Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics IT Expert

Мировой рынок ИТ-услуг

Мировой рынок ИТ-услуг

В то время как российский рынок ИТ-услуг быстро набирает обороты, на мировой арене эксперты ограничиваются констатацией того факта, что кризис, наметившийся в секторе ИТ-сервисов в 2002 году, удалось преодолеть. Аналитики, а также ведущие игроки отмечают значительный рост направления аутсорсинга — как информационно-технологического, так и бизнес-процессов. Лидировать на мировом рынке ИТ-услуг продолжают американские и индийские компании.

Объем

Итоги 2003 года не стали для мирового рынка ИТ-услуг ни великой радостью, ни разочарованием. Рост в этом секторе составил, по различным экспертным оценкам, от 6% до 10%. Эти показатели по крайней мере позволяют говорить о том, что рынок явно оправился после спада 2002 года, когда Gartner зафиксировал снижение роста на 0,3%. Заметим, что российский рынок ИТ-услуг, как отмечено в отчете CNews Analitics «Итоги 2003. Рынок ИТ: Время контрастов», растет значительно быстрее мирового — с $0,84 млрд. в 2002 году до $1,13 млрд. в прошедшем.

По оценкам Gartner, мировой рынок ИТ-услуг в 2003 году вырос на 6,2%. Его оборот составил $569 млрд., при том что по итогам 2002 года этот показатель достигал $536 млрд. Нужно отметить, что еще в 1 полугодии 2003 аналитики спешно сократили ранее прогнозируемые показатели роста в этом секторе в перспективе до 2005 года — с 6,1%, 7,1% и 7,8% в 2003, 2004 и 2005 гг. соответственно до 3,5%, 5,2% и 6,3%. Причиной подобных поправок в тот момент стали явно слабые финансовые результаты поставщиков ИТ-услуг и вялое развития рынка ИТ в целом. А малый показатель возврата инвестиций от предыдущих затрат на ИТ, предположительно, должен был привести к большей сдержанности компаний-заказчиков в своих инвестициях. В итоге общий оборот рынка ИТ-услуг в 2003 году по обновленным прогнозам должен был составить $555,2 млрд.

Прогноз развития ИТ-сегмента (пессимистичный, наиболее вероятный и оптимистичный сценарии)

Прогноз развития ИТ-сегмента (пессимистичный, наиболее вероятный и оптимистичный сценарии)

Источник: Gartner Dataquest (Июль, 2003)

В свою очередь эксперты IDC также были вынуждены понизить свои прогнозные оценки темпов роста мирового рынка ИT-услуг, констатируя, что в 2002-2003 в этом секторе столкнулись с гораздо большими трудностями, чем можно было предвидеть ранее. Пересмотрев свой прогноз на ближайшие 5 лет, IDC в начале 2003 года утверждала, что расходы на ИT-услуги в мире вырастут к 2006 году до $572 млрд., а среднегодовой темп роста (CAGR) составит 10,6%.

Спустя год аналитики этой же компании начинают констатировать заметное улучшение ситуации. В частности, IDC отмечает, что по итогам 2003 года 30 крупнейших в мире компаний-поставщиков ИТ-услуг в среднем увеличили свои доходы на 10,9%. За весь год 30 ведущих игроков на мировом рынке ИТ-услуг заработали, в общей сложности, $209,2 млрд. В 4-м квартале совокупный доход этих компаний достиг $54,7 млрд., что на 9,7% больше, чем в 4-м квартале 2002 года, и на 5,5% выше показателя 3-го квартала 2003 года. Здесь следует отметить, что в 4-м квартале, в связи с сезонным ростом рынка, традиционно заключается больше контрактов, чем в 3-м. Среди 30 ведущих провайдеров ИТ-услуг, упомянутых IDC, такие компании, как Accenture, ACS, Atos Origin, BearingPoint, CGEY, CGI Group, Cisco, CSC, DELL, Deloitte, Deutsche Telekom (T-Systems), EDS, EMC, Fujitsu, Getronics, Hewlett-Packard, Hitachi, IBM Global Services, Lockheed Martin, Lucent, NCR, Nortel Networks, Northrop Grumman, Oracle, Perot Systems, SAIC, SAP, Schlumberger, Siemens, Sun Microsystems и Unisys.

