Создание систем электронных госзакупок идет полным ходом
«Электронные госзакупки» определенного рода бестселлер последних двух лет. Сегодня это одна из самых передовых управленческих технологий», отметил в своем интервью корреспонденту CNews.ru Александр Карпачев, президент корпорации «Парус». Старт созданию отечественной системы e-госзакупок для нужд федерального уровня был дан в 2001 г. Работы начались по заданию Минпромнауки России, еще до подписания ФЦП «Электронная Россия», но в надежде на ее деньги, где эти работы впоследствии были отражены в программных мероприятиях 51 и 52.
E-госзакупки и e-торговля: мероприятия ФЦП «Электронная Россия»
№
Наименование мероприятия
Ответственные за реализацию мероприятий
Срок реализации
Ожидаемый результат
51
Разработка и создание первой очереди системы электронной торговли для осуществления закупок продукции для федеральных государственных нужд
Минэкономразвития; Минсвязи; Минпромнауки; РАСУ
20022005
Первая очередь системы электронной торговли для осуществления закупок продукции для федеральных государственных нужд. Анализ результатов и предложения по развитию системы
52
Разработка и создание единой базы данных о товарах и услугах
Минпромнауки; Минсвязи; Минэкономразвития
20022003
Единая база данных о товарах и услугах
53
Разработка и создание системы информационно-маркетинговых центров
Минсвязи; Минэкономразвития; РАСУ
20022006
Система информационно-маркетинговых центров
54
Разработка и создание опытного проекта интегрированной информационной инфраструктуры электронной торговли
Минсвязи; Минэкономразвития; РАСУ
20022004
Опытная реализация интегрированной информационной инфраструктуры электронной торговли
Исполнителями работ по созданию системы электронных торгов для государственных нужд в России по конкурсу Минпромнауки выступили Институт макроэкономических исследований при Минэкономики России, Всероссийский научно-исследовательский институт межотраслевой информации и Институт прикладной математики им. ак. М. В. Келдыша РАН. С этой целью был приобретен и впоследствии открыт домен «Российские государственные закупки», где была запущена работа головного сервера торгов. В конце мая 2003 года коллегия Минпромнауки в целом одобрила проделанную работу. Предполагается, что в 2004 г., после доработок, может начаться опытная эксплуатация системы информационного обеспечения и комплекса электронных государственных закупок НИОКР при выполнении работ по федеральным целевым программам, где госзаказчиком выступает Минпромнауки России.
Создаваемая по заданию Минпромнауки система e-госзакупок включает оба способа госзакупок: конкурсные (открытый конкурс, закрытый конкурс, двухэтапный конкурс) и регламентированные (запрос котировок, закупки у единственного источника). Система должна выполнять все процедуры торгов, включая регистрацию госзаказчиков, ведение общедоступной базы данных о заключенных госконтрактах и поданных жалобах.
По мнению специалистов Минсвязи РФ и экспертов НАУЭТ, основной задачей ФЦП «Электронная Россия», связанной с электронной торговлей, является создание ее инфраструктуры с использованием Информационно-маркетинговых центров (ИМЦ). Как комментирует г-н Цыганков, генеральный конструктор проектов госсектора компании Cognitive Technologies (компания-победитель ряда конкурсов Минсвязи в рамках программы «Электронная Россия»), «особенностями системы ИМЦ являются:
архитектурные принципы построения на основе типовых решений и модулей;
разработка и использование при создании системы (как на этапе проектирования, так и на этапе эксплуатации) единого функционального стандарта, основанного на стандартах открытых систем.
полное соответствие требованиям законов и нормативных актов в области ЭТ.
комплексность проведения работ, подразумевающую формирование всех необходимых для создания и функционирования ИМЦ видов обеспечения (аппаратно-программного, технологического, информационного, нормативно-технического и иных).
