|
|
Обзор
Рынок СЭД 2010Рынок программных средств корпоративного поиска за рубежом показывает стабильный рост. Российский сектор все еще заметно отстает, при этом там практически отсутствуют отечественные разработки. Поможет ли оживлению этого рынка введение государственного регулирования или принятие новых стандартов?
По данным IDC, рост западного рынка средств контентного поиска превышает развитие рынка программного обеспечения в целом. Наибольшим спросом пользуются продукты, осуществляющие поиск и анализ языковой и текстовой информации. Основными заказчиками здесь выступают компании, которые внедрили системы BI, CRM, ECM. Как правило, они испытывают потребность в интегрированном поиске по огромному количеству имеющейся информации в наиболее эффективном режиме. В России же рынок подобных решений находится в зачаточном состоянии и дальнейшее развитие ситуации, по мнению его игроков, выглядит неоднозначным.
Компания AIIM, проведя исследование рынка контент-аналитики, пришла к заключению, что рядовые пользователи ассоциируют слово "поиск" с привычной поисковой системой, основанной на ранжировании выдачи на основе релевантности, по типу Google. Поиск в корпоративных системах оказался более сложным занятием для 72% респондентов, а больше половины (53%) не пользуется даже расширенными инструментами, имеющимися в СЭД, поскольку этой функциональности им не хватает. Ровно половина пользователей в бизнес-среде мечтают об улучшении поиска в сторону повышения простоты, скорости и результативности, а также об осуществлении поиска в КИС по ключевым словам. Нахождение и анализ данных мультимедиа, к которым традиционно относятся изображения, аудио- и видеофайлы, в средствах контентного поиска практически не реализованы.
Насколько сложно найти разные типы контента (чем выше показатель, тем сложнее найти соответствующий тип данных)
Источник AIIM, 2010
На российском рынке СЭД/ECM также существует подобная диспропорция, однако эксперты считают ее вполне обоснованной. "Для внешних хранилищ формализовать запросы заранее невозможно, потому что в Сети хранится неструктурированная информация. Соответственно, и поиск работает именно с такими данными. Во внутренних хранилищах можно искать только по созданным внутри них структурам – например, если нужно найти договор, то пользователь должен искать его по номеру и дате", – считает Дмитрий Семенюк, менеджер по продуктам ЭОС. Его поддерживает и Юрий Корюкин, директор по корпоративным проектам ABBYY Россия, объясняя, что созданные в компании специфические документы будут искать по внутреннему поиску; тогда как те, которые делали для того, чтобы выложить в открытый доступ в Сеть, – будут искать именно там.
Дмитрий Семенюк добавляет, что сейчас в бизнес-среде растет интерес не только к полнотекстовому, но и к нечеткому поиску – находящему похожие слова, различающиеся в написании, но имеющие один набор букв. По его мнению, в российских СЭД также очень редко используется поиск по мультимедиа, и основная масса искомых документов – договора, финансовая документация, офисная корреспонденция.
Владимир Митюнин, руководитель московского офиса департамента Documentum "Корус Консалтинг", отмечает, что сравнивать возможности поиска в Сети с поиском во внутренних хранилищах организаций не вполне корректно. "Проблема внутрикорпоративного поиска связана, прежде всего, с тем, что в компании используются несколько информационных контуров (систем) – внутренний портал, учетная система, система документооборота, почтовые программы и их архивы, средства групповой работы, архивы документации и пр. Разумеется, сотрудникам неудобно осуществлять отдельный поиск по каждой из них в отдельности, тем более что мы фактически должны знать, что именно ищем и где должен находиться этот документ (в отличие от веба, где поиск производится по заданному нами ключевому слову в огромном количестве неизвестных нам источников). Плюс к этому неудобно пользоваться разными формами (окнами) поиска для разных систем", – объясняет он.
"Развитие рынка средств корпоративного поиска пока находится в России в зачаточном состоянии. Не думаю, что стандарты или законы нужны в этой области. Компании, которые первыми поймут выгоду от внедрения поисковых технологий, получат преимущества. Эти преимущества заставят конкурентов их догонять – только так и распространяются реальные технологии", - подводит итог Сергей Якимчук, руководитель центра компетенции MS SharePoint компании Terralink.
