|
|
|
Удаленный мониторинг сетей: проблемы и решенияОдной из важнейших частей информационной инфраструктуры современных предприятий и многих государственных организаций являются корпоративные сети передачи данных. Они давно перешли в разряд критических для обеспечения бизнес-процессов ресурсов и выход из строя такой системы фактически означает остановку деятельности всей организации. Корпоративные сети обладают высокой сложностью в силу территориальной распределенности инфраструктуры; совмещения возможностей собственно передачи данных с возможностями телефонии и видеоконференцсвязи; наличия встраиваемых систем поддержания информационной безопасности, а также резервных и дублирующих элементов, отвечающих за обеспечение надежности и доступности корпоративной сети. Для госструктур так же, а, может быть, и в большей степени, актуально и первое (сложность) и второе (критичность) свойства современных корпоративных (ведомственных) сетей. Реалии и особенности ведомственных сетей По территориальной распределенности с сетями таких государственных организаций, как таможенная, налоговая и почтовая службы, федеральное казначейство и т.п., могут сравниться лишь крупнейшие корпорации. Защите передаваемых по сетям данных, голоса и изображения в госструктурах уделяется особое внимание и требование к системам защиты информации здесь, как правило, значительно выше, чем в коммерческих структурах. Еще одной особенностью, усиливающей сложность ведомственных сетей, является их гетерогенность, сложившаяся в силу эволюционного развития этих сетей и относительной самостоятельностью органов государственной власти субъектов Федерации. По этим причинам во многих ведомственных сетях параллельно используется оборудование и программное обеспечение разных производителей и поставщиков, а также разные сетевые стандарты и протоколы, в том числе морально устаревшие (однако, надежно работающие). Что касается структуры ведомственных корпоративных сетей, то здесь следует разделять их, как минимум, на две большие составляющие, а именно:
Информационные подсистемы центральных офисов, как правило, представляют собой кампусные сети, объединяющие одно или несколько зданий в г. Москве. Такие сети имеют уровни ядра, распределения и доступа, как оно рекомендуется в руководствах по сетевому дизайну большинства производителей сетевого оборудования. На уровне ядра используются наиболее скоростные, по сравнению с другими участками сети, технологии передачи. В зависимости от того, насколько давно были спроектированы и построены эти сети, такими технологиями могут быть FDDI, ATM, Fast или Gigabit Ethernet. Выбор базовой технологии ядра сети обусловлен несколькими критериями, которые в зависимости от финансового положения ведомства могут занимать разное положение по значимости среди себе подобных критериев. Например, если ведомство располагает достаточными денежными средствами, то в ядре сети используется самая современная на момент проектирования технология (например, FDDI или ATM). Ведомства, ограниченные в финансировании используют Ethernet (Gigabit или Fast — зависит от времени строительства или наличия средств на модернизацию на различных этапах существования сети). Уровень распределения позволяют себе только те ведомства, технические службы которых либо тесно связаны с проектировщиками сети (вплоть до личных отношений), либо имеют достаточную квалификацию, чтобы понимать, зачем вообще нужен этот уровень. Если такой уровень в сети имеет место быть, то технологически он повторяет уровень ядра. Уровень доступа — или то оборудование, к которому подключаются автоматизированные рабочие места пользователей — по естественной причине есть в любой сети. Иногда это единственный уровень такой сети. На этом уровне практически все используют смешанные технологии Ethernet (10 или 100 Мбит/с), что диктуется рынком сетевых адаптеров для рабочих станций и периферийного оборудования (принтеры и т.