Объем интернет-закупок в российском государственном секторе, по оценкам Национальной ассоциации участников электронной торговли, в 2003 году составил $141 млн., или от 15% до 35% всего объема электронной торговли в России. На текущий момент системы интернет-закупок в отдельных регионах обслуживают до 70% объема госзаказа. В новом, 2004 году может произойти существенное увеличение оборота в секторе B2G, возможно, на порядок, что напрямую связано с реализацией ФЦП «Электронная Россия» и ряда других целевых программ. В то же время, основным сдерживающим фактором остается федеральное законодательство, не позволяющее производить интернет-закупки для федеральных ведомств и создающее проблемы для прогрессивных региональных властей.
Развитие электронных госзакупок тема, все более «набирающая обороты» в России. На Западе системы электронных торгов как уже сложившиеся реалии больше не вызывают ажиотажа, а результаты их функционирования заставляют больше думать о возврате инвестиций путем дальнейшего сокращения издержек. Для российских же госструктур данный инновационный способ организации своей работы пока остается больше теорией, чем практикой. Отдельные отечественные ведомства, как, впрочем, и регионы, пока просто не «тянут» его ни экономически, ни технически, ни юридически.
Понятием электронных закупок (e-procurement) обозначают процесс стратегического управления закупками или поставками в рамках общих корпоративных целей через интернет. Адекватно организованная стратегическая программа закупок может существенно повысить прибыльность организации, как минимум, за счет сокращения расходов часто этот фактор оказывается более критичным, чем, скажем, увеличение продаж.
Исходя из мировой практики внедрения систем электронных госзакупок, все они строятся на основе следующих принципов:
прозрачность (доступность информации о закупках);
подотчетность (соблюдение установленных правил и процедур закупок, эффективный контроль);
конкуренция (свободная конкуренция, за исключением особых случаев);
справедливость (равные возможности для всех участников);
эффективность (экономия бюджетных средств при достижении требуемого результата).
Затянувшийся спад мирового рынка e-procurement
Курс на устранении бумажной рутины в работе правительств, предусматривающий перемещение в интернете всех государственных услуг, был взят экономически развитыми странами мира 34 года назад. Внедрение и продвижение единого электронного правительства для объединенной Европы названо в качестве одного из приоритетных направлений работы Европейской Комиссии. Такие же ориентиры у других, не европейских стран большой восьмерки. Наиболее впечатляющих успехов на этом поприще достигли Норвегия, Австралия, Канада, Мексика, Швеция и Дания.
Упомянутые процессы привели к сравнительно быстрому росту объемов государственных закупок с использованием систем электронной торговли. Теперь с организацией электронных торгов для государственных нужд в различных странах может ознакомиться каждый на специальных ресурсах. Роль собирателя информации по теме взял на себя Всемирный Банк, разместивший наиболее представительные материалы.
Согласно статистике, международный опыт внедрения систем электронных госзакупок в среднем приносит экономию около 1012% бюджетных средств. «В Италии была создана закупочная площадка, единая система закупок информационного и коммуникационного оборудования для нужд правительства Италии и других органов власти страны, сообщил CNews.ru в своем интервью Олег Бяхов, начальник управления по координации ФЦП „Электронная Россия“ Минсвязи России. В течение года стоимость единицы техники уменьшилась приблизительно процентов на 30».
Эффективность e-госзакупок зависит от многих факторов: объемов финансирования программ перехода на e-госзакупки, «глубины» модернизации текущей системы государственных закупок, глубины проникновения ИКТ в госсектор и квалификации персонала, стимулирования участия небольших и средних компаний в электронных тендерах правительства.
Электронные госзакупки в мире
Страна
Доля государственных закупок с использованием систем электронной торговли в общем объеме госзакупок, %
Перевод государственной системы закупок в электронную форму означает не только экономию бюджетных средств (читай денег налогоплательщиков), но и повышение доверия к власти, прозрачности ее работы.
В ряде стран, в число которых входит Россия, на электронные госзакупки смотрят как на один из важных способов борьбы с коррупцией. В то же время, для успешного перехода к системе е-госзакупок необходима развитая ИКТ-инфраструктура и нормативно-правовая база.