"Интерес к интегрированному поиску по всем информационным ресурсам растет давно, в том числе и в России. Актуальность вопроса связана с появлением у большинства предприятий сложного конгломерата из различных информационных систем и приложений", – считает Сергей Курьянов, директор по развитию компании Docsvision. В период кризиса рост этой части рынка, по его мнению, вызван потребностью предприятий увеличить эффективность использования своих информационных активов, получить возможность поиска не только по слову или словоформе, а и по смыслу, включая поиск в среде мультимедийных данных (видео, аудио, графики, схемы).
Согласно аналитическим данным, опубликованным AIIM, подобные виды контента еще не имеют достаточной степени управления и поиска в корпоративных информационных системах. Заказчики вкладывают средства в улучшение контентного поиска для своих предприятий, поскольку не удовлетворены имеющимися стандартными сервисами.
В компании ЭОС считают, что этот рынок развивается за счет того, что пользователи стали более часто использовать подобные сервисы, работа с ними усложнилась, что в свою очередь стимулирует развитие специализированных решений. Кроме того, вендоры долгое время пытались решить проблему корпоративного поиска самостоятельно, в отрыве друг от друга. Теперь же для того, чтобы удовлетворить все более жесткие требования пользователей, в разрабатываемые продукты СЭД и ЕСМ начали встраивать специализированные продукты отдельных разработчиков, и это также является драйвером рынка.
"Средства поиска являются одним из основных функциональных контуров СЭД, и именно возможности и удобство поиска часто становятся основных критерием на этапе выбора решения. Несмотря на это российский заказчик пока не готов рассматривать, а, следовательно, и инвестировать, в поисковые технологии как в отдельный продукт. Стоит отметить, что с распространением практики работы с СЭД и повсеместным ростом объемов электронного документооборота значение поисковых технологий будет только расти", - говорит Михаил Потапенко, руководитель направления электронного документооборота Cognitive Technologies.
На рынке отечественных СЭД пока не наблюдается явного роста в сегменте средств контентного поиска. Дмитрий Романов, директор по развитию технологий информационного менеджмента компании "АйТи", полагает, что это связано с особенностями российской экономики: компании намного больше заботят цены на энергоносители, чем качественный доступ к информации для сотрудников предприятия. Однако же момент, в который придет понимание того, что доступ к огромным архивам электронных документов должен осуществляться за гораздо меньшее время, все же настанет, и компании осознают, что качественный контентный поиск неотделим при использовании технологий ЕСМ, прогнозирует эксперт. "Рост спроса на системы корпоративного поиска - это практически однозначный индикатор, который показывает, насколько страна будет двигаться по пути инновационного развития в сторону экономике знаний и информационного общества", - уверен он.
Системы ЕСМ/СЭД предоставляют пользователю возможность сохранять бесконечное количество неструктурированной информации, и каждый документ получает ряд атрибутов, по которым его можно отыскать. Найти документ по его текстовому содержанию иногда представляется затруднительным, но, как отмечают эксперты рынка, заказчиков на данный момент такие трудности устраивают. Директор по маркетингу компании Directum Василий Бабинцев полагает, что технологии корпоративного поиска и не будут развиваться, пока у заказчиков не возникнет в них острая необходимость. Когда она возникнет, то наиболее логичным решением будет интеграция в имеющееся у предприятия ЕСМ-решение специализированной технологии поиска. На данный момент в России существуют компании, внедряющие подобную функциональность применительно к корпоративным порталам, но это скорее единичные исключения, чем общая тенденция, отмечает господин Бабинцев.
Эту мысль разделяет и Сергей Курьянов: "Безусловно, проанализировав предложения любого российского вендора СЭД вы легко найдете там целый раздел, связанный именно с поиском, и это, конечно, ответ на запросы рынка". В качестве иллюстрации актуальности данного направления специалист приводит пример с продуктом MS SharePoint, расширение для которого под названием Enterprise Search, несмотря на свою высокую стоимость, успешно продавалось в России.
Недостатки поисковых систем на внутрикорпоративных просторах вполне очевидны. Несомненно и то, что даже введение новых законов или принятие неких стандартов не приведут к ускорению темпов развития этого сегмента рынка СЭД. Только постепенное понимание заказчиками собственных нужд и планомерное формирование спроса разработчиками в комплексе способны раскачать рынок и дать ему нужное направление к развитию.
Татьяна Бакажинская