|
|
|
Компьютеризация госвласти — качество и количествоСетевые приложения, централизованные базы данных, передача и хранение аудио- и видеоданных, использование
Стремительное развитие информационных технологий связано, в первую очередь, с желанием перевести значительную часть операций в электронную форму, обеспечивающую несравнимо большую производительность, оперативность и доступность информации. На смену громоздким папкам документов, пылящихся в шкафах архивов, пришел компьютер, оснащенный специализированным программным обеспечением (ПО), который позволяет оперативно и быстро получать нужную информацию. Немаловажной причиной значительного увеличения Количество и качество — две стороны одной медали Численность ПК в федеральных и региональных органах государственной власти неуклонно растет. В отдельных госструктурах федерального уровня количество числящихся на балансе рабочих станций значительно превышает количество служащих. Но такая ситуация справедлива, в основном, по отношению к центральным аппаратам ведомств — в региональных подразделениях компьютеров катастрофически не хватает, и рост их числа происходит не слишком активно. До сих пор остается довольно большим процент устаревшей техники, в особенности это касается все тех же региональных подразделений. По данным CNews Analytics, в 2005 году число рабочих станций на базе процессора Intel Pentium составляло около 16% от общего числа персональных компьютеров, состоящих на балансе во всех федеральных органах государственной власти РФ. Некоторый оптимизм внушает тот факт, что по сравнению с 2004 годом это цифра снизилась почти на 5%. Несмотря на то, что компьютеры данного класса являются морально устаревшими и пригодны для решения весьма ограниченного круга задач, их количество сокращается очень медленно. В соответствии с принятыми в органах государственной власти критериями оценки, рабочие станции на базе процессора Intel Pentium II и выше как правило объединяют в одну группу, хотя параметры систем внутри этой группы отличаются очень существенно. В настоящее время более корректно было бы в качестве нижней границы «морально устаревшей» техники принять рабочие станции на базе процессора Intel Pentium III и руководствоваться этим критерием при проведении Несмотря на то, что не существует законодательных ограничений на применение той или иной платформы при закупке ПК, проведенные исследования показывают, что существует тенденция к всеобщему переходу на платформу x86. Так в 2004 году в федеральных органах государственной власти компьютеров на других платформах было 3,5%, а в 2005 г. их количество сократилось до 2,4%. Число используемых портативных компьютеров весьма незначительно и становится заметным в основном за счет наличия их в центральном аппарате органа государственной власти. Но именно применение такой техники (там, где это допустимо и вызвано служебными потребностями) имеет значительные преимущества: высокая мобильность, постоянный доступ к информационным ресурсам, не ограниченный только рабочим местом (при использовании технологий беспроводных сетей), высокая экологичность (низкое энергопотребление, отсутствие шума), наконец, просто экономия офисного пространства. За прошедший 2005 год в федеральных органах государственной власти не произошло значительного увеличения относительного количества серверов, подавляющее большинство которых по-прежнему составляют системы на платформе x86, в то время как существует масса решений для серверов различного уровня на базе более производительных платформ. Во многих ведомствах наблюдается картина, когда в качестве сервера используется та же «персоналка», немногим более мощная, чем большинство ведомственных ПК. Подобные решения, конечно, экономят средства, но не обеспечивают достаточной производительности, не говоря уже о надежности и избыточности, которые должны являться важнейшими критериями при выборе сервера. На фоне текущих реалий При детальном рассмотрении сложившейся ситуации становится понятно, что при казалось бы, растущих показателях оснащенности компьютерной техникой в федеральных органах государственной власти наблюдается острая нехватка современной техники и, как следствие, недостаточная эффективность обработки информации. Такая ситуация является серьезным тормозом на пути развития информатизации и эффективного использования ИТ в органах государственной власти. Превышение количества компьютеров в центральном аппарате ряда федеральных ведомств над числом сотрудников отнюдь не является свидетельством