|
|
Обзор
Рынок СЭД 2010CNews: Насколько за последний год российским заказчикам удалось продвинуться от «смешанного» документооборота, о доминировании которого вы говорили год назад, к электронному обмену документами? Какие факторы способствовали и препятствовали этому?
Владимир Баласанян: Как и ожидалось, качественных сдвигов, связанных с переходом к преимущественно электронному документообороту, не произошло. Доля электронных документов во внутреннем документообороте растет, однако официальные документы за редким исключением оформляются и подписываются в бумажном виде. Главная причина такой ситуации – отсутствие федеральных нормативных документов, четко регламентирующих условия, при которых допускается использование электронных документов или даже запрещается использование бумажных.
Исключения, в первую очередь, относятся к тем бизнес-процессам, которые дают немедленный и очевидный эффект тем организациями, которые его осуществляют. Вот несколько известных примеров: налоговые декларации, постановления об административных нарушениях, связанных с автоматической регистрацией нарушения скорости движения транспортных средств, заявки на электронные аукционы, электронные билеты и т.п.
CNews: Произошли ли за последний год позитивные подвижки в области государственной поддержки перехода на электронный документооборот?
Владимир Баласанян: Инициативы и постоянное внимание руководства страны к вопросам созданию электронного правительства и построения информационного общества, безусловно, оживили ситуацию в области электронного документооборота.
Во-первых, следует отметить две важные законодательные инициативы. В конце июля 2010 года был принят закон об электронном документе и электронной подписи, а также пакет поправок в Налоговый кодекс, обеспечивающих более широкое использование электронных документов в налоговых правоотношениях, включая использование электронных счетов-фактур.
Во-вторых, все большую роль в развитии отечественного электронного документооборота играет проект межведомственного электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти (МЭДО), в рамках которого на практике отрабатываются технические и нормативные решения для электронного взаимодействия органов власти. По сути, в рамках этого проекта формируется отечественная модель и фактический стандарт межведомственного и межкорпоративного электронного взаимодействия.
CNews: Как развивалась в течение последних лет автоматизация документооборота в архивах? Как скоро, на ваш взгляд, российские архивы приблизятся к западным стандартам с точки зрения СЭД?
Владимир Баласанян: Благодаря многолетней и настойчивой деятельности Росархива в России сегодня используется единый электронный формат представления сведений о документах, хранимых в государственных и муниципальных архивах. Это создает уникальные предпосылки для построения единой архивной информационной системы – фондового каталога.
Однако, крайне низкий уровень информатизации подавляющего числа архивов, связанный с их материально-техническим и кадровым обеспечением, не позволяет ожидать создания полноценного фондового каталога в ближайшем будущем. По прогнозам министра культуры РФ Александра Авдеева, единая информационно-поисковая система документов архивного фонда РФ заработает уже в 2011 году, однако к этому моменту в ней будет лишь 3% от 750 млн. архивных дел.
Крайне остро также стоит проблема централизованного хранения электронных документов. Многие ведомства уже давно накапливают документы в электронных архивах, их объемы возрастают. Однако в стране до сих пор не существует федерального архива электронных документов.
CNews: Как кризис изменил расстановку сил на российском рынке СЭД? Тактика каких игроков рынка СЭД оказалась наиболее успешной?
Владимир Баласанян: Мне трудно судить о результатах других компаний. Могу лишь отметить, что наш рост в кризисном году продолжился. Мы связываем это с целым рядом факторов. Во-первых, заказчики, увидев преимущества использования систем электронного документооборота, продолжили инвестиции в их развитие. Во-вторых, мы вошли в кризис с существенно обновленной и расширенной продуктовой линейкой. Это удалось сделать далеко не всем нашим конкурентам. Во всяком случае, наша маркетинговая акция, предусматривающая при приобретении наших лицензий зачет ранее купленных лицензий других производителей СЭД, имела успех.
Уверен, что последствия кризиса еще долгое время будут сказываться на рынке СЭД. Дело в том, что те компании, которые и в период кризиса продолжали инвестировать в развитие своих продуктов и услуг, получили серьезное конкурентное преимущество в таком динамично развивающемся сегменте, как рынок СЭД.
