|
|
|
Единое информационное пространство законодательной властиСоздание и эффективная работа информационных ресурсов законодательной органов государственной власти не возможна без создания единого информационного пространства, объединяющего не только законодательные органы государственной власти субъектов Федерации и Федерального Собрания России, но всех субъектов наделенных правом законодательной инициативы. Формирование этого единого информационного пространства - «электронного парламента» России – и стало основной задачей построения ИТ-инфраструктуры органов законодательной власти страны в 2005 году и на ближайшие годы. ИТ-ядро Государственной Думы России Компьютерная сеть в Государственной Думе Федерального Собрания РФ (ФС РФ) была создана на первом этапе внедрения информационных технологий. В настоящее время единая компьютерная сеть состоит из двух основных частей: внутренняя – интранет и внешняя часть сети, подключаемая к интернет. Во внутренней части компьютерной сети Государственной Думы России отображается вся информация, и функционируют автоматизированные системы. Внешняя – предназначена для пользователей интернета и получения той информации, которая не содержится в информационной системе Государственной Думы России. Такая информация получается по запросам изнутри, то есть с рабочих станций сотрудников аппарата, депутатов. При этом для обеспечения безопасности оба сегмента разделены – гальванически отрезаны друг от друга. Для того чтобы избежать подключения внутренней сети к интернету напрямую, используется так называемая «мозаичная технология». Работает она следующим образом: депутаты, структурные подразделения и фракции, которые хотят поддерживать свои интернет-страницы, ведут их во внутренней сети. Каждой такой странице отводится зона памяти, и в нее не может войти никто, кроме ответственного за ее поддержку – используется жесткий парольный доступ. Это мозаичная единица. Затем в определенный момент, например, в 17:00, по команде, серверы отключаются от интернета и включаются во внутреннюю сеть, после чего происходит идет актуализация информации и она становится доступной пользователям сайта Государственной Думы России. Эта технология признана достаточно удобной, быстрой и, что самое главное, безопасной. Все остальное время большинство страниц, видимых внешним пользователям из интернета, являются статическими, они не связаны динамически с какими-либо данными интранет-системы Государственной Думы России. Таким образом, обеспечивается дополнительная степень безопасности, поскольку атаковать сервер с такой информацией не имеет смысла. С развитием электронной инфраструктуры происходит и расширение сети. С 2001 по 2005 г. постоянно росли показатели оснащенности сотрудников и депутатов Государственной Думы России компьютерной техникой, увеличивалось число компьютеров, подключенных к сети интернет. Так, общее количество настольных персональных компьютеров и рабочих станций, подключенных к ведомственной компьютерной сети в 2005 г., составило 2200, из них 1100 подключены к сети интернет по выделенному каналу. Количество персональных компьютеров, подключенных к сети интранет Государственной Думы России Источник: CNews Analytics Количество персональных компьютеров, подключенных к интернет по выделенной линии Источник: CNews Analytics ИТ-сеть Государственной Думы России – основа «электронного парламента» Для поддержки законотворческой деятельности была создана система автоматизированного сопровождения законопроектов и законов (АСОЗД). Как уже отмечалось, АСОЗД предназначена для автоматизации процедуры прохождения законопроекта (закона) по всем стадиям законодательной процедуры. Вносить в нее соответствующие законопроекты, сопровождающую документацию, поправки и замечения к ней могут, в соответствии с Конституцией РФ, все субъекты законодательной инициативы России: от президента РФ до депутата Государственной Думы России или его уполномоченного лица, а так же депутаты законодательных органов власти субъектов Федерации. Основную часть работ по внесению проектов законов в АСОЗД осуществляют депутаты Государственной Думы России (их около 450). Они обладают правами размещения документов в системе – каждый из них получает свой пароль и учетную запись. Однако, далеко не все депутаты производят эти операции самостоятельно, нередко они делегируют эту функцию своему помощнику, который и работает в системе под паролем своего шефа.
За президента, правительство РФ размещением соответствующих документов пока занимаются работники аппарата Государственной Думы России. Но помимо них, существуют и другие участники законодательного процесса – депутаты законодательных органов власти субъектов Федерации. По закону, они должны вносить законопроекты в Государственную Думы России, участвовать в процессе их принятия, вносить или отклонять поправки в соответствующие документы и т.д. Взаимодействие с региональными органами законодательной власти в настоящее время построено на основе современных сетевых компьютерных технологий. Как этот процесс был организован ранее? Аппарат Государственной Думы России направлял в адрес органов государственной власти субъектов Федерации бумажные документы и получал от них такие же бумажные документы. При этом часто из-за длительного времени доставки корреспонденции происходило нарушение регламента работы с законопроектами, они вовремя не рассматривались, попадали в разряд «лежащих». Для преодоления этой ситуации, а также для организации взаимного доступа к информационным ресурсам центральных органов власти и органов власти регионального уровня, разработана и создается единая сеть экстранет Государственной Думы России. В настоящее время подавляющее большинство субъектов с правом законодательной инициативы объединены в единое информационное пространство, которое получило название «электронный парламент». Взаимодействие построено на основе современных портальных технологий. Транспортная информационная сеть «электронного парламента» По имеющимся данным, на начало 2006 г. к единой информационной сети были подключены органы законодательной власти всех субъектов Федерации. В процессе реализации этого проекта в них были созданы узлы подключения с поставкой необходимого оборудования. Подключение произведено по широкополосным магистральным каналам, предназначенным для обеспечения связи между различными органами государственной власти субъектов Федерации. Это так называемые «толстые каналы», составляющие «хребет» глобальной информационной сети, создаваемой в рамках ФЦП «Электронная Россия» и обладающие достаточным запасом пропускной способности. Подключение законодательных органов к единой компьютерной сети Источник: Государственная Дума ФС РФ Выбор в качестве транспортной информационной сети широкополосных каналов сделан не случайно, поскольку перед принятием этого решения был проведен эксперимент, в котором принимали участие государственные органы законодательной власти трех субъектов Федерации: Тюменской и Тульской областной думы, Законодательного собрания Тверской области. Эксперимент проводился весной 2003 года. Во время этого эксперимента к сети Государственной Думы России была подключены Тюменская областная Дума – по обычному коммутируемому телефонному каналу, Тульская областная Дума — по выделенному, Законодательное собрание Тверской области было включено непосредственно в сеть интранет Государственной Думы России. В последнем случае как раз и использовался один из магистральных каналов без всякого удаленного доступа. Целью эксперимента было опробовать работу с использованием трех разных видов связи, чтобы установить, сколько времени в действительности, по сравнению с проведенными рассчетами, займет размещение комплектов документов: проекты законов, законопроектной докементации, внесение поправок в электронные версии документов и т.д., - при разном способе подключения и оценить простоту и удобство предлагаемого пользовательского интерфейса. Результаты этого эксперимента и определили последующую структуру транспортной информационной сети «электронного парламента» России. Илья Кошелев, Наталья Рудычева / CNews |