Арбитражная система в Российской Федерации состоит из 3-х уровней. Первый уровень составляют арбитражные суды субъектов РФ (81 суд), в которых рассматриваются дела в 1-й инстанции. Второй уровень федеральные арбитражные суды округов (10), работающие в качестве кассационных инстанций по отношению к группе арбитражных судов. Третий уровень (верхнее звено арбитражной системы) Высший арбитражный суд.
Задачи и особенности проекта
Проект начался в декабре 2000 г. До его реализации в аппарате Высшего арбитражного суда использовались (с 1993 г.) программные продукты корпорации «Парус» учетные подсистемы «Зарплата» и «Кадры». Требовалось создать автоматизированную систему управления финансово-экономической деятельностью арбитражных судов в масштабах страны, разработать единую методологию ведения финансово-экономической деятельности, создать подсистему «Управление кадрами». Поскольку Арбитражные суды субъектов Федерации в финансовом отношении независимы от арбитражных судов округов, необходимо было построить двухуровневую финансово-экономическую систему.
В рамках 1-го этапа проекта предстояло автоматизировать бизнес-процессы:
формирование заявок;
бюджетное планирование и финансирование;
бухгалтерский учет и расчет зарплаты;
сбор и сведение бухгалтерской и статистической отчетности.
Особенностью проекта стала структурная и территориальная распределенность автоматизированной системы. Кроме того, корпорации «Парус» пришлось решать проблему оперативного внедрения во всех арбитражных судах модуля «Сведение отчетности». Система была запущена в промышленную эксплуатацию в течение двух месяцев (обычно такой объем работ «Парус» выполняет в течение 6-ти месяцев).
Результаты 1-го этапа (20022003 годы)
Создана учетная система в регионах. Пользователи всех арбитражных судов объединены в единое информационное пространство. Сведение отчетности осуществляется на местах (в региональных арбитражных судах), затем вся информация консолидируется в центре Высшем арбитражном суде (см. схему).
Установлены и работают модули «Бухгалтерия», «Зарплата», «Сведение отчетности», «Абонентский пункт». В регионах автоматизированы и работают 460 рабочих мест.
Система позволяет главному бухгалтеру работать по единой методологии ведения учета, готовить отчеты оперативно и с минимальным количеством ошибок (ошибки в системе устраняются автоматически). Если раньше на подведение балансового отчета требовалось 23 недели, то теперь это можно сделать за 2 дня.
Начальник финансового управления может видеть, как идет исполнение сметы бюджета в судах на местах (от создания первичных документов до подведения баланса). Сокращено время на сведение отчетности в головной организации. Если до внедрения системы на это требовалось 10 дней, то теперь 2 дня. Система адаптирована под российское законодательство и гибко реагирует на требования заказчика. Она помогает контролировать финансово-экономическую деятельность судов в регионах, отсеивает максимальное количество ошибок на уровне главного бухгалтера.
Перспективы проекта
В рамках второго этапа проекта, который начинается в 2004г., планируется автоматизировать всю финансово-экономическую деятельность: планирование, финансирование, учет договоров, управление складским учетом, материально-техническое обеспечение, сбор и консолидация отчетности, капстроительство. Заказчик хотел бы приобрести модуль «Госзакупки», поскольку ведомство проводит большое количество тендеров.
Планируется построить автоматизированную систему управления кадрами и интегрировать ее с подсистемой обеспечения судебной деятельности. В ней предполагается сконцентрировать информацию о штатном расписании, тематике дел, которые ведут конкретные судьи. Также будет представлена полная картина о передаче дел из суда в суд или их завершении.
Ожидаемый результат создание замкнутого цикла финансово-экономической деятельности всего ведомства.