С одной стороны, рост доходов ведущих провайдеров в этом секторе IDC склонна объяснять ослаблением доллара, а также результатом более часто используемой тактики поглощений. С другой стороны, список контрактов, подписанных в прошлом году десятью ведущими компаниями-поставщиками ИТ-услуг, подтверждает, что данное направление набирает силу. Крупнейшие 10 компаний подписали в 2003 г. контракты на сумму свыше $145 млрд. — по сравнению с аналогичным показателем 2002 г., рост по этому показателю составил 19%, а в денежном выражении — 15%. По мнению аналитиков IDC, подобный результат обусловлен существенной сменой приоритетов заказчиков — вместо проектно-ориентированных услуг теперь чаще заключаются долгосрочные контракты и отдается предпочтение аутсорсингу бизнес-процессов (BPO).

Если говорить о росте рынка ИТ-услуг по регионам мира, то лидирующие позиции, с точки зрения IDC, занимает Азиатско-тихоокеанский регион, с показателем 13%. Далее следует Северная и Южная Америка, где рост рынка в 2003 году составил 10%. В регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) IDC констатирует по итогам года рост всего 4%, при том, что Gartner указывает более радужные 11,8%.

Рост рынка ИТ-услуг по регионам, 2003

Рост рынка ИТ-услуг по регионам, 2003

Источник: IDC, 2004

IDC считает, что сейчас рынок ИТ-услуг находится в состоянии выхода из кризиса, которое, вероятно, сохранится до середины 2005 года. Времена, когда данный сегмент ИТ-рынка рос в три раза быстрее, чем валовой национальный продут, безвозвратно миновали. В ближайшее время нормой будет считаться соотношение два к одному, поскольку ИТ-индустрия все еще не оправилась от последствий неоправданного бума конца 90-ых и последующего кризиса отрасли.

Структура

Самым быстрорастущим сегментом рынка ИТ-услуг, по оценкам IDC, стал аутсорсинг — где рост по итогам 2003 года составил 17,9%. В свою очередь доходы от проектно-ориентированных услуг, включая ИТ-консалтинг и системную интеграцию, выросли лишь на 7,2%.

В свою очередь, по данным Gartner, на аутсорсинг в 2003 году пришлась максимальная доля оборота всего мирового рынка ИТ-услуг — 39,6% или 220 059 млн. долл. На втором месте — системная интеграция, с 38,5%. Далее следует разработка и внедрение решений — 30%. Минимальная доля от общего объема рынка ИТ-услуг пришлась на консалтинговое направление и составила 7,5%. Подобное же распределение долей рынка сохранится, по прогнозам, и в 2004 году. На аутсорсинг будет приходиться 39,5% или 240 509 млн. долл., на долю системной интеграции — 38%, на разработку и внедрение решений — 30%. Консалтинг при этом сохранит минимальный показатель в 7%.

Объем мирового рынка ИТ-услуг по сегментам (млн. долл.)

Сегмент 2003 2004 2005 2006
Поддержка решений 129,782 135,493 139,169 143,795
Аппаратная поддержка 77,526 80,203 81,659 83,491
Поддержка ПО  52,256 55,290 57,510 60,304
Системная Интеграция 219,062 232,106 242,000 254,834
Консалтинг 43,078 45,039 46,750 49,084
Разработка и интеграция 175,984 187,067 195,250 205,750
Аутсорсинг 220,059 240,509 258,020 278,004
ИТ-менеджмент 135,096 146,908 156,735 167,835
Процессный менеджмент 84,963 93,601 101,285 110,169
Всего 568,904 608,108 639,189 676,633

Источник: Gartner Dataquest (июль, 2004)

В целом на мировом рынке ИТ-услуг заметно растет потребление в сегментах ИТ-менеджмента и управления процессами. Рост здесь составил 10% и 9,3% соответственно. Gartner объясняет эту тенденцию установкой компаний-заказчиков на усиление контроля за расходами.

Аутсорсинг: пара туч на солнечном небосклоне

По оценкам Gartner, пока что около 50% аутсорсинговых проектов в Европе не оправдывают ожиданий заказчиков. Самым «слабым звеном» в них являются внутренние команды участников проекта, формируемые со стороны собственно компаний-заказчиков. Часто они оказываются как минимум недостаточно профессиональными. Сотрудникам не хватает знаний, навыков и опыта для реализации сложных бизнес-проектов. По рекомендациям Gartner, компаниям необходимо инвестировать порядка 3-4% от бюджета, выделяемого на создание подобных групп, с тем чтобы подготовить сотрудников и повысить их рабочий потенциал. Повышение уровня подготовки в данном случае является не желательным, а обязательным требованием для успешности проекта.

По оценкам Gartner, залогом успеха аутсорсингового проекта становятся 3 ключевых фактора: наличие профессионализма со стороны всех участников, адекватное управление процессами и высокий уровень доверия со стороны заказчика по отношению к поставщику услуг.

