|
|
|
«Свободное» ПО в государственных органах: уже не новостьМногие государства мира всё шире применяют программное обеспечение с открытым исходным кодом. Российские министерства также всё более благосклонны к нему. И если в прошлые годы такие решения рассматривались как неординарные новости, то теперь «свободное» ПО стало общепризнанным вариантом для правительственного сектора; во многих случаях уже известны положительные практические результаты. Открытость и независимость В течение В это же время во многих странах шло активное, более или менее систематизированное внедрение массовых компьютерных технологий в государственных органах. И сложившаяся монополия поставила государства в странное положение. Впрочем, аппаратные средства Активное развитие «свободного» ПО, или ПО с открытым исходным кодом, привлекло в начале Обычно среди причин для такого решения указывается сокращение расходов, реже — информационная безопасность. Но именно независимость от зарубежных поставщиков, вероятно, можно считать одним из главных аргументов в пользу всё более широкого использования «свободного» ПО. Конечно, для создания и поддержки законченных Ещё одно важное преимущество «свободного» ПО — открытость форматов хранения и передачи данных. Если документы, базы данных и т.п. хранятся в закрытых форматах, то для доступа к собственным данным государственных органов требуется ПО от Ситуация изменяется Ранее, в 2004 г., мы подробно рассматривали основные аргументы "за" и "против" применения свободного ПО в государственных органах. До того момента речь шла об относительно новой, "пионерской", идее; в частности, сама возможность перехода на такое ПО на настольных компьютерах ещё не была привычной. Многие правительства принимали те или иные решения в пользу ПО с открытым исходным кодом; это вызывало серьёзные дискуссии среди экспертов и журналистов. Было выдвинуто мнение, что государству вообще не следует допускать зависимости от частных компаний, тем более — зарубежных. В ряде стран были предложены законопроекты, требующие при закупках ПО для органов государственной власти требовать открытости исходного кода в качестве обязательного или почти обязательного условия. Наиболее известной стала инициатива 2002 г. в Перу. Компания Microsoft обратилась к автору законопроекта с посланием, содержащим аргументы в пользу применения «закрытого» ПО; ответ автора, в котором эти аргументы опровергнуты, вызвал широкий резонанс. Однако подобные законопроекты тогда не были приняты. Внедрение «свободного» ПО ещё не дало достаточных практических результатов, и законодательные предпочтения были бы, вероятно, слишком поспешным вариантом. (Более мягкая версия закона в Перу была успешно принята в 2005 году). К Открытое ПО в органах государственной власти стран мира
Источник: CNews Analytics С другой стороны, некоторые широко разрекламированные проекты по внедрению решений с открытым исходным кодом, вероятно, не дали результатов (или как минимум исчезли с "радаров" прессы). Так, в конце 2003 г. министерство финансов Израиля объявило о прекращении закупок лицензий Microsoft и начале перехода на «свободное» ПО; однако никаких сообщений о дальнейшем развитии ситуации не поступало. Михаил Рамендик / CNews |