|
|
Обзор
Рынок СЭД 2010Сокращение ИТ-бюджетов практически во всех отраслях экономики неизбежно повлияло на снижение динамики российского рынка СЭД. Тем не менее, ряду ключевых игроков удалось завершить сложный 2009-ый относительно неплохо, и на текущий год большинство сохраняют положительные прогнозы. В пользу последних говорит и установка бизнеса на оптимизацию, и активная позиция госструктур в вопросе ухода от бумажного документооборота.
За рубежом рынок корпоративных порталов переживает период расцвета – в конце 2000-х годов произошли основные сделки слияний и поглощений небольших игроков крупными вендорами ECM. Общая емкость мирового рынка WCM-решений превысила 1 млрд долларов, по оценкам Gartner, а наибольшее распространение такие системы получили в Северной Америке и Западной Европе. В России же этот рынок все еще формируется, на что указывает небольшое (по сравнению с зарубежными рынками) количество масштабных внедрений, а также нечеткая сегментация интранет-продуктов и обычных систем управления контентом.
В 2009 году отечественный рынок систем управления веб-контентом пережил кризисный период с потерями – падение бюджетов на корпоративные сайты у компаний среднего и малого бизнеса отразилось в целом на ценовом предложении - как внедренцев, так и студий, предлагающих платную разработку. Стоимость создания корпоративного сайта для компании, согласно оценкам CMS Magazine на конец 2009 года, составляет в среднем 80 тыс рублей в регионах (речь идет о небольших решениях для некрупных компаний), от 100 тыс рублей в крупных городах, а масштабные проекты начинаются от 2 млн руб и выше. В начале 2010 года в регионах продолжилось падение стоимости разработки сайта, в Москве цены зафиксировались на уровне 180 тыс руб. Общая емкость рынка корпоративных сайтов, включая стоимость услуг по их поддержке, по данным CMS Magazine, составляла в 2009 году 7,2 млрд руб..
WCM-решения преимущественно позиционируются как веб-платформа для разворачивания в компании единой точки доступа до корпоративного контента и бизнес-приложений (СЭД/ECM, BPM, BI). На сайте может быть организован каталог для веб-приложений, заменяющих функциональность настольных систем (например, учетных). Дополнительно интранет-портал используется для организации групповой работы и взаимодействия между сотрудниками компании, а также для интеграции удаленных работников в производственные процессы.
Цели использования CMS в корпоративном секторе
Источник: Econsultancy, 2009
Развитие корпоративных порталов взаимосвязано с уровнем зрелости организации, использующей такие решения. По мнению Джейн МакКоннел (Jane McConnell), аналитика NetStrategy JMC, можно выделить три стадии зрелости интранет-решений – ранний период (характеризуется отсутствием интеграции с бизнес-приложениями, отсутствием серьезной системы управления, интранет больше напоминает CMS-продукт), средний период (интранет становится центральной точкой доступа к сервисам, появляются блоги и вики-модули, начинается интеграция с бизнес-процессами и настройка в соответствии с ролями пользователей) и зрелый период (интранет поддерживает ключевые бизнес-приложения, все основные коммуникации между пользователями). В отчете по итогам проведенного опроса 300 компаний аналитик отмечает, что определить точный уровень зрелости в контексте развития интранета затруднительно. Более развитые системы существуют у крупных транснациональных корпораций.
Главные бизнес-цели, которые стимулируют проникновение WCM-продуктов
Источник: Forrester, 2009
В России в настоящее время представлены как решения для крупного бизнеса (IBM, Oracle и OpenText), так и порталы для средних компаний, которые создаются на MS SharePoint и 1С-Битрикс. Разрыв между этими двумя разработками весьма существенен (в несколько десятков раз), однако отечественный продукт активно развивается. В частности, он востребован заказчиками из госсектора, финансовой сферы, онлайн-коммерции и пр. На рынке отмечается большое количество разработок, унаследованных еще со времен первой волны интереса к портальным технологиям, разработанным на J2EE или PHP, от которых сейчас отказываются в пользу MS SharePoint и IBM WebSphere. Доли остальных поставщиков, включая разработки на базе open source (Joomla, Drupal и так далее) пока мало заметны.
Отечественные игроки рынка отмечают, что в России интранет-решения чаще всего являются продолжением корпоративных информационных систем и применяются для организации управления, оптимизации расходов на информационное обеспечение и обеспечения непрерывности бизнеса в территориально-распределенных компаниях.
Владимир Андреев, генеральный директор DocsVision, отмечает, что тенденции использования общего инфраструктурного внутрикорпоративного ПО (к которому относятся интранет-решения) в России мало чем отличается от аналогичных тенденций на Западе. «Специфика в основном выявляется при автоматизации конкретных прикладных задач и процессов межорганизационного взаимодействия, в которых проявляются особенности отечественного законодательства и традиций тех или иных бизнес-процессов. Отечественные интранет-системы создаются практически на голом месте, как правило, на базе западного ПО (или его аналогов отечественного производства), в связи с чем, отличаются от западных аналогов только степенью зрелости», - отмечает специалист.
