|
|
Обзор
Рынок СЭД 2010CNews: Как развивался в 2009-2010 гг. российский рынок СЭД, по вашим наблюдениям? Какие тенденции доминировали?
Сергей Афанасьев: В течение последнего года рынок СЭД развивался так же стихийно, как и в течение нескольких прошлых лет. Негативные события, вызванные экономическим кризисом, несколько снизили темпы его развития. Однако это временное явление: есть уверенность, что в ближайшее время рынок восстановит прежние масштабы и динамику, поскольку процессы автоматизации документационного и информационного обеспечения управления носят поступательный характер. Однако проблема в другом: к сожалению, стихийное развитие рынка и негативное влияние этого фактора на качество продукции никого не заботит. Это дезориентирует заказчика.
Электронный документооборот существует 25 лет, однако законодательно утвержденные стандарты или «национальные правила» его построения до сих пор не разработаны. Не регламентированы функции, необходимые для решения определенного рода задач, не утвержден словарь терминов. При этом страдает в первую очередь потребитель: ему крайне сложно в деталях оценить возможности системы и самостоятельно обозначить требования к обеспечению полноценного документооборота. Пока он вынужден покупать то, что ему навязывает рынок. Каждый производитель считает свою разработку оптимальной и имеющей необходимый набор функций. Проверить это сложно, поскольку перечень решаемых СЭД задач не оговаривается ни в одном регламенте или инструктивном документе. Кроме того, решающей силой при выборе СЭД являются или ИТ-службы, или делопроизводители. Причем ни те, ни другие не в состоянии комплексно оценить проблему с позиций специалистов, находящихся на стыке проблем, равноценно владеющих как информационными технологиями, так и проблемами ДОУ. Крайне редко система выбирается на основании глубокого изучения рынка программных продуктов, детального тестирования большинства из них, тщательного сопоставления внутренних задач с возможностями СЭД.
Сегодня существует только один документ, который мог бы быть помощником в данном вопросе. Это справочник, выпущенный Гильдией управляющих документацией в 2005 году и переизданное справочно-методическое пособие в 2010 году. Такое состояние дел ведет к серьезным негативным последствиям: весьма проблематично взаимодействие различных систем, непредсказуемо качество установленных (в частности в госорганах) СЭД, размыты требования к технологиям делопроизводства. Регламенты в работе служб документационного обеспечения приняты, утверждена инструкция по работе с документами в федеральных органах исполнительной власти, однако СЭД живут «собственной жизнью».
CNews: Как решена проблема создания национальных стандартов в области СЭД в других странах?
Сергей Афанасьев: Различные государства ведут электронный документооборот, придерживаясь либо национальных, либо международных правил. Например, Норвегия гордится своими национальными стандартами для СЭД, появившимися раньше, чем единые правила построения СЭД стран Евросоюза. Общеевропейский стандарт, регламентирующий деятельность систем управления электронными документами в органах государственной власти, - весьма серьезный документ, претерпевающий уже третью редакцию. Европейская комиссия выделила существенные средства на проведения этих работ. Документ на протяжении двух лет обсуждался международным профессиональным сообществом (в том числе - и российскими экспертами). Сейчас продолжается работа над версией MoReq-2010.
На самом деле, международные стандарты добротно скроены, и их применение было бы реальным и естественным для России путем интеграции в международное экономическое и интеллектуальное пространство. Внесено предложение в профильный подкомитет Госстандарта о формировании и утверждении национального стандарта, в основу которого ляжет европейская спецификация MoReq. В национальный стандарт также войдут понятия и термины в области электронного документооборота, требования к системам и так называемая «нулевая глава», которая отразит национальные особенности делопроизводства. Работы будут выполняться на средства ведущих производителей СЭД, весьма заинтересованных в наличии такого документа. Практически завершена работа над национальным стандартом «Взаимодействие систем управления электронными документами», сформированным на базе стандарта Гильдии управляющих документацией.
