|
|
|
Готовность регионов к е-правительствуВажной составляющей готовности России к информационному обществу является ее готовность к реализации услуг «электронного правительства». Концепция е-правительства предлагает путь, гарантирующий достижение целей, стоящих перед государственными организациями, и заключающийся в предоставлении всем служащим, коммерческим организациям и населению централизованной, доступной, своевременной, полной и точной информации. «Электронное правительство» способствует повышению эффективности государственного управления. Без автоматизации этого процесса органам местного самоуправления невозможно выстроить систему предоставления качественных услуг населению и взаимодействия с ним, обеспечить необходимый уровень стандартов государственных услуг и оперативность работы органов власти. Успешность и оптимальная эффективность функционирования программы «Электронное правительство» напрямую связаны с тем, насколько широко она охватывает все регионы страны. Индекс готовности регионов к е-правительству В качестве информационно-аналитического инструмента для выработки, проведения и корректировки политики развития e-правительства на федеральном и региональном уровнях дирекцией по мониторингу развития информационного общества Института развития информационного общества (ИРИО) был разработан индекс готовности регионов России к «электронному правительству». Индекс позволяет более-менее точно оценить уровень подготовленности региона к реализации услуг органов власти на основе ИКТ, выявить основные проблемы и препятствия, проанализировать их причины, чтобы в дальнейшем просчитать наиболее оптимальный путь реализации данной концепции. Индекс готовности российских регионов к e-правительству складывается из оценки пяти параметров:
ИКТ-инфраструктура оценивалась по двум показателям: доступ органов власти к ИКТ и доступ к ИКТ населения и бизнеса. Эти показатели существенно различаются в зависимости от уровня органа власти и от региона. Достаточно хорошо оснащены компьютерами и ЛВС, активно используют интернет и интерактивные сервисы федеральные органы власти (включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в регионах, городах и районах). В наименьшей степени доступом к ИКТ обеспечены органы местного самоуправления России, многие из которых вообще не имеют компьютеров. Число компьютеров у населения России постоянно растет, но по-прежнему не достигает значительного числа. Аналогичная ситуация наблюдается и при подсчете количества активных пользователей интернета — потенциальных потребителей услуг электронного правительства: их число в значительной степени дифференцировано по отдельным регионам. Состояние человеческого капитала в целом благоприятствует электронному развитию страны — в среднем население России имеет высокий уровень образования, в структуре населения достаточно высока доля студентов, ученых и специалистов в сфере ИКТ. Тем не менее, средний уровень информационной грамотности населения остается низким. При этом выявляется низкий уровень мотивации и заинтересованности в его повышении, большая часть взрослого населения России не имеет желания использовать интернет. Даже в Москве подавляющее большинство опрошенных предпочитает традиционные способы взаимодействия с органами власти. Социально-демографическая структура пользователей интернета и потенциальных пользователей услуг «электронного правительства» — группы людей, наиболее часто взаимодействующих с органами власти — существенно различается. Так среди пользователей сети велика доля молодежи, которая достаточно редко обращается в органы власти. Нормативная правовая база на данный момент не только не способствует развитию услуг «электронного правительства» в России, но скорее значительно ему препятствует. Законодательство практически не позволяет пользоваться многими услугами, оказываемыми с помощью электронных технологий. Отсутствует само понятие электронного документа и формализованные условия признания такого документа юридически эквивалентным документу в традиционной бумажной форме. Предоставление органами власти информации и интерактивных услуг для населения и бизнеса призвано обеспечить удовлетворение конституционного права граждан «на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления и создание условий для реализации населением права на осуществление местного самоуправления». На данный момент свои представительства в интернет имеют 93% федеральных министерств и ведомств России. Но в целом, включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в регионах, городах и районах, еще далеко не все органы государственной власти полноценно представлены в интернете. Несмотря на широкие возможности интернет-представительств, они лишь в небольшой степени используются для повышения информационной открытости органов государственной власти. Очень слабо развиты интерактивные услуги и сервисы для населения и бизнеса. Это относится и к Москве, где другие показатели являются в целом благоприятными. Таким образом, развитие услуг «электронного правительства» в России соответствует первоначальному, ознакомительному этапу: основу таких услуг в настоящее время составляет предоставление информации о порядке взаимодействия граждан и бизнеса с органами государственной власти и о деятельности этих органов, в лучшем случае и за незначительными исключениями — образцов форм для скачивания. Использование услуг «электронного правительства» населением и бизнесом зависит от наличия такой возможности, предоставленной органами государственной власти, и от понимания пользователями механизма и преимуществ таких услуг. Услуги «электронного правительства» уже значительно востребованы многими предприятиями и организациями, но их востребованность гражданами многократно ниже. В регионах возможности интернета для взаимодействия с гражданами и бизнесом используются крайне мало или не используются вообще. Таким образом, уровень реального использования услуг e-правительства в Москве, а тем более в регионах очень низок. Желание соответствовать и успевать Составленный индекс готовности регионов к электронному правительству наглядно демонстрирует, что эта готовность в большинстве регионов в большей мере основывается на стремлении соответствовать и успевать за современными информационными технологиями и тенденциями. Регионы, что называется, готовы морально. Ни законодательная, ни материальная базы, ни компьютерная грамотность населения и работников органов власти пока не оказываются надежными опорами для поддержки программы «электронного правительства». Индекс готовности регионов к электронному правительству (2004-2005)
Источник:ИРИО Одновременно можно отметить, что уровень развития ИКТ-инфраструктуры и степень готовности различных регионов России к реализации услуг «электронного правительства» сильно различаются. Это предполагает в дальнейшем выработку дифференцированной политики развития e-правительства, учитывающую специфику и уровень готовности региона. Вложения в инфраструктуру, развитие информатизации местного самоуправления, реализация удобных и полезных для населения и предприятий услуг «электронного правительства» — приоритетные задачи во всех регионах. Готовность регионов и России в целом к реализации концепции «электронного правительства» вернее сегодня назвать подготовкой — это еще далеко не результат, а только набирающий обороты процесс. Для того, чтобы ожидать значимых результатов, необходимо уже сегодня создавать значимые предпосылки их достижения, и прежде всего это должны быть меры, направленные на обеспечение наибольшей доступности ИКТ для пользователей во всех регионах и повышение их заинтересованности в услугах, которые подразумевает программа «Электронное правительство». Татьяна Палькина, Наталья Рудычева / CNews |