Предполагается, что в системе ИМЦ будут реализованы потребности каждого конкретного региона во внутри- межрегиональных и международных торговых отношениях, информационно-маркетинговом обеспечении, консалтинге, сертификации в области электронной торговли и т.д. Другая сторона ИМЦ повышение эффективности использования средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации при осуществлении государственных закупок, а также значительное уменьшение издержек государственных заказчиков при проведении конкурсов, сокращение потерь и злоупотреблений».
Региональные электронные программы также предусматривают запуск систем электронных госзакупок. На решение этой задачи в «Электронной России» направлено мероприятие 10 (темы: создание портала развития региона; создание системы государственных закупок региона) в рамках лота №2 под названием «Практическая реализация мероприятий по обеспечению открытости деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления». Победителем конкурса, который проходил в 2003 г., стала «Корпорация Парус». В рамках консорциума компаний-победителей она осуществляет общее руководство и непосредственно занимается созданием системы государственных закупок региона и проблемой госзакупок в целом.
Первые регионы, где в рамках ФЦП «Электронная Россия» создается система электронных госзакупок, также определялись в ходе конкурса Минэкономразвития. От субъектов Федерации и муниципалитетов была подана 191 заявка. Победителями стали Якутия, Чувашская республика и три области Тульская, Нижегородская и Челябинская. В то же время многие регионы решили действовать самостоятельно, опираясь на собственные силы и возможности, без оглядки на федеральное финансирование.
«В настоящее время по электронным государственным закупкам ведутся опытные торги в ряде субъектов Федерации Челябинской области, республиках Чувашия и Якутия. Применительно к данному направлению можно говорить, что на региональном уровне в упомянутых субъектах, где проходят пилотные торги, уже готовы проводить их полностью в электронной форме на постоянной основе. У них для этого все есть, и дело остается за законодательством, сообщил в своем интервью CNews.ru Церен Церенов, руководитель департамента корпоративного управления и новой экономики МЭРТ. Вскоре Минэкономразвития России будет готово тиражировать подобные типовые проекты для других субъектов Федерации. Конечно, каждому региону придется тратить средства на доводку решения применительно к своей специфике, но главный вклад в разработку ноу-хау уже сделан, есть решения по большинству организационных вопросов, появилась типовая система, которую можно использовать. Аналогично организована работа на федеральном уровне». В то же время, постоянное недофинансирование «Электронной России» в следующем, 2004 году, по словам Церена Церенова, «будет критическим образом отражаться на ходе реализации программы. Многие наши пилотные проекты мы вообще не сможем запустить в промышленную эксплуатацию, не сможем ранее полученные результаты реализовать в масштабе всей страны, как изначально планировалось. Это те же проекты по электронным государственным закупкам».
Александр Карпачев: Система электронных госзакупок «бестселлер» последних двух лет
Основные тенденции развития информационных технологий в российском госсекторе, а также определяющие их факторы в интервью CNews.ru комментирует Александр Карпачев, президент корпорации «Парус».
CNews.ru: Какие события, на ваш взгляд, окажут наибольшее влияние на развитие отечественного ИТ-рынка в госсекторе в ближайшие годы?
Александр Карпачев: Вопрос использования информационных технологий в секторе государственного управления крайне важен. Есть весомые причины, которые окажут влияние на отечественный ИТ рынок в ближайшие годы. Именно 20022003 годы стали периодом начала крупных реформ, затрагивающих практически все уровни государственного управления. Во первых, это административная реформа, главная цель которой повышение эффективности деятельности государственных органов власти за счет снижения затрат и издержек на госуправление, а также исключение дублирования и приведения в определенную систему функций различных государственных органов. Вторым важным фактором, который окажет значительное влияние на развитие информационных технологий, является реформа бюджетной политики. Для руководства регионов введение в действие поправок к Бюджетному кодексу будет означать серьезные изменения в сложившейся системе бюджетных и межбюджетных отношений, связанные с перераспределением ответственности между федеральным центром и субъектами, субъектами и муниципальными образованиями. Очевидно, что управленческая модернизация системы бюджетного учета и межбюджетных отношений потребует все большего использования высоких технологий.