Возможно, скептики скажут, что стандарты могут стать тормозом прогресса. Это так, но лишь в том случае, когда все участники рынка достигли установленной планки, и рамки стандартов не позволяют двигаться дальше. В нашем же случае предполагаемого уровня может достигнуть весьма ограниченный круг производителей СЭД. Однако большинство из них даже не пытаются эту планку преодолеть, поскольку нет уверенности в своих силах. Стандарты для национального рынка СЭД - инструмент повышения общего уровня качества товаров и услуг. Когда высоко установленную планку преодолеет большинство - можно будет думать о требованиях следующего уровня.
CNews: Улучшит ли качество СЭД появление российских национальных стандартов?
Сергей Афанасьев: Появление национальных требований к СЭД - необходимое, но не достаточное условие для изменения качества рынка. Предположим, ГОСТы созданы и утверждены, но будут ли они полноценно работать? Согласно закону «О техническом регулировании», применение стандартов носит добровольный характер. Это обстоятельство существенно влияет на качество продукции, поскольку отсутствуют действенные рычаги, способные заставить производителей применять стандарты для производства качественных товаров и услуг. Иными словами - качество СЭД не изменится до тех пор, пока государство и рынок не изменят отношение к стандартам.
На Западе применение установленных государством правил контроля качества тоже не обязательно. Однако товары и услуги, не имеющие сертификата качества, редко встречаются на рынках развитых стран. Активно используется и система добровольной сертификации. В России такие системы тоже играют серьезную роль в тех сферах, где государство осуществляет контроль качества товаров и услуг. Однако в области автоматизации управления документацией положение дел весьма удручающее. Система добровольной сертификации «Доусертификат» зарегистрирована три года назад, однако она сегодня остается практически невостребованной. Производители не спешат сертифицировать свои разработки, поскольку этого не требует ни государство, ни потребитель СЭД. Многие просто не знают о существовании системы добровольной сертификации.
Вместе с тем, уже есть положительные примеры, когда заказчики еще на стадии разработки решения ставят условие о соответствии будущей СЭД существующим международным требованиям. Например, «Электронная Москва», прежде чем сформулировать техническое задание производителю СЭД, поставила задачу добиться соответствия новой разработки европейским требованиям. Стандарт MoReq2 использовать для тестирования было невозможно, поскольку процедура сертификации в Европе не отработана до конца и ее механизм до сих пор не запущен. Кроме того, MoReq2 скоро заменит стандарт MoReq 2010, более удобный и простой. Разработанной СЭД был выдан сертификат соответствия первой версии MoReq с учетом российских национальных особенностей делопроизводства. Я считаю абсолютно верным подход, когда новый продукт формируется согласно заданным требованиям стандарта. Ведь очень сложно «перелицовывать» готовую систему под новые требования.
CNews: Диктуют ли высокие требования к СЭД необходимость повышения уровня подготовки заказчиков таких решений и их непосредственных пользователей?
Сергей Афанасьев: Оценка качества персонала, управляющего документацией, повышение его профессиональной квалификации в настоящее время осуществляется «на глазок». Это вторая проблема качества, которую пытается решать Гильдия управляющих документацией. Во всем мире существует практика оценки профессионального уровня соискателей. Сотрудник зачисляется на должность только после прохождения специального тестирования. Кроме того, существует система сертификации специалистов на определенный уровень квалификации. В большинстве развитых стран сертификация специалистов в области ДОУ является обязательной.
В нашей же стране при приеме на работу сотрудника заключение о его профессионализме делается, в основном, по результатам устных собеседований. Такой метод не дает возможности получить объективную оценку знаний и квалификации сотрудника. Следует также отметить, что специалист должен быть сам заинтересован в наличии документа об уровне его квалификации. Помимо послужного списка, который не всегда отражает профессиональный уровень кандидата, наличие сертификата, безусловно, поможет ему в трудоустройстве, а работодатель сумеет сделать правильный выбор.
Гильдия управляющих документацией ставит перед собой задачу разработки системы оценки качества персонала. В созданной системе будут применяться интернет-технологии, соответственно, тестирование сможет пройти каждый желающий, находящийся в любой географической точке. Если же у соискателя не хватило знаний для получения сертификата соответствия – есть возможность повысить уровень своей квалификации на дистанционных курсах, которые проводит наш учебный центр. После обучения получить сертификат об уровне своей квалификации не составит проблем.
CNews: Спасибо.