|
|
Обзор
Рынок ЦОД 2011Обзор подготовлен
CNews: Какие первоочередные задачи стоят перед департаментом информатизации Минздравсоцразвития?
Вадим Дубинин: Наше министерство занимается всеми вопросами, связанными с работой с населением. Многие департаменты работают с территориальными органами, просто с территориями, с клиниками федерального подчинения, с региональными министерствами. Эта работа требует качественного сбора информации, но, одновременно, никто не хочет заниматься заполнением отчетно-учетных форм. Понятно, что при таком способе сбора данных они поступают в министерство с большим запозданием, часто неактуальные или плохо обработанные. Единственный способ решить эту проблему – внедрить информационную систему, которая упростит процедуру сбора данных, уменьшит количество бумаг и облегчит их обработку.
CNews: Старая концепция информатизации здравоохранения вызывала множество нареканий. Участники рынка считали, что она не решает проблемы «лоскутности» и ориентирована, по большей части, на решение учетных задач. Учитывали ли вы это мнение при доработке концепции?
Вадим Дубинин: С существовавшим ранее вариантом концепции, одобренным президиумом Совета по информатизации при президенте РФ в 2009 г., я ознакомился только 22 декабря прошлого года. Хотелось бы внести ясность. В рамках программы развития здравоохранения до 2020 г. существует программа информатизации здравоохранения, которая носит концептуальный характер и была опубликована в интернете еще в 2008 г. В ней содержатся основные задачи, которые должна решать информатизация, суть которых сводится к одному - за счет внедрения ИТ повернуть здравоохранение в сторону граждан.
Летом 2010 г. на Тверском форуме министр здравоохранения говорила о другой программе – программе создания системы персонифицированного учета. В новой концепции эта программа уже практически не упоминается, поскольку она – лишь маленькая задача в рамках создания информационной системы здравоохранения. Под информационной системой понимается не конкретный программный продукт, а перечень всего того, что используется в здравоохранении: программных продуктов, разнообразного функционала, компьютерной техники.
Первая концепция была разработана в 2009 г., и именно она была одобрена на президиуме Совета по информатизации при президенте РФ. После одобрения ее надо было согласовать и утвердить, и этим уже пришлось заниматься мне.
Когда я читаю сложный текст, то обычно составляю некую схему, чтобы понять, из каких частей он состоит и как они взаимосвязаны. Я читал концепцию неделю, чтобы воплотить в схему, у меня постоянно получалось «лоскутное одеяло». Я думаю, что это результат простого сложения мнений многих групп профессионалов, имеющие разные взгляды на то, как надо информатизировать здравоохранение. Именно влияние этих групп, с которыми работал мой предшественник, и привело к такой путанице.
Мы создали собственную рабочую группу, которая начала свою работу 3 марта 2011 г. и должна была дать ответ на вопрос: какой из возможных вариантов технологического решения лучше – «облачный» или «приземленный» («безоблачный»). Понятно, что все вычисления, все крупные решения, тем более федерального, общемирового уровня, движутся в сторону построения «облачных» систем. Это выгодно и с экономической, и с функциональной точки зрения, и с позиции управления.
Проблема в том, что существуют вполне разумные и обоснованные опасения по поводу того, готова ли наша страна к переходу на «облачные» технологии. Это очень актуальный для здравоохранения вопрос. Есть мнение, что необходимо опираться на что-то уже разработанное, преимущество чего уже проверено и доказано. «Безоблачные» технологии, при всей своей технологической отсталости, за счет притирки к ситуации, к коллективу, к характеру работы данного ЛПУ или региона уже прошли период «детских ошибок». В одночасье заменить их новой системой, пусть в сто раз лучшей с технологической точки зрения, - значит нарваться опять на «детские ошибки», которые могут иметь фатальные последствия для отдельных граждан.
CNews: Каковы основные отличия новой концепции от старой?
Вадим Дубинин: Во-первых, в новой концепции появилась согласованная со всеми министерствами единая структура взаимосвязанных решаемых задач, т.е. она стала системой, все элементы которой взаимосвязаны по смыслу, по содержанию. Впервые концепция писалась на схему, т. е. сначала была создана схема, а поверх нее писали текст. Это отличия по форме, а теперь по содержанию.
Прежде всего, мы отказались в концепции от паллиатива всех возможных технологий и поставили задачу двигаться в сторону использования «облачных» технологий. При этом мы не хотели, чтобы разрабатываемые вновь решения заставили пользователей отказаться от того, что уже существует в этой сфере, и постарались найти место уже работающим системам в новой структуре. Мы определили работы, которые могут выполняться как теми регионами, которые целиком переходят на «облачную» структуру, так и теми, которые будут продолжать поддерживать существующую структуру. С «облаком» будут связаны все ЛПУ и регионы – даже те, которые решат потратить свои средства на развитие собственных систем. При этом они будут обязаны построить шлюз взаимодействия с «облачной» системой.
