Обзор подготовлен CNA

версия для печати

Какие специалисты нужны в ЭДО?

ИТ-кадры: кто нужен рынку СЭД?

Очевидно, что внедрение любой информационной системы – лишь первый этап на пути борьбы компании с "информационным хаосом". Эффективность эксплуатации ECM/СЭД будет зависеть от того, насколько оптимально удастся выстроить политику управления корпоративным контентом. В связи с этим на современном этапе развития электронного документооборота представляется актуальной дискуссия о месте специалистов в области ЭДО в корпоративной иерархии, степени их ответственности и предъявляемых профессиональных требованиях.

Как показывает практика, отсутствие в компании специального исполнительного лица, отвечающего за управление СЭД/ECM, может сильно повлиять на степень успешности автоматизации документооборота. Поэтому, по мнению экспертов, на этапе ввода системы фактором успеха всегда является наличие сильного руководителя проекта со стороны заказчика. Также на этапе эксплуатации необходимо определить круг ответственных за работу с системой и их полномочия.

В некотором смысле справедливо  утверждение, что российские и западные компании работают в различных парадигмах: "электронный документооборот" и "управление информации".  В результате в первом случае акцент делается на управлении документом, а во втором - на управлении контентом. Отечественный рынок СЭД имеет весьма развитые традиции в плане дисциплины электронного документирования по сравнению с либеральными западными подходами к управлению документами. Однако для России характерна ситуация, когда менеджером СЭД выступает делопроизводитель или, что реже, технический специалист или менеджер проектов, а не специально обученный работник.

Распределение ролей

В предложенной аналитической компанией Gartner модели ролей управления документацией в нее включены: юрист-специалист по ИТ (IT and legal hybrids), архивариус цифровых архивов (digital archivist), информационный менеджер (business information manager) и архитектор корпоративных систем информации (enterprise information architect). Эти сотрудники могут быть не только ИТ-специалистами по основному профилю, но и прийти на данные должности из сферы бизнеса.

В России в связи со спецификой развития рынка электронного документооборота модель Gartner имеет свои варианты "переводов". Так, по словам Елены Ивановой, начальника отдела маркетинга ЭОС, на отечественном рынке преобладают информационные менеджеры, а архитекторов корпоративных систем крайне мало. Роль архивариуса цифровых фондов в России также отсутствует. Это связано с тем, что на Западе большое внимание уделяется управлению данными, хранящимся в электронном виде, а в России цифровые архивы находятся в зачаточном состоянии, и большинство корпораций и госструктур не придает этому слою своей ИТ-инфраструктуры никакого значения. Как исключение можно привести в пример крупные российские государственные библиотеки, получившие соответствующие гранты, и некоторые компании, понимающие необходимость таких архивов.

Российские эксперты в целом согласны с моделью Gartner, но отмечают, что существует множество других возможных классификаций.

По словам Максима Галимова, директора по перспективным исследованиям компании Directum, российская практика делопроизводства выделяет предметную роль "управляющего документацией" (делопроизводителя), который берет на себя множество обязанностей - от проектирования архивов до оперативного контроля за движением документов. Эксперт полагает, что наиболее практичным шагом с точки зрения управления будет перевод такого специалиста в ИТ-службу.

Сергей Якимчук, руководитель центра компетенции MS SharePoint компании Terralink, говорит, что информация делится четко на ту, что присутствует (и должна присутствовать) только в бумажном виде? и на ту, что можно переводить в электронный вид. Первой управляют делопроизводители, а второй – "итэшники". Никаких других ролей в ближайшие годы не появится.

Распределение обязанностей

Согласно исследованию компании AIIM, в компаниях, работающих на территории Европы, проекты ЕСМ почти лишены четко выраженной схемы ответственности и управления. По данным AIIM, в 28% компаний за СЭД отвечают руководители ИТ-департамента (причем аналитики отмечают, что зона их ответственности относится не к выбору технологий, а к вопросам контента), в 15% организаций есть отдельная должность директора по управлению документацией (Chief Records Officer) или руководителя по аудиту документационного обеспечения (Chief Compliance Officer). В остальных случаях за ECM/СЭД отвечают начальники финансовых и юридических отделов. В целом, в 36% организаций нет специального человека, который выполнял бы работу руководителя аналитического департамента, связанного с корпоративными документами и неструктурированным контентом, а в 10% компаний за электронный документооборот вообще никто не отвечает.

