|
|
«Электронное правительство» как концепция управления
В последние годы информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) приобретают все большее значение для государственного управления. В Западной Европе в 2003 году расходы стран на «электронное правительство» превысили $3 млрд, в 2004 составили около $4 млрд, а к 2007 достигнут $6 млрд1. При этом все чаще возникают споры о целесообразности подобных инвестиций и о том, что называть «электронным правительством».
В качестве основных целей программ создания «электронных правительств» как правило выступают: повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления, создание технологических предпосылок для развития гражданского общества посредством обеспечения прав на свободный доступ к информации. Предполагается, что создание е-правительства позволит улучшить взаимодействие органов власти с гражданами и хозяйствующими субъектами в первую очередь в таких сферах, как: налогообложение, оформление таможенной документации, регистрация и ликвидация юридических лиц, выдача лицензий и сертификатов, подготовка и представление отчетной документации.
Другой немаловажный результат — комплексное внедрение системы электронной торговли в сфере закупок продукции и услуг для государственных нужд.
«Электронное правительство» вместо автоматизированного хаоса
В любой современной стране, независимо от особенностей ее государственного устройства и уровня экономического развития, государство — основной поставщик услуг населению и организациям. Государственные учреждения являются источниками нормативных актов, лицензируют различные виды деятельности, обеспечивают социальную защиту населения и выполняют множество других общественно-необходимых функций. Кроме того, государство представляет собой и крупнейшего потребителя продукции и услуг частных и государственных организаций.
По мнению аналитиков Gartner, суть электронного государственного управления состоит в «непрерывной оптимизации предоставления услуг, участии граждан в управлении посредством преобразования внутренних и внешних взаимодействий через информационные технологии, сеть интернет и новые средства массовой информации». Таким образом, ИКТ здесь выступает лишь как средство для достижения основной цели — оптимизации предоставления государственных услуг. Тогда как базисом для таких изменений служит административная реформа.
На сегодняшний день можно идентифицировать два процесса связанных с реализацией концепции e-government:
- Реформа государственных органов: сокращение числа чиновников; повышение квалификации и ответственности лиц, принимающих решения; увеличение скорости реакции на запросы со стороны граждан.
- Информатизация государственных органов — один из основных инструментов достижения целей реформы органов государственной власти.
Потребность в реформировании существующего порядка государственного управления обусловлена несколькими причинами. Главная состоит в том, что перевод на «электронные рельсы» будет наиболее эффективным лишь для жестко формализованных административно-управленческих процессов и процедур. В противном случае, «электронное правительство» может превратиться в автоматизированный хаос.
Для реализации программ электронного правительства необходимо решить ряд задач, носящих как технический, так и административно-правовой характер. Среди наиболее важных можно выделить вопросы подготовки регламентов межведомственного взаимодействия, создания классификаторов государственных услуг и реализация единой технической архитектуры и программно-аппаратной платформы.
- Общие административные регламенты для всех ведомств. Их подготовка упростит межведомственное взаимодействие на правовом уровне, а также обеспечит прозрачность правил и процедур, что приведет к повышению эффективности, как при поиске нужной государственной информации, так и при ее разработке.
- Классификация государственных услуг. Решение этой задачи позволит разработать методы определения ценности той или иной услуги, а также уменьшит вероятность различных трактовок административных регламентов и непонимания между участниками межведомственного взаимодействия.
- Создание технической архитектуры и общей программно-аппаратной платформы. В настоящее время большинство ведомств имеют достаточную технологическую базу для работы в режиме электронного правительства. Вместе с тем, необходимо разработать общие стандарты средств, предназначенных для повышения эффективности использования межведомственных ресурсов и предоставления услуг населению в режиме он-лайн. Такие средства должны быть гибкими и масштабируемыми, что может быть достигнуто за счет их реализации на основе открытых стандартов. Например, за основу может быть взята группа стандартов XML — наиболее мощное средство для обмена информацией в разных форматах.