Как выявило исследование Gartner, для успеха аутсорсингового проекта необходимо гармоничное сочетание технического и бизнес-профессионализма. Слабые аутсорсинговые проекты были реализованы, как ни удивительно, в условиях доминирования команд именно технических специалистов.

Далее, Gartner обращает внимание на всю важность фактора доверия со стороны заказчика по отношению к поставщику услуг. Именно это определяет скорость как принятия решений, так и решения появившихся в ходе проекта проблем.

По результатам исследования Gartner, можно сформулировать следующие факторы, определяющие выбор компанией внешнего поставщика ИТ-услуг:

  • Профпригодность,
  • Надежность,
  • Предсказуемость,
  • Реалистичный подход,
  • Репутация,
  • Возможность сотрудничества.

В настоящий момент, оценивают аналитики, менеджмент в секторе ИТ в целом и на рынке аутсорсинга в частности находится приблизительно на том же уровне, как управление строительством в 1850-ые гг. Именно тогда в том секторе начал появляться ряд «профессиональных направлений», которые затем стали определять развитие всей отрасли. Для этого потребовалось сочетание технических, управленческих, коммерческих и коммуникационных навыков. Именно такой «золотой» набор качеств необходим сейчас и компаниям, претендующим на лидерство в ИТ-аутосорсинге. В целом же рынку профессиональных ИТ-услуг и аутсорсинга не хватает сейчас зрелости, подготовленных профессионалов, стандартов и регулирующих норм.

Участники

На мировом рынка ИТ-услуг, по оценкам Gartner, продолжают лидировать американские вендоры. На их долю приходится до 59% всех затрат на рынке. В целом рост оборота американских поставщиков по итогам года был незначителен и составил всего 4%. При этом оборот индийских вендоров вырос на 29%, хотя доля этого рынка составляет пока 1,4% от общемирового. Индийские компании вообще очень зависят от уровня экспорта, поскольку 92% их оборота составляют заказы от иностранных компаний и только 8% приходится на внутренние продажи. Постепенное вхождении Индии в глобальную экономику позволит этой стране успешно конкурировать с другими поставщиками ИТ-услуг. Это стимулирует индийские компании к инвестициям в технологии. Соответственно, на мировом рынке аутсорсинга пока что абсолютно доминируют американские и индийские компании, которые наиболее подготовлены сейчас к глобальной экспансии. Со своей стороны поставщики ИТ-услуг из других стран работают преимущественно на обслуживание своих внутренних рынков, постепенно только начиная выходить на региональный уровень.

10 крупнейших поставщиков ИТ-услуг в 2003 году (млн. долл.)

Компания Оборот в 2003 году Доля рынка в 2003 году (%) Оборот в 2002 году Доля рынка в 2002 году (%) Рост (%)
IBM 42,635.0 7.5 40,139.0 7.5 6.2
EDS 21,102.0 3.7 20,979.0 3.9 0.6
Fujitsu 16,122.9 2.8 14,482.9 2.7 11.3
Computer Sciences (CSC) 12,679.0 2.2 12,122.8 2.2 4.6
Hewlett-Packard 12,546.0 2.2 12,211.0 2.3 2.7
Accenture 12,150.0 2.1 11,514.0 2.1 5.5
Lockheed Martin 7,568.0 1.3 7,143.0 1.3 5.9
Northrop Grumman 7,392.0 1.3 6,700.0 1.2 10.3
Automatic Data Processing 7,220.0 1.3 7,043.0 1.3 2.5
Hitachi 7,133.8 1.3 6,408.0 1.2 11.3
Others 422,454.1 74.2 396,917.1 74.1 6.4
Total Market 569,002.8 100.0 535,659.8 100.0 6.2

Источник: Gartner Dataquest (июнь, 2004)

Крупнейшим поставщиком на этом рынке, по самым разным экспертным заключениям, остается IBM, рыночная доля которой увеличилась до 7,5%. При этом показатель роста оборота компании по итогам года составил 6.2% (данные Gartner). С точки зрения самого быстрого роста за 2003 год на мировом рынке ИТ-услуг лидируют, по оценкам IDC, компании Northrop Grumman (76%), CGI Group (44%) и Dell Services (28%).

Самые быстрорастущие игроки рынка ИТ-услуг в 2003 г.*

Компания Northrop Grumman CGI Group Dell Services Deutsche Telekom (T-Systems) EMC Services
Рост 76% 44% 28% 25% 21%

*Показатель роста в процентах рассчитывается, исходя из полученного компаниями дохода, выраженного в долл. США. Источник: IDC, 2003 г.