CNews: Какие продукты и услуги ЭОС пользовались наибольшим спросом заказчиков в течение последнего года?
Владимир Баласанян: Думаю, что не ошибусь, если скажу, что система «Дело» сегодня является наиболее популярным и проверенным временем тиражным продуктом на отечественном рынке СЭД. Именно в «Деле» нам удалось оптимальным образом обеспечить сочетание полного соответствия нормативным требованиям в области управления документами и реализацию инновационных технологий работы с электронными документами. Это и юридически значимый документооборот с использованием ЭЦП, и процессное управление, и потоковое сканирование, и мобильное рабочее место с графическим вводом, а также межведомственное и межкорпоративное электронное взаимодействие и т.д.
Все больший интерес вызывают два портальных решения ЭОС. Одно из них реализовано на платформе Microsoft SharePoint Portal Server – EOS for SP. Второе – это собственная ECM-платформа eDocLib, на базе которой заказчики могут либо сами сконфигурировать нужные им системы управления документами, либо воспользоваться готовыми конфигурациями.
Отмечу еще один уникальный продукт – систему EDSign. Это готовая технология подписания оригиналов электронных документов ЭЦП, реализованная в качестве надстройки текстового редактора. Дело в том, что процесс выпуска официального документа требует не просто одной или нескольких подписей под одним и тем же текстом. Эти подписи ставятся в определенной последовательности и обычно сопровождаются проставлением специфических реквизитов (например, графической подписи, сведений об исполнителе, регистрационных номеров, дат, комментариев и т.п.).
При обычной технологии подписания электронных документов ЭЦП, если один из подписантов добавил в него какую-то информацию, например регистрационный номер, то предыдущие подписи автоматически аннулируются. EDSign позволяет выпускать электронные документы так, как это принято в бумажном делопроизводстве, давая возможность каждому подписанту вместе с подписью добавлять строго определенную реквизитную информацию. Я бы назвал этот продукт продуктом будущего, поскольку перейти к массовому выпуску электронных оригиналов нам еще только предстоит.
CNews: Какие проекты 2009-2010 гг. вы могли бы отметить в числе ключевых?
Владимир Баласанян: В течение года год ЭОС и наши партнеры выполняют сотни проектов на базе продуктов и технологий компании. Сегодня наибольшим спросом пользуются проекты, связанные с построением единых систем документооборота отраслей, регионов, корпораций, а также проекты, связанные с оказанием электронных государственных услуг.
Тем не менее, хотелось бы выделить наше участие в самом знаковом проекте этого периода – пилотном проекте межведомственного электронного документооборота федеральных органов власти (МЭДО). В этом «пилоте» мы не только обеспечиваем взаимодействие с системой МЭДО ряда органов власти, но и выступаем в качестве консультантов, участвующих в формировании и отработке многих стандартов этого проекта. На мой взгляд, в этом проекте создается отечественная модель межведомственного и межкорпоративного электронного взаимодействия, которая в ближайшем будущем станет фактическим стандартом документационного взаимодействия - как государственных структур, так и всего делового сообщества.
CNews: Каковы планы ЭОС по развитию продуктов и услуг?
Владимир Баласанян: Недавно мы представили комплекс решений по построению электронного правительства на базе продуктов компании. Дело в том, что сегодня заказчику нужна уже не столько СЭД как таковая, сколько готовые решения, построенные с использованием компонент СЭД. Сейчас нам приходится объяснять, например, что оказание электронной услуги - это не что иное, как процесс внутриведомственного и межведомственного электронного документооборота.
Поэтому одна из наших актуальных задач – предложить заказчикам завершенный комплекс программных и методических разработок, позволяющих с минимальными затратами решить те или иные задачи работы с электронными документами.
CNews: Какие тенденции будут определять развитие рынка СЭД в ближайшей перспективе?
Владимир Баласанян: Развитие рынка СЭД будет определяться, главным образом, тем, насколько быстро и широко будет происходить неизбежный переход от создания и использования бумажных оригиналов документов к созданию и использованию электронных оригиналов.
CNews: Спасибо.