того, что достигнуты высокие показатели уровня информатизации. Но основной причиной такого положения вещей является сложная и запутанная процедура списания старой техники, сопряженная с получением огромного числа подписей и одобрений, соблюдением множества правил и нормативов, не учитывающих темпов развития рынка аппаратных и, в особенности, программных средств, а также факторов морального старения техники и ПО. «Подвисшие» на балансе ведомств компьютеры зачастую уже давно не используются по причине технической отсталости и частичной разукомплектованности. Номинально являясь рабочими единицами, не выполняя при этом никакой работы, подобная техника сильно искажает общие показатели информатизации органов государственной власти. Разрешение этой ситуации возможно путем проведения масштабной технической инвентаризации парка компьютеров и корректировки существующих нормативов списания техники. Не секрет, что компьютерный рынок развивается очень быстро, и за несколько лет, казалось бы, «ультрасовременный» компьютер полностью устаревает. Однако необходимо разобраться, что означает это устаревание. Требования к аппаратному обеспечению постоянно растут, но в первую очередь это справедливо для игровых и развлекательных приложений. Операционные системы, офисное и, тем более, специализированное ПО обновляется гораздо медленнее. Так же значительную роль в устаревании играет и человеческий фактор — нередко в процессе использования система обрастает «паразитными» программами, часть из которых может быть сознательно установлена пользователем Продлить срок жизни компьютерного оборудования способны квалифицированные Автоматизированный мониторинг оборудования реализован лишь в единичных случаях, и позволяет эффективно отслеживать и контролировать состояние системы и планировать бюджет Физический износ и отказы техники наступают, как правило, гораздо позже «морального старения», однако здесь существенную роль играет происхождение комплектующих и «брэндовость» компьютеров. Желание сэкономить на «железе», при одинаковых, казалось бы, характеристиках, может вылиться в большие дополнительные расходы по выявлению и замене нестабильно работающих элементов, не говоря уже о вопросах совместимости комплектующих в собранных «на коленках» компьютерах. Поэтому при планировании закупок оборудования выбор желательно сделать в пользу хорошо зарекомендовавших себя брендов, как зарубежных, так и отечественных, если таковые имеются. Вероятно, Одним из способов продления срока службы компьютерной техники является апгрейд аппаратной части. Но необходимо учитывать, что возможности модернизации (апгрейда) существующей техники при нынешних условиях весьма ограничены. Можно увеличить объем оперативной памяти, установить более емкий и быстрый жесткий диск, но существует проблема совместимости — с появлением новых стандартов комплектующие для устаревшей системы превращаются в «экзотику», которую бывает трудно найти, и стоить они могут гораздо дороже, чем современные и более совершенные аналоги. Имеет ли смысл покупать заведомо устаревшие комплектующие, чтобы незначительно увеличить производительность системы? Фактически, полноценный «апгрейд» сводится к замене начинки почти всего системного блока, а, учитывая, что современные комплектующие потребуют установки и более мощного блока питания, «апгрейд» превращается просто в покупку нового компьютера. Принимая во внимание быстрое устаревание «железа», стремительный рост автоматизации и требований к аппаратной части новых систем, необходимо определить схемы перемещения устаревающих ПК между подразделениями ведомств и регионами, исходя из их потребностей. Как известно, различные информационные ресурсы требуют различных по производительности компьютеров. Сотрудникам отделов, работающих с тяжеловесными приложениями, требуются мощные, современные рабочие станции, в то время как для других отделов, работающих с простыми программами, подойдут и средненькие, пусть и отчасти устаревшие ПК. Перераспределение персональных компьютеров особенно актуально для регионов, где явно ощущается нехватка рабочих станций. Таким образом, срок жизни техники будет сильно продлен, что позволит избежать лишних затрат. Но при этом не обойтись без создания автоматизированной системы мониторинга состояния ИТ-обеспечения органов государственной власти федерального и регионального уровней, число которых в настоящее время составляет 92 и 88 соответственно. В дальнейшем возможно подключение органов муниципального уровня, по мере готовности.
|