Таким образом, «электронное правительство» — это не частичное технологическое решение, а концепция осуществления государственного управления. Изменение нормативно-правовой базы, принципов формирования и расходования бюджета, придание легитимного статуса электронным документам и регламентам — все это вместе с другими компонентами жизнедеятельности общества является основой для реформирования государственного управления и успешного функционирования «электронного правительства».
E-government по-европейски
Европейцы приступили к созданию электронного правительства еще в 1999 году. Тогда Комиссия Европейского союза приступила к выполнению программы eEurope, направленной на полную информатизацию объединенной Европы. Были определены следующие приоритетные направления:
- Организация широкополосной сети с подключением к ней административных органов.
- Разработка структуры взаимодействия между общеевропейскими организациями, обслуживающими население.
- Формирование системы электронного материально-технического снабжения государственного сектора.
- Запуск к 2004 году в эксплуатацию основных услуг, функционирующих в режиме он-лайн.
За первые три года реализации программы был осуществлен ряд проектов, в результате которых объем услуг, предоставляемых через сеть интернет возрос в среднем по Европе с 6,5% до 80%. Вот наиболее значимые проекты, реализованные с 1999 г по 2002 г:
- Бельгия. Он-лайновая система подачи деклараций по налогу на добавленную стоимость (InterVat).
- Германия. Интернет-система предоставления услуг муниципальными органами г. Бремена. Система обеспечивает комплексное выполнение 70 различных операций, относящихся к числу "важнейших событий" в жизни человека (рождение, смерть, брак и т.п.). Кроме того, была реализована партнерская инициатива D21 по подключению большинства немецких школ к интернету по каналам связи с характеристиками не ниже, чем у линий ISDN. Финансирование программы подключения обеспечивается частными предприятиями, в числе которых Deutsche Telekom и AOL Europe, а в организации обучения школьников и учителей работе в интернете и применению информационных технологий приняли участие две тысячи добровольцев.
- Великобритания. Широкополосная лондонская образовательная сеть (London Grid for Learning, сокращенно LGfL) созданная для обслуживания всех средних и начальных школ города.
- Инициатива NetD@ys Europe. Осуществлена под эгидой Главного управления Комиссии Европейского союза по образованию и культуре. Направлена на пропаганду новых средств массовой информации в работе с молодежью и в области культуры. В 2001 г. на европейском сайте Netd@ys было зарегистрировано свыше 300 проектов, представленных учебными заведениями (47%), учреждениями культуры (17%), местными властями (7%), частными фирмами (5%), а также министерствами, объединениями и международными организациями (24%)
- Швеция. Программа обеспечения работников по найму персональными компьютерами, в рамках которой работодатели, предоставляющие работникам ПК для использования дома, освобождаются от налоговых санкций.
К сентябрю 2003 года начал работать единый портал для поиска работы на всей территории Европейского Союза (“European Job Mobility Portal”, EURES), независимо от местонахождения гражданина.
European Job Mobility Portal
Источник: europarl.eu.int
На сегодняшний день основные задачи, поставленные перед программой eEurope, можно считать выполненными. В частности, создан единый портал Европарламента, предоставляющий информацию на всех официальных языках Евросоюза (таких языков к настоящему времени 20). Основная задача портала — расширение каналов взаимодействия с органами государственной власти, что, в свою очередь, приведет к увеличению эффективности управления.
Стоит отметить, что в отдельных странах практически все существующие государственные услуги могут быть оказаны в режиме он-лайн. Так, в Великобритании 97% таких услуг доступны через сеть интернет. Задача перевода всех услуг местного самоуправления Англии в режим on-line к 2006 году была поставлена премьер-министром страны еще в марте 2000 года. С тех пор каждый орган местного самоуправления получил 0,9 млн фунтов стерлингов из центрального бюджета на эти цели.
Евгений Алаев / CNews
1 Оценки IDC.
|
|