, считающихся наиболее перспективными с точки зрения потенциала внедрения ERP — оптовой и розничной торговли — в прошлом году не превышала 5% и 8% соответственно.

Распределение прибылей от продаж и установки ИСУП (в млн. долл.) по вертикальным рынкам за 2003 г.

Распределение прибылей от продаж и установки ИСУП (в млн. долл.) по вертикальным рынкам за 2003 г.
* Включая финансовые, государственные и образовательные учреждения
**Прибыли проекта «Открытые Технологии» — «Связьинвест» не учитывались.

Источник: IDC, 2004

В настоящее время поставщики ERP-систем все большую ставку делают на вертикальное позиционирование своих продуктов. Наличие отраслевых решений постепенно становится объективно необходимым условием работы ИТ-консультанта на рынке ERP. По данным опроса CNews Analytics, большинство ERP-проектов ведущих российских поставщиков приходится на промышленный и телекоммуникационный секторы (21% и 17% соответственно). На долю торговли приходится порядка 12% от общего оборота рынка ERP, менее 10% — на предприятия банковского, страхового секторов и госструктуры.

Ваши ERP-проекты реализованы в компаниях, %

Ваши ERP-проекты реализованы в компаниях, %

Источник: CNews Analytics, 2004

По данным опроса CNews Analytics, средняя продолжительность ERP-проектов на отечественном ИТ-рынке не превышает одного года. Разумеется, в данном случае речь идет преимущественно о внедрении «средних» систем, внедрение же «тяжелых» решений продолжается обычно до пяти лет.

Продолжительность ERP-проектов

Продолжительность ERP-проектов

Источник: CNews Analytics, 2004

Факторы, обеспечивающие успешность работы консультанта по ERP

  1. Установка тесных, рабочих отношений с заказчиком — на всех уровнях, включая топ-менеджмент, руководителей ИТ-служб, специалистов подразделений и пр. Успех проекта возможен лишь в случае заинтересованного и конструктивного участия в нем сотрудников компании-заказчика.
  2. Наличие очевидных (реальных) результатов, особенно в случае крупномасштабных проектов, которые консультант должен продемонстрировать персоналу и топ-менеджменту.
  3. Профессионализм команды со стороны заказчика.
  4. Применение соответствующих проектных методологий, схем управления проектом.

На данный момент российский рынок ERP характеризуется устойчивым ростом. Его структура, по оценкам ряда экспертов, окончательно еще не сформировалась (что подтверждает, в частности, покупка в 2003 Связьинвестом лицензий Oracle E-Business Suite, существенно изменившая рыночные позиции Oracle в России). По прогнозам, в ближайшее время будет расти доля «средних» систем, особенно MBS-Axapta. В целом ожидается доминирующий рост ERP именно в секторе СМБ. Параллельно будет увеличиваться спрос на консалтинг в области модернизации и обслуживания управленческих систем.

Мария Попова / CNews Analytics


* Приведенные показатели не учитывают долю проекта «Связьинвест» — «Открытые Технологии», которая пока публично не подтверждена.

Сергей Гаврилов: Российские консультанты готовы идти на большие риски, чем западные

Сергей ГавриловНа вопросы CNews.ru отвечает Сергей Гаврилов, директор департамента корпоративных информационных систем компании Открытые Технологии.

CNews.ru: Как бы вы оценили динамику развития российского рынка консалтинга? Насколько заметно вырос спрос на подобные услуги в последние годы со стороны отечественных заказчиков?

Сергей Гаврилов: Официальные цифры ежегодного роста рынка ИТ-консалтинга колеблются в районе 20%, что должно соответствовать его обороту в 1,5 млрд. долларов в 2004 году. Возьму на себя смелость предположить, что в ближайшей перспективе этот показатель подрастет. На это существуют объективные причины, связанные с ростом объемов ИТ-услуг. Рост доли услуг в обороте значительной части ИТ-компаний неизбежен, и связано это, в первую очередь, с ростом спроса на высокотехнологичные, бизнес-ориентированные решения со стороны крупнейших компаний-заказчиков.

CNews.ru: Существует ли, по вашему мнению, собственно российская методика проведения анализа бизнес-процессов и информационных систем компании? Или же местные консультанты работают преимущественно по западным стандартам?

Сергей Гаврилов: На мой взгляд, в самом вопросе заложено противоречие: с одной стороны вполне уместно использовать мировой опыт и методики, апробированные и применяемые лидерами отрасли, с другой стороны, всегда будет возникать требование адаптации заимствованных инструментальных средств анализа и методик, а также необходимость их сочетания или совместимости с опытом и квалификацией специалистов компании-заказчика. Довольно часто от представителей компаний приходится слышать об оригинальных методологиях внедрения или проведения исследований, которые на деле оказываются переработанными широко используемыми стандартами. Озвученная тема становится более актуальной при рассмотрении вопросов планирования работ и подготовки отчетов по проектам. Нередки ситуации, когда российский заказчик не готов воспринимать информацию, представленную в соответствии с западными терминологией, стандартами и шаблонами, и вот тогда все преимущества на стороне более адаптированного российского консультанта.

Полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS