|
|
Обзор
Рынок СЭД 2010Рынок ожидает претворения в жизнь планов по внедрению электронных счетов-фактур. Пока ситуация проясняется, имеет смыл посмотреть, что должно измениться с приходом нововведений и какие вопросы предстоит решить законодателям и российским компаниям.
Планы по внедрению электронного документооборота в России уже достаточно давно озвучиваются различными государственными лицами и органами. В мае 2009 года правительство РФ одобрило документ "Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", который включал в себя мероприятия по введению электронного документооборота. С января по июнь 2009 г. управление ФНС России по г. Москве совместно с десятью московскими компаниями провели пилотный проект по созданию системы составления и выставления счетов-фактур в электронном виде. 23 сентября 2009 года в государственную думу был внесен законопроект "О внесении изменений и дополнений в статью 169 части второй налогового кодекса Российской Федерации и федеральный закон "О бухгалтерском учете"", призванный разрешить применение в России счетов-фактур и бухгалтерских документов в электронном виде. Однако 26 января 2010 года этот законопроект был отозван, а сроки введения электронных счетов-фактур в России автоматически передвинулись на более позднее время.
Прежде всего, электронные счета-фактуры представляют собой электронный документ, т.е. файл, содержащий представленную в определенном формате информацию. При этом с точки зрения как фискальных органов, так и компании, обрабатывающей полученный счет-фактуру в электронном виде, важно обеспечить аутентификацию отправителя (т.е. юридически значимое подтверждение того, что документ был отправлен именно той организацией, от лица которой был получен документ) и отсутствие изменений (фальсификации, имитации). Когда это касается бумажных документов, используются печать организации, подписи уполномоченных лиц и проверка на отсутствие помарок и незаверенных исправлений. В случае электронных счетов-фактур для этих целей применяется электронная цифровая подпись (ЭЦП).
Для создания ЭЦП обычно используют принципы ассиметричного шифрования, при которых отправитель с помощью своего закрытого ключа и на основании передаваемого сообщения генерирует по определенному алгоритму подпись, а получатель на основании полученного сообщения, подписи и открытого ключа отправителя проверяет подлинность сообщения. Т.к. открытый ключ отправителя известен и доступен всем, то возникает проблема проверки принадлежности ключа своему владельцу и защиты от подмены этого открытого ключа. Для этих целей используют специальные удостоверяющие центры, т.е. организации, имеющие право выдавать юридически значимое подтверждение соответствия ключей подписей и владельцев (сертификаты ключей).
Надо обратить внимание, что в России порядок использования ЭЦП регулируется федеральным законом "Об электронной цифровой подписи", который устанавливает, что ключом подписи может владеть только физическое лицо, а значит, как и раньше, электронные счета-фактуры будут подписываться уполномоченными физическими лицами от имени компании.
Кроме того, как было отмечено выше, в процессе обмена электронными счетами-фактурами между компаниями необходимо участие третьего лица. В случае подачи деклараций в электронном виде таким лицом является специализированный оператор связи. В рамках пилотного проекта по составлению и выставлению e-счетов-фактур применялась точно такая же схема, и в качестве оператора выступала компания "Такском". Поэтому компаниям, планирующим перейти на обмен счетами-фактурами в электронном виде, надо быть готовыми к тому, что это будет платной услугой.
Еще одним важным моментом является хранение e-документов. Дело в том, что все сертификаты ключей подписи имеют определенный срок действия, но компании необходимо обеспечить возможность подтверждения юридической значимости счетов-фактур в течение всего периода обязательного по закону хранения документа, т.е. даже тогда, когда сертификат ключа уже может быть недействительным.
Разумеется также, что для полного перехода на электронные счета-фактуры и интеграции учетных систем с системой обмена электронными документами компаниям придется установить новое ПО и обновить используемые для автоматизации учета программы. Правда, ситуация со счетами-фактурами в электронном виде, скорее всего, будет развиваться по сценарию, аналогичному подаче электронных деклараций, и необходимое внедрение и обновление программного обеспечения можно будет осуществить достаточно просто.
Остановимся теперь на положительных моментах перехода на счета-фактуры в электронном виде. При применении счетов-фактур в электронном виде компанию ожидает, во-первых, экономия на бумаге и на других расходах на печать, почтовые и курьерские услуги, а также снижение затрат на ведение архива бумажных документов. Уменьшится процент "опаздывающих" счетов-фактур, полученных компанией уже после закрытия налогового периода по НДС, за счет того, что доставка электронного файла осуществляется намного быстрее бумажного документа, и у компании появляется возможность оперативно взаимодействовать с поставщиками. Также становится легче искать необходимые счета-фактуры по контрагенту при камеральных проверках. Будет намного проще, чем сейчас, автоматизировать проверку входящих счетов-фактур на соответствие законодательству и контрактным отношениям с поставщиком. В целом же компании смогут обеспечить более гладкий переход на полностью электронный документооборот и применение стандартов EDI.
Как видим, преимущества перехода компании на счета-фактуры в электронном виде достаточно существенны, и нововведения, если будут реализованы, наверняка будут поддержаны налогоплательщиками.
Что же останавливает быстрое внедрение счетов-фактур в электронном виде? Прежде всего, это историческая ориентация всех регламентирующих документов по бухгалтерскому и налоговому учету на первичные учетные документы в бумажном виде. Полная переработка необходимых положений законов и кодексов для введения электронного документооборота представляет собой большую законотворческую работу.
Например, указанный выше законопроект от 23 сентября 2009 года предлагал внести изменения только в статью 169 Налогового кодекса и 5 статей федерального закона "О бухгалтерском учете". Однако в том же Налоговом кодексе взаимодействие налогоплательщика с налоговыми органами и порядок предоставления документов регулируется еще рядом статей, а внесение изменений только в федеральный закон "О бухгалтерском учете" привело бы к несостыковкам с законами "Об обществах с ограниченной ответственностью", "Об акционерных обществах", "Об архивном деле" и др. Также для корректного проведения судебных разбирательств по НДС нужны изменения и в процессуальном законодательстве, разрешающие предоставление счетов-фактур в электронном виде в качестве доказательства по делу.
Остается надеяться, что законодатели оперативно проведут необходимую работу, и российские компании смогут сделать еще один шаг в сторону электронного документооборота с контрагентами и фискальными органами.
Вячеслав Кубаев