|
|
|
Закон «О госзакупках» в действииФЗ №94 «О госзакупках» принес новые правила работы и новые стандарты взаимодействия, направленные на создание единой инфраструктуры для систем проведения торгов, сбора и анализа информации о них. Но закон работает вполсилы — требуются обученные специалисты и единые технические стандарты и регламенты. Одно из основных направлений информатизации в секторе закупок для государственных нужд — введение единых технологических стандартов, единой инфраструктуры для систем проведения торгов, сбора и анализа информации о них. В феврале выпущено распоряжение правительства об общефедеральном портале госзакупок (20 февраля 2006 года Другая проблема — это подготовка специалистов. Требования нового закона к проведению госзакупок довольно жесткие и в части объемов публикуемой информации, и в части сроков проведения конкурса, сроков экспертных оценок и заключения госконтрактов. Переходный период, согласно планам Минэкономразвития, должен закончиться в июне 2006 года. К этому времени необходимо провести обучение сотрудников конкурсных комиссий всех уровней, подготовить или переподготовить их в соответствии с требованиями нового закона. А это, по самым скромным подсчетам, более 20 тысяч человек. Еще в начале 2006 годы было очевидно, что министерство не способно решить эту задачу с должным качеством к завершению переходного периода. В то же время с сентября 2005 года в Институте госзакупок Единство формы и содержания Что касается формы проведения электронных торгов, то в законе предусмотрены конкурсы (открытые, закрытые и двухэтапные), аукционы, в том числе аукцион в электронной форме, а также совместные торги. К числу законных форм размещения госзаказов приравниваются также мероприятия без проведения торгов: запрос котировок, заказ у единственного поставщика, размещение на товарных биржах. Проведение конкурса подразумевает подачу поставщиками заявок на участие, составленных в соответствии с заранее опубликованными требованиями. Далее на конкурсной основе проводится отбор участников, предложения которых наиболее соответствуют условиям заказчика. Закрытый конкурс проводится по предварительно разосланным приглашениям и только в том случае, если речь идет о заказе, связанном с государственной тайной. Процедура проведения электронных торгов Источник: Презентация «Опыт применения электронных торгов в закупках для государственных нужд в Новосибирской области» Аукционы, как открытые, так и закрытые, отличаются от конкурсных торгов тем, что победителем становится тот, кто предложил минимальную сумму выполнения обязательств контракта. Ограничения на проведение аукционов определяются утвержденным правительством РФ перечнем услуг и товаров, приобретение которых таким образом запрещено. Аукционы Стоит обратить внимание, что ФЗ №94 распространяет свое действие на случаи, когда расчеты между заказчиками и поставщиками (исполнителями, подрядчиками) проходят в безналичном порядке. При поставках в пределах 60 000 руб. по одной сделке госзаказчику разрешается размещать заказы без проведения торгов и вне конкурсных процедур и проводить их за наличный расчет. Эта позиция вызывает возражения некоторых экспертов, считающих что мелкооптовая закупка по безналичному расчету может оказаться экономичнее, к тому же бюджетный кодекс допускает подобные сделки на сумму 200 тыс. рублей. Размещение заказа запросом котировок представляет собой процедуру, когда заказчик сообщает неограниченному кругу лиц информацию о потребностях в товарах (работах, услугах) для государственных или муниципальных нужд. Для этого он размещает в интернете извещение о проведении запроса котировок заказа, не превышающего выплаты в размере 250 тыс. в квартал. Победителем признается участник, предложивший в котировочной заявке самую низкую цену контракта. Оценка предложений участников по наименьшей цене контракта
Источник: Презентация « Вторым способом размещения заказа у единственного поставщика является заключение контракта с естественной монополией. В этом случае заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт только одному поставщику. Третий способ приобретения товаров и услуг предусматривает размещение дорогостоящих заказов на товарных биржах. Таким способом заказчик вправе воспользоваться в случае, если нуждается в закупке биржевых товаров на сумму, превышающую 5 млн. рублей. Некоторые специалисты считают нецелесообразной жесткую привязку допустимой формы проведения торгов к стоимости закупки. Структура размещения государственного заказа Источник: Итоги работы системы государственного заказа Заказчик и поставщик: «особые приметы» нарушителей Особое внимание в законе об электронных госзакупках уделено обеспечению прозрачности и единых условий конкуренции при проведении е-торгов. Для этого разработан подробный регламент условий размещения госзаказа, составления заявок на участие, а также установлена строгая подотчетность всех процедур размещения госзаказа и заключения контракта. Эти меры позволяют выявить нарушения на любом этапе процедуры электронной госзакупки. В законе подробно описывается порядок обжалования, сроки и характер неправомерных действий (бездействий) заказчика. В то же время нарушения могут исходить и от самого поставщика. Например, участник С другой стороны, введение реестра недобросовестных поставщиков, как считают в Минэкономразвития, должно стать серьезным ударом по репутации недобросовестных поставщиков. Однако, существует немало примеров, когда отечественные фирмы с легкостью меняли «шкуры», за короткий срок проводя перерегистрацию и лицензирование. Александр Александров / CNews 1 Материалы всероссийской конференции руководителей служб автоматизации CIO «Госсектор 2005» |