п.). Необходимой компонентой любой сети являются системы хранения данных и авторизации пользователей, они же — серверы. Здесь Информационные подсистемы удаленных подразделений представляют собой В общем можно отметить, что архитектурно информационные системы различных федеральных органов государственной власти повторяют друг друга. Связано это во многом с государственным и территориальным устройством Российской Федерации: у каждого ведомства есть центральный орган и (если имеются) территориально удаленные структурные подразделения. После введения еще одного уровня иерархии территорий России — федеральных округов — часть органов государственной власти организовала соответствующие подразделения, а часть — нет. Структура информационных систем ведомств представляет собой двухуровневую (или трехуровневую с учетом федеральных округов) «звезду» с узлами в Москве, столицах субъектов федерации (а также в центрах федеральных округов). Основные информационные ресурсы также сосредоточены по степени их значимости: федеративного значения — в Москве. Информационное взаимодействие внутри системы ведомства производится при помощи прикладного программного обеспечения, применяемого ведомством в качестве внутреннего корпоративного стандарта. Зачастую это специально разработанные по заказу данного ведомства программные комплексы, основанные на открытых технологиях и протоколах. Назвать Три причины для внешней поддержки сетей В таких условиях остро стоит проблема поддержания параметров работы ведомственной сети на заданном уровне, что, в силу указанных выше факторов, является сложной задачей. В первую очередь, поддержка сетевой инфраструктуры требует большого штата квалифицированных специалистов, в обязанности которых входит поддержание доступности сетевых сервисов, оптимизация работы сети, наладка и обновление сетевого аппаратного и программного обеспечения, обнаружение и устранение возникающих инцидентов и другие аналогичные функции. При этом возникают три сложности. Традиционный подход к обслуживанию и управлению сетями передачи данных, в органах государственной власти, с ростом их сложности приводит к повышенной нагрузке на сервисные службы и высоким затратам организации. Кроме того, при традиционном обслуживании сетей все действия по устранению неисправностей или «узких мест» выполняются post factum, уже после того, как возникли негативные последствия. Необходимо отметить, что эти же проблемы возникают и в крупных коммерческих компаниях. Решение есть Для решения большей части описанных проблем используются системы мониторинга и управления сетью. Этот класс решений обеспечивает инвентаризацию и расширенную диагностику компьютерных сетей; постоянный контроль функционирования используемого сетевого оборудования, прикладных систем и сетевых сервисов; сбор статистики (в реальном времени и в виде архивов) и визуализацию ключевых показателей производительности и операционных параметров сетевой инфраструктуры; оптимизацию нагрузки на сетевое оборудование и серверы; фиксацию инцидентов; анализ влияния обнаруженных неисправностей на бизнес-процессы, и критически важные приложения; локализацию причин инцидента и его автоматическое устранение, либо уведомление ответственных за его устранение лиц. Использование подобных систем позволяет организации осуществлять проактивный мониторинг доступности, состояния и производительности компонент корпоративной/ведомственной сети передачи данных, анализировать и оптимизировать их загрузку, а также прогнозировать возникновение нештатных ситуаций. Это дает возможность не только серьезно сократить число критических сбоев — по данным IDC потери Мелкие сбои, составляющие львиную долю инцидентов, с помощью систем мониторинга и управления сетью исправляются либо вовсе автоматически, либо средствами удаленного администрирования. Что же касается крупных инцидентов, то указанные системы как раз и предназначены для их недопущения или, в крайнем случае, оперативного устранения. Для этого используются функции анализа собранной статистики и прогнозирования, а также локализации истинных причин инцидентов. Кроме того, при наличии в сетевой инфраструктуре дублирующих или резервных блоков, система просто перераспределяет нагрузку на них, обеспечивая «невидимость» инцидента для конечных пользователей. Решения высокого уровня для управления В то же время, системы такого класса сами являются сложными и для того, чтобы воспользоваться их преимуществами в полной мере, необходимо тщательно их настроить. При этом, по мнению экспертов, полный спектр решений для управления Вкупе с большим разнообразием функционирующего в органах государственной власти аппаратного и программного обеспечения, проекты по построению ведомственных систем мониторинга и управления сетью должны отличаться высокой технической сложностью и значительной продолжительностью. Это связано с необходимостью более глубокого исследования разрозненных компонент Кроме обеспечения непосредственных преимуществ систем мониторинга и управления сетью, возможность управления Резюмируя, можно отметить, что мониторинг ведомственных сетей является перспективным направлением развития CNews |