Действующие законы и утвержденные процедуры играют решающее значение для обеспечения публичности процесса заключения контрактов и открытости данных по ним. Так, одним из основных разделов законодательства, посвященного закупкам продукции для государственных нужд США, является глава, где описаны основные требования к сбору и распространению информации о федеральных закупках, администрированию процесса и самой процедуре госзакупок, заключению контрактов и общегосударственному контролю.3 Что касается Европы, то здесь имеется специальная директива ЕС по госзакупкам. Однако, лишь в нескольких европейских странах действует законодательство и специальные регламенты, регулирующие проведение электронных аукционов для государственных нужд это Великобритания и Голландия, и еще несколько государств. Примечательно, что в Германии таких регламентов нет, хотя страна находится на втором месте в Европе по уровню капиталовложений в информатизацию госсектора.
Но, несмотря на усилия правительств, по оценкам Gartner, на мировом рынке решений класса e-procurement с 2001 г. констатируется ежегодный спад. Ажиотаж в сфере внедрения систем электронных госзакупок также несколько поутих. Аналитики утверждают, что времена миллионных затрат на программное обеспечение, поддерживающее электронные закупки, прошли и маловероятно, что в ближайшие годы ситуация изменится.
Сложившееся положение вещей отчасти объясняется трудностями первых развертываний и неубедительными фактами, доказывающими возврат инвестиций (ROI) в эти проекты. Особое недовольство в этой связи высказывают, в частности, представители европейских госструктур. Тем не менее, запущенные проекты этого класса продолжают повсеместно развиваться, а правительства пересматривают свои ИТ-бюджеты с точки зрения сокращения расходов на приложения e-procurement.
Существующий опыт инвестирования в подобные решения позволяет сейчас давать более адекватную оценку реальных преимуществ каждой из систем электронных закупок. Необходимую аналитическую работу в этой связи должна проделать специально созданная команда, которую, по рекомендации Gartner, следует формировать следующим образом:
специалист по закупкам,
ИТ-эксперт, ориентирующийся в методах ведения электронной коммерции,
специалист в области системной интеграции,
руководитель департамента (ведомства), отвечающий за прибыль и потери,
персонал финансовых департаментов.
В список решений, до сих пор получающих значительные инвестиции со стороны госструктур, входят:
электронные порталы,
приложения, поддерживающие управление закупками,
решения в области управления активами.
Крупнейшими поставщиками госсектора в этой области по-прежнему остаются компании Oracle, PeopleSoft, SAP, Ariba, Clarus, Metiom.
Ранее немецкое правительство объявило, что к 2003 году 25% всего объема государственных закупок и снабжения правительственных учреждений будет производиться с использованием электронных средств. В 2003 г. бюджет госзакупок в Германии составил около 250 млрд. евро.
НАУЭТ Национальная ассоциация участников электронной торговли.
Организация «Национальная ассоциация участников электронной торговли» объединяет на условиях некоммерческого партнерства региональные компании, которые занимаются электронной торговлей. «Основные цели и направления деятельности НАУЭТ во многом соответствуют тем основным направлениям, которые отражены в проекте Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, сообщил CNews.ru исполнительный директор НАУЭТ Антон Никольский. НАУЭТ предполагает активно содействовать построению иерархической инфраструктуры Удостоверяющих центров и более широкому использованию ЭЦП, без которых невозможен юридически значимый документооборот и электронная торговля. В рамках данного направления предусмотрено сотрудничество НАУЭТ с Министерством РФ по связи и информатизации».
Основными целями НАУЭТ являются участие в разработке нормативных документов по регулированию деятельности в сфере электронной торговли, представление интересов членов ассоциации во взаимоотношениях с органами государственной власти, анализ практики применения законодательства РФ об электронной торговле и выработка предложений по его совершенствованию, выработка стандартизированных правил и принципов работы систем электронной торговли, изучение и содействие в применении опыта как российских, так и иностранных участников рынка электронной торговли.
В разделах главы 7 тома 41 («Публичные договоры») Свода законов США этому вопросу посвящены: 405 «Полномочия и функции Администратора», 417 «Требования к записям» и 426 «Использование электронной коммерции в закупках для федеральных нужд». В них регламентируется деятельность центрального органа, уполномоченного координировать деятельность по закупкам (Управление по осуществлению политики закупок для государственных нужд), и его главы (Администратора), а также органа, ответственного за поддержание информационного ресурса (Администрации служб общего назначения), и ответственность ведомств.
По данным издания «Электронное правительство. Опыт США» (Кристальный Б.Е., Травкин Ю. В.)/Под редакцией В. И. Дрожжинова. М.: Эко-Трендз, 2003. 224 с. Издание подготовлено Центром компетенции по электронному правительству при Американской торговой палате в России.