«Облачная» система состоит из трех основных компонентов. Один из них мы сейчас условно называем федеральный ЦОД – это аппаратно-техническая основа всей системы, которая обеспечивает большое количество различных услуг, доступных по всей РФ. Проект его создания согласован с Министерством связи. Хочу подчеркнуть, что ЦОД будет «федеральным». Это означает, что за его работу будет отвечать либо само министерство, либо уполномоченная им организация. При этом сами серверные узлы могут быть арендованы у кого угодно, например у «Ростелекома». Кроме того будет строиться федеральный серверный узел где-нибудь в наукограде в Дубне.
Федеральный ЦОД будет обеспечивать схему метаданных, в которую будут вложены данные других систем, систему связи, шину обмена данными. Все это ложится на плечи государства.
Два других компонента – функциональные. Один из них будет строиться по модели IaaS. Государство будет предоставлять регионам инфраструктуру в аренду, им не придется покупать свое серверное оборудование и нанимать людей его обслуживающего. Будет ли IaaS платной или бесплатной услугой, сейчас обсуждается.
Второй компонент, разработанный в режиме SaaS, включает в себя функции, выполняемые для реализации задач федерального уровня. Это система ведения нормативно-справочной информации, система ведения электронно-медицинской карты, система ведения персонального учета медицинской помощи, в том числе с помощью пластиковых карт.
Туда же входит так называемая Федеральная медицинская библиотека, в которой кроме специальной литературы будут и подзаконные акты, и разъяснения департаментов. Это большой справочник для врача, для управленца в здравоохранении или социальной сфере. В будущем, возможно, эта библиотека станет электронным издательством, будет публиковать научные работы, выполнялись функции обмена информацией. Она будет создаваться на базе Первого медицинского института.
Кроме того, в этот компонент войдет общефедеральная система записи на прием к врачу, включающая в себя и базовые функции электронной регистратуры. Решение о ее создании было очень сложное, но теперь оно закреплено в концепции. ЛПУ могут или воспользоваться ей как SaaS, или построить «мостик» от своей регистратуры к этой. Туда же войдут все регистры и вся система статистической отчетности. Предполагается, что большинство регистров будет заполняться автоматически, путем агрегации информации и федеральной системы электронной медицинской карты пациента.
Будут разработаны стандарты работы с этими системами, и при их соблюдении ПО станет доступно через интернет и для каждого региона, и для каждого врача.
CNews: Вы планируете использовать в ЦОДе суперкомпьютер?
Вадим Дубинин: Не уверен, что там найдется место для суперкомпьютера, хотя не исключаю этого. Суперкомпьютер нужен для выполнения большого объема сложных вычислений, для сложных с физической, математической точки зрения уравнений либо для тех задач, которые строятся на вероятностных схемах, например, для проверки действия лекарств на организм. Но это научная задача. А мы сейчас говорим о задачах хранения, обработки, предоставления большого объема данных с очень высокой степенью надежности.
CNews: А что остается на региональном уровне?
Вадим Дубинин: На региональный уровень переданы самые важные функций, они же и самые проблемные.
Долго обсуждался вопрос, к каким компонентам – региональным или федеральным – относить бухгалтерию и кадровый учет. После долгих споров пришли к выводу, что на федеральном уровне будут создаваться типовая бухгалтерия ЛПУ и типовой отдел кадров ЛПУ как SaaS функции. То, что имеет непосредственное отношение к бизнес-процессам, – процедуры, связанные с особенностями работы бухгалтерии, например – финансовое стимулирование медицинских кадров, связанные с непосредственным оказанием медицинских услуг пациентам, с лекарственным обеспечением, с контролем «коечного фонда», с лабораторными исследованиями - отнесли на региональный компонент. и назвали МИС (медицинская информационная система).
Кстати, концепция не предусматривает создание единой базы хранения результатов исследований – так называемых «медицинских изображений» - томограмм, рентгенограмм, кардиограмм и т.п. Это очень объемные данные и их сбор в одном месте неоправданно усложняет систему. Единственная централизация, на которую мы вынуждены были пойти, – это единая структура электронной медицинской карты и простейший функционал по ее заполнению. Без этого невозможно.
Поймите, наличие федерального функционала не означает обязанности его использования. А вот наличие инфраструктуры данных медицинской карты означает обязанность ее заполнения, потому что на основании тех данных, которые будут собираться в федеральном компоненте, Министерство здравоохранения будет оценивать эффективность работы, действий каждого ЛПУ, вплоть до каждого врача.
CNews: Спасибо.