Сергей Якимчук, руководитель центра компетенции MS SharePoint компании TerraLink, полагает, что создание на базе интранета единой точки доступа к приложениям и сервисам у большинства отечественных компаний, активно развивающих такие решения, находится на стадии 60-80%, если полагать, что 100% - это идеальное удаленное рабочее место, на котором пользователь может сделать абсолютно все свои задачи. Специалист замечает, что корпоративные порталы вызывают массу интереса у российских заказчиков, при этом в интернет-среду клиенты стараются перенести не просто «обсуждение любых тем», а именно взаимодействие согласно определенным правилам. Поэтому, по его мнению, в России так хорошо приживаются системы, автоматизирующие всевозможные заявки, кадровые процессы и прочее, а для накопления и передачи знаний порталы интранет-решения используются реже. «Ориентация на командную работу реализована приблизительно на том же уровне - крайне популярные у нас системы автоматизации тех или иных рабочих процессов, с отображением задач посредством диаграмм Ганта, часто приводят к созданию узлов любых команд (проектных, процессных и т.д.). Все остальные пункты я бы поместил в районе 0-20%, хотя бы по той причине, что большое количество корпоративных порталов вообще не выставляются в интернет, не говоря уж об использовании интеграционных возможностей порталов в этом ключе», - резюмирует эксперт.
По оценкам опрошенных CNews специалистов рынка управления корпоративным контентом, зрелость российских компаний в использовании интранет-порталов находится на среднем уровне. По мнению Дмитрия Семенюка, менеджера по продуктам ЭОС, в России до третьей (высшей) стадии поднялось очень небольшое количество компаний, как правило, крупных и с четко построенным бизнесом. «Именно организация бизнеса определяет, используется ли портал вообще и как именно. Чем четче, тем выше требования к организации и контролю за всем внутренними процессами компании», - отмечает он.
По мнению Дмитрия Романова, директора по развитию технологий информационного менеджмента компании "АйТи", основная проблема заключается не в том, что в организации нет портала, а в том, что во многих организациях таких порталов уже несколько. В результате идея портала как «единой точки входа» и единого концентратора для корпоративной информации очень сильно девальвируется. «Заметным отличием российского рынка WCM от зарубежного, на мой взгляд, является большая ориентация применяемых портальных технологий на решение внутренних задач автоматизации бизнес-процессов, чем на взаимодействие с внешним миром – клиентами, контрагентами, акционерами», - отмечает г-н Романов. Это связано с тем, что очень многие западные компании являются принципиально открытыми, а внешние акционеры требуют полной прозрачности внутренних процессов; в России таких организаций значительно меньше.
Роман Щемелев, менеджер по продукту SharePoint Server, Microsoft в России, полагает, что отличие России от Запада в вопросах развития интранета состоит только в скорости распространения тенденций применения Веб 2.0. Эрик Галстян, коммерческий директор «Корус Консалтинг», отмечает, что в России наблюдается тренд в сторону интерактивности интранет-порталов, а в будущем порталы будут мобильными. Совместная работа, по его мнению, не столь актуальна для России из-за специфики бизнеса и внутрикорпоративных отношений. Заказчикам больше интересна, например, публикация корпоративных материалов или единая точка доступа к корпоративным информационным ресурсам.
«Степень зрелости интранет-систем в компаниях связана не столько с отраслевой спецификой, сколько с тем, насколько в компаниях развита ИТ-инфраструктура и вообще ИТ-культура. Естественно, такие системы более развиты в тех компаниях, где данные технологии необходимы в силу объективных причин, например, в распределенных структурах. Там корпоративный интранет служит единственным способом создать единое информационное пространство для всей компании», - говорит Владимир Андреев. В целом, по его словам, российские системы подобного класса пока находятся на достаточно низкой степени зрелости и используются, как правило, в качестве общего информатория компании, средства обмена информацией как между пользователями, так и в рамках рабочих групп, и различных горизонтальных образований, средства публикации корпоративной отчетности, систем сбора и обработки различных заявок.
Виктор Сенкевич, управляющий директор Paybot, соглашается с тем, что общие тенденции российского рынка совпадают с западными, и заказчики, традиционно использующие настольные приложения (крупные предприятия – ERP, банки – АБС и т.д.), все больше начинают прибегать к веб-приложениям. «Обычно этот процесс начинается с установки корпоративного портала, после чего возникают задачи интеграции с ним существующих приложений, что, собственно, и позволяет предприятию достичь зрелости интранет-решений», - замечает специалист.
Перспективы рынка корпоративных порталов в России связываются с развитием данных технологий в сегменте немассовых решений. Как отмечает Сергей Рыжиков, генеральный директор 1С-Битрикс, сейчас основная активность на рынке принадлежит Microsoft SharePoint и «1С-Битрикс», а IBM и Oracle работают по индивидуальным схемам, обрабатывая специфический, не массовый, сегмент. В ближайшие годы эксперт ожидает бурного роста в этой части рынка.
Василий Демин, ведущий эксперт в области решений Lotus, IBM в России и СНГ, полагает, что Россия несколько отстает от Запада по уровню внедрения социальных сервисов для сотрудников, партнеров и заказчиков. В частности, в отечественных компаниях существенно реже используются интранет-решения для взаимодействия сотрудников в реальном времени, а также продукты для удаленной работы. «Мы прошли и освоили первые две стадии развития интранета, которые в целом можно охарактеризовать как период «головокружения от успехов». У нас уже получил развитие групповой подход, и нужно сделать всего лишь один шаг, чтобы он перерос в социально ориентированный», - отмечает специалист.
«Рынок интранет-порталов в России находятся на той стадии развития, когда большинство компаний уже внедрили у себя порталы как точку сбора, хранения и распространения внутрикорпоративной информации, - рассуждает Эрик Галстян. - Банки и телеком-компании как представители более передовых отраслей бизнеса, понимают что, помимо традиционных функций, от порталов нужна еще и интерактивость (общение, обсуждения, заявки и их обработка, блоги, форумы и т.д.). Полностью зрелых интранет-порталов (в том числе с организованным доступом к порталу с мобильных устройств) в российской корпоративной среде крайне мало, а то, что создано – пока находится в зачаточном состоянии. Например, явно недостаточно уделяется внимание налаживанию горизонтальных связей между подразделениями территориально распределенных компаний».
Михаил Демидов