В России степень вовлеченности персонала в процесс документирования остается недостаточной, а распределение функциональных обязанностей - размытым. В результате с документами могут работать секретарь, делопроизводитель, специалист, руководитель отдела, топ-менеджер – любой сотрудник, который имеет отношение к прохождению данного вида документа или поручения в системе. Нельзя сказать, что это повсеместное явление. Однако в результате компания может получить "некачественный" контент. Что, согласно данным исследования компании TDWI, снижает доходы организации на 10-20%.

В крупных компаниях может быть выделено подразделение, ответственное за СЭД/ECM-решения, а в небольших за все ИТ-продукты может отвечать приходящий два раза в неделю системный администратор. В государственных структурах, по словам Юрия Корюкина, директора по корпоративным проектам ABBYY, традиционно к документообороту относятся с большим "почтением", и есть отдельные специалисты или даже подразделения, отвечающие за это направление. Но в целом нехватка кадров в этой области продолжает иметь место, и связана она с тем, что эти люди не востребованы.

Цена вопроса

Некоторые кадровые агентства отмечают, что заказов по подбору специалистов, от которых требовались бы навыки работы с ECM и СЭД, пока немного. Рекрутинговый портал Superjob.ru, напротив, говорит об устойчивом росте спроса на специалистов в области СЭД ("Делопроизводитель", "Специалист по документообороту", "Консультант по внедрению СЭД", "Специалист по сопровождению СЭД").

Зарплатные предложения в отрасли СЭД, июль 2010, Московский регион

Должность Зарплатные предложения, тыс. руб.
Делопроизводитель / Специалист по документообороту 25-35
Руководитель секретариата 45-65
Консультант по внедрению СЭД 60-80
Специалист по сопровождению СЭД 35-50

Источник: Superjob.ru, 2010

Специалисту/консультанту по внедрению предлагают зарплату около 40 тыс. – 60 тыс. руб., ведущему консультанту - до 100 тыс. руб. Вознаграждение разработчиков составляет в среднем 60 тыс. руб., но может быть выше и зависит в первую очередь от уровня квалификации. Компенсация системных архитекторов составляет 80 тыс. - 100 тыс. рублей и выше и определяется степенью квалификации и опытом.

Динамика зарплатных предложений в отрасли СЭД, Московский регион

Должность Зарплатные предложения, тыс.руб
Февраль
2009
Июль
2009
Февраль
2010
Июль
2010
Делопроизводитель / Специалист по документообороту 20-30 23-32 25-35 25-35
Руководитель секретариата 40-55 40-60 40-65 45-65
Консультант по внедрению СЭД 55-70 60-75 60-80 60-80
Специалист по сопровождению СЭД 30-40 30-45 30-45 35-50

Источник: Superjob.ru, 2010

Существует мнение, что зарплаты разработчиков СЭД и менеджеров контента в СЭД в России никак не связаны друг с другом, а разработчики СЭД – это обычные программисты, которые получают столько же, сколько и другие представители данной профессии.

Чего ждать от политики управления документами?

Опрошенные CNews эксперты не ожидают серьезных изменений в подходах компаний при формировании корпоративной политики управления контентом и документами. Однако вне зависимости от уровня подготовленности персонала, для организации электронного взаимодействия и эффективной работы с электронными документами будет актуально наличие отдельной службы, формирующей регламенты электронного документирования, в том числе документирования ключевых процессов бизнеса. Поэтому можно ожидать, что от менеджеров СЭД/ECM будут требоваться компетенции в области бизнес-аналитики, юриспруденции и т.д.

Александр Бейдер, директор по развитию направления ECM компании Terralink, полагает, что с развитием технологий управления контентом будет возрастать спрос на консультантов, способных спроектировать систему в соответствии с общепризнанными стандартами, отраслевыми нормами и особенностями бизнеса заказчика. Одновременно увеличится потребность в квалифицированных организаторах работы системы у заказчика, например, руководителей служб ДОУ с опытом применения компьютерных средств. В свою очередь, все это приведет к нехватке специалистов по подготовке/переподготовке персонала и по поддержке систем.

Дмитрий Романов, директор по развитию технологий информационного менеджмента компании "АйТи", уверен, что навыки работы с электронным документооборотом сегодня должны быть у любых сотрудников, а если рассматривать спрос на специалистов в области СЭД с позиций вендоров таких решений, то рынку требуются качественные продавцы, руководители проектов, аналитики -  люди, способные ставить задачи и решать проблемы, переводить бизнес-проблему с языка пользователя на технический язык и обратно.

Алексей Надеждин

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS