|
|
|
Перспективы «одного окна» в РоссииВ России внедрению принципа «одного окна» в последнее время уделяют значительное внимание, на федеральном и на региональном уровнях были приняты программы по использованию этой системы в повседневной работе органов власти. Некоторые ведомства и службы достигли значительных успехов, но в большинстве случаев, несмотря на приложенные усилия и выделенное финансирование, создание «одного окна» натолкнулось на незримые межведомственные барьеры и потребовало разработку множества нормативных актов и вложений в обучение госслужащих. В федеральной целевой программе «Электронная Россия» распространение «одного окна» в министерствах и ведомствах названо одним из приоритетных направлений деятельности. Во многих из них, таких как Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по налогам и сборам и других, внедрение «одного окна» было начато еще до реализации этой федеральной целевой программы. Так, ФТС России (Государственный таможенный комитет, до начала 2004 года) в августе 2003 г., реализуя пилотный проект по переходу на новый Таможенный кодекс, осуществила перевод части таможенных терминалов в режим «одного окна». Участники эксперимента могут воспользоваться рядом возможностей, предоставляемых новым кодексом: предварительным декларированием; выпуском товаров до подачи таможенной декларации; условным выпуском; оформлением товаров в соответствии с перечнем документов, указанных в ТК; выборочным досмотром. На терминалах реализован принцип «одного окна», когда все процедуры осуществляет один таможенник (переход с пятиступенчатого на одноступенчатое оформление). Как и предусмотрено новым кодексом, товар не задерживается на срок более трех дней. На терминале внедрено и электронное декларирование, позволяющее завершить процедуру оформления за несколько минут. В рамках подготовки к запуску проекта была существенно пересмотрена нормативно-правовая база, разработаны новые документы, направленные на упрощение и ускорение прохождения таможенных процедур. В работе стали активно использоваться современные информационные технологии, одновременно с этим проходило обучение всего кадрового состава службы. Как заявил, подводя предварительные итоги эксперимента, председатель Государственного таможенного комитета Михаил Ванин: «В 2003 г. в нашей стране завершает существование система тотального таможенного контроля. Ключевым направлением в работе таможенных органов становится содействие внешней торговле. Как показывает эксперимент, работа по принципам, заложенным в новом Таможенном кодексе, означает для участников внешнеэкономической деятельности реальное облегчение и ускорение процесса таможенного оформления». Эти изменения стали возможны в значительной мере и благодаря использованию принципа «единого окна». ФНС России (МНС РФ, до начала 2004 г.) с начала 2004 года реализует принцип «одного окна» при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В Москве открылся первый в России единый центр госрегистрации юридических лиц. Принцип «одного окна» при госрегистрации предусматривается федеральным законом «О внесении изменений в законодательные акты РФ в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Концепция «одного окна» предполагает регистрацию и присвоение кода Росстата (Госкомстата, до начала 2004 г.), а также постановку на учет в налоговые органы и во внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования) на основании однократного предоставления всех необходимых документов. Ранее предпринимателям для того, чтобы зарегистрироваться, необходимо было предоставлять четыре одинаковых пакета документов в различные ведомства. Это, в свою очередь, негативно отражалось на деловом климате страны Органы ФНС России после внесения записи в единый государственный реестр на шестой день будут передавать информацию об этом в соответствующие внебюджетные фонды и органы статистики. Постановка на учет в Пенсионном фонде, Соцстрахе и Госкомстате осуществляются в течение пяти дней. В центре работает 51 окно, сначала на обслуживание клиента тратилось не более 12 минут, а впоследствии сократилось в среднем до После выбора на установленном в центре терминале соответствующего пункта, предприниматель получает распечатанный талон, на котором указан номер очереди, номер зала и предполагаемое время приема. Через некоторое время табло приглашает к «одному окну». Население любого крупного города всегда испытывает реальную потребность в простой и эффективной системе общения с органами муниципальной власти и подразделениями городского хозяйства. Примером использования принципа «одного окна» стало правительство Москвы. В Участники режима «одного окна»
Источник: ГУП «ГНПП «Гранит-Центр»1 Согласно постановлению правительства Москвы
В ходе внедрения системы в практику работы решались следующие задачи:
Для работы «одного окна» подготовлен порядок работы с заявителями, в соответствии с которым в обязанности службы входит обеспечение выдачи запрашиваемого заявителем документа. Если для выдачи запрашиваемого клиентом конечного документа необходимо получение других документов из различных городских структур, то служба должна осуществить сбор этих документов в органах исполнительной власти города Москвы и городских организациях. Все эти действия проводятся в соответствии с существующими регламентами подготовки, согласования и выдачи заявителям документов. Взаимодействие в режиме одного окна Источник: ГУП «ГНПП «Гранит-Центр»1 Поскольку единое окно предназначено для предоставления и формирования разного вида документов, базовой составляющей системы является мощная ИС электронного документооборота. Она обеспечивает все основные рабочие операции: регистрацию обращений, фиксацию движения и контроль исполнения документов, списание их в дело. Имеется хорошо проработанная служба поиска необходимых документов. Существует возможность производить анализ обращений и формировать в автоматизированном режиме всю необходимую отчетность. Благодаря разработке и внедрению в рамках городской целевой программы «Электронная Москва» среды информационного взаимодействия, все службы единого окна и согласующие организации будут объединены в «общую» сеть. Кроме того, информационное взаимодействие служб позволит дополнительно усовершенствовать процедуры согласования и принятия решений, унифицировать использование средств электронного обмена документами. Следующим шагом в направлении создания электронного правительства города станет организация электронного документооборота с использованием механизма электронной подписи. С внедрением в работу ЭЦП будет осуществляться работа только с электронными документами. При этом клиенты будут формировать соответствующие заявления в службы «одного окна» с помощью активно развивающихся в настоящее время систем интерактивных сервисов через электронные порталы. Они предоставят всю информацию о режиме одного окна в Москве и обеспечат массовое и доступное обслуживание. Одним из направлений работы службы единого окна в структурах правительства Москвы является предоставление услуг по проведению конкурсных торгов и организация госзакупок для нужд города. В рамках этого направления функционирует электронный портал комитета по закупкам и тендерам, организована служба приема и обработки конкурсной документации. Помимо вышеприведенных примеров, единое окно находит свое применение и в других направлениях работы городской администрации – некоторые данные по работе служб одного окна приведены в таблице. Статистика по реестру служб одного окна
Источник: ГУП «ГНПП «Гранит-Центр»1 Таким образом, в рамках ГЦП «Электронная Москва» система «одного окна» находит все большее и большее применение, в частности, на втором этапе планируется подключить к системе все управы муниципальных районов города (на первом этапе в системе работает 57 управ). Однако на ноябрьском заседании московского правительства, где мер города принимал отчет подчиненных о работе служб "одного окна" выяснилось, что служба "одного окна" в лучшем случае заработает к 2008 году. Последнее вызвано необходимостью огромного числа согласований при переходе на «одно окно». Так начальник управления информатизации Москвы Алексей Михайлов выступая на ноябрьском заседании правительства Москвы отметил, что 623 структуры заняты согласованиями, и для перехода на режим «одного окна» необходимо ввести 167 регламентных схемах взаимодействия между этими структурами. В ноябре 2005 года было подготовлено менее половины — 60 таких схем. Согласно принятому плану работ, в городе планируется внедрить технологию «одного окна» во всех ведомствах. Илья Кошелев, Наталья Рудычева / CNews 1 Доклад Юрия Вартанова, директора ГУП «ГНПП |