С точки зрения лояльности к бренду, как показало исследование Gartner, среди пользователей ИТ-услуг также лидирует IBM, воспринимаемый в качестве ведущего бренда во всех ключевых сегментах этого рынка, за исключением сектора аутсорсинга бизнес-процессов (BPO). Большинство из 197 опрошенных Gartner пользователей ИТ-услуг назвали IBM компанией номер один на рынке консалтинговых услуг (в том числе, ИТ-консалтинга), разработки систем и системной интеграции, а также ИТ-аутсорсинга.

Что касается аутсорсинга бизнес-процессов, то здесь ответ «не знаю» касался почти всех компаний, однако второе и третье места в списке достались, соответственно, компаниям Automated Data Processing и IBM. В 2002 году IBM удалось расширить свое присутствие в этом сегменте рынка за счет приобретения у PricewaterhouseCoopers компании PwC Consulting (консалтингового бизнеса и подразделения, специализирующегося на технологических услугах) и создания нового подразделения под названием Business Consulting Services.

На второе место после IBM в сегменте консалтинга и ИТ-аутсорсинга опрошенные поставили компанию EDS. Этот бренд оказался на третьем месте в сфере разработки систем и системной интеграции и пятом — в секторе аутсорсинга бизнес-процессов.

Узнаваемость бренда, вероятно. находится в прямой зависимости от рыночной доли компании в соответствующем секторе. И это подтверждают данные других исследований рынка. Так, по оценкам IDC, IBM занимает 22% на мировом рынка ИТ-аутсорсинга. EDS, Computer Sciences и Fujitsu идут следующими в рейтинге IDC. Однако, с другой стороны, в первую десятку компаний, название которых сразу же приходит на ум, когда речь заходит о консалтинге в сфере ИТ, попали Hewlett-Packard и Microsoft — несмотря на то, что этим компаниям не принадлежит сколько-нибудь значимая доля на рынке консалтинговых услуг.

Из индийских офшорных компаний, оказывающих ИТ-услуги, участники опроса назвали Infosys, Patni Computer, Satyam, Tata Consultancy Services и Wipro.

Прогнозы

Gartner определяет несколько ключевых тенденций развития мирового рынка ИТ-услуг на ближайшие годы:

  • снижение цен на ИТ-услуги,
  • дальнейшее развитие ИТ-сервисов, включая офшорное программирование
  • фокус поставщиков и заказчиков на бизнес-процессы.

В последние годы компании принимали решения об инициации аутсорсинговых проектов, руководствуясь соображениями сокращения расходов и стоимости услуг. Ключевым фактором развития рынка аутсорсинга так и остается пока стремление заказчика выиграть в цене, ввиду чего он обеспокоен в первую очередь поиском более дешевых услуг. Этот параметр до сих пор приоритетнее при выборе поставщика, чем, скажем, технические или бизнес-характеристики компании. Распространение на рынке данной тенденции в свою очередь стимулирует снижение цен поставщиками — пока только на некоторые виды ИТ-услуг. По ожиданиям Gartner, в течение последующих 2-3 лет цены продолжат снижаться, в первую очередь на наиболее дорогостоящие сейчас высокопрофессиональные услуги.

Для поставщиков ИТ-услуг залогом выживания на рынке становится задача оптимального снижения цен на фоне повышения эффективности работы. По прогнозам аналитиков, к 2006 году на приоритетные позиции выйдут модели предоставления решений и услуг в режиме реального времени. Данный подход будет наиболее актуален для управления инфраструктурой, приложениями и бизнес-процессами заказчика, не являющимися критическими для его продвижения в ключевой нише.

Gartner также предсказывает, что фокус бизнес-сообщества после 2004 года начнет смещаться в сторону контроля ИТ-затрат, выработки оптимальных стратегий ИТ-развития и выбора лучшего поставщика решений и услуг. Соответственно, все ИТ-вопросы будут рассматриваться преимущественно в контексте бизнес-задач. А уже к концу 2008 года половина всех аутсорсинговых проектов будет оцениваться с точки зрения бизнес, а не технологического подхода.

Уровень экспертизы поставщика профессиональных услуг станет определяющим фактором при выборе ИТ-партнера уже в 2005 году. Лояльность к провайдеру услуг в сфере ИТ будет расти в зависимости от степени его профессионализма и наличия соответствующих отраслевых решений. В этой связи Gartner рекомендует вендорам инвестировать в повышение собственной отраслевой экспертизы, а также операционной эффективности.

Мария Попова / CNews.ru

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS