|
|
|
Готовность регионов к информационному обществуНа какой стадии сегодня пребывает процесс повсеместного внедрения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в России? Ответ на этот вопрос складывается из оценки того, насколько уже задействованы в этом процессе или насколько готовы быть в нем задействованы российские регионы. Несмотря на то, что работа по государственной поддержке информатизации регионов продолжается, и основные стратегические направления региональной информатизации определены, результаты пока не дают оснований для головокружения от успехов. Мировой тенденцией нашего времени стало стремление построить «ориентированное на интересы людей, открытое для всех и направленное на развитие информационное общество, в котором каждый мог бы создавать информацию и знания, иметь к ним доступ, использовать и обмениваться ими, с тем, чтобы дать отдельным лицам и народам возможность в полной мере реализовать свой потенциал, содействуя своему устойчивому развитию и повышая качество своей жизни на основе целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций и соблюдая в полном объеме и поддерживая Всеобщую декларацию прав человека», — гласит Декларация принципов, принятая на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества в 2003 году в Женеве. Нет оснований для головокружения от успехов В 21 веке информация стала важнейшим ресурсом общества, и удельный вес отраслей, обеспечивающих создание, передачу и использование информации, постоянно растет. Развитая информационная инфраструктура превратилась в неотъемлемое условие конкурентоспособности стран, а информационный рынок формируется уже как фактор производства наравне с рынками капитала, труда, природных ресурсов. Россия не только причастна к этим объективным процессам, не только бурно их поддерживает — на всех уровнях происходят целенаправленные преобразования, целью которых является всеобщая информатизация российского общества. К сожалению, опыт практического внедрения масштабных проектов показывает, что часто широко разрекламированные достижения имеют очень мало общего с реально существующим положением дел. Каким образом объективно оценить уровень готовности регионов к повсеместному внедрению ИКТ? Структура индекса готовности регионов к информационному обществу Источник: ИРИО Так как полноценная государственная статистическая отчётность в этой сфере отсутствует, сбор такой информации до настоящего момента осуществлялся с помощью специальных анкет, рассылаемых в субъекты Федерации Минсвязи России или Советом главных конструкторов информатизации регионов Российской Федерации. Типовая структура такой анкеты, а также инструкция по ее заполнению была разработана Всероссийским научно-исследовательским институтом проблем вычислительной техники и информатизации (ВНИИПВТИ), согласована с регионами и Федеральным агентством по информационным технологиям. Анкета об информатизации субъекта Российской Федерации состоит из следующих разделов:
В последние годы рядом международных организаций и аналитических компаний выстраиваются композитные индексы готовности стран и сообществ к информационному обществу, а также к развитию отдельных важных направлений использования ИКТ — электронного бизнеса и электронного правительства. Учитывая этот опыт, дирекцией мониторинга развития информационного общества Института развития информационного общества (ИРИО) при поддержке Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации был построен индекс готовности регионов РФ к информационному обществу. Целью этого индекса является создание информационно-аналитического инструмента для выработки оптимальной политики развития информационного общества на федеральном и региональном уровнях, успешного ее проведения и необходимой корректировки. Для построения индекса использовано более 70 показателей, характеризующих готовность регионов к информационному обществу. В их число входят ключевые показатели доступа и использования ИКТ, рекомендуемые международными организациями. На основе полученных в ходе анкетирования результатов использования ИКТ в регионах для развития ключевых сфер деятельности (государственного управления, бизнеса, здравоохранения, культуры), а также населением и в домохозяйствах, было рассчитано значение индекса по данным 2004-2005 годов для всех регионов России (кроме Чечни). Индекс готовности регионов России к информационному обществу (2004-2005)
Источник: ИРИО Конкурс — кто ближе от «дальше» В 2005 году в третий раз по инициативе Минэкономразвития России в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 гг.)" был проведен конкурс «Лучший регион в сфере ИКТ». Этот конкурс помогает оценить степень информатизации российских регионов, способствует преодолению "цифрового разрыва" между ними, стимулирует использование информационно-коммуникационных технологий в экономике, образовании, культуре, медицине и других сферах общественной жизни. Заявки на участие в конкурсе подали 47 субъектов Российской Федерации. Конкурс проходил на основе новых подходов к оценке эффективности внедрения информационных технологий в госсекторе, разработанных Минэкономразвития. При подведении итогов использовались предоставленные регионами сведения о деятельности в регионе многосторонних консультаций и партнерств, ставящих своей целью содействие движению страны к информационному обществу. По итогам конкурса лауреатами стали 22 субъекта Российской Федерации. Большего всего премий собрали Москва и Санкт-Петербург. Также специальных знаков отличия в различных номинациях удостоились Чувашская Республика, Республика Карелия, Республика Марий Эл, Республика Бурятия, Кабардино-Балкарская Республика, Приморский край, Краснодарский край, Ставропольский край, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Смоленская, Новосибирская, Калининградская, Кировская, Ульяновская, Курганская и Тверская области. Но общую картину, которая сформировалась в результате детально проведенного мониторинга, прокомментировал на церемонии вручения наград заместитель Министра экономического развития и торговли Российской Федерации, председатель конкурсной комиссии Андрей Шаронов: «Пока… большими достижениями в сфере информатизации ни один, даже самый продвинутый в информатизации регион, отдельное ведомство похвастаться не может… Нам многое предстоит еще сделать: выработать единую государственную политику, сформулировать общие принципы и требования к внедрению и использованию технологий в госуправлении, выбрать, обсудить и принять открытые стандарты взаимодействия государственных информационных систем, изменить законодательство в соответствии с текущим уровнем проникновения ИКТ в общественную жизнь». Полоса препятствий без обходных путей Существует большое число нерешенных вопросов, есть однотипные проблемы для всех регионов, в некоторых случаях можно говорить о препятствиях локального характера. Но основными трудностями, значительно тормозящими развитие информатизации в регионах, следует назвать следующие: недостаточное финансирование, ведомственная разобщенность, недостатки кадрового обеспечения региональной информатизации, недостаточное количество и низкий профессионализм специалистов по информатизации органов государственного и муниципального управления. Одновременно отмечается отсутствие единого подхода в использовании информационных ресурсов и единой системы классификаторов, кадастров и регистров, несовместимость информационных ресурсов, остается проблема открытости информации и многое другое. Кроме того, зачаточное состояние информационно-коммуникационных технологий в России в целом во многом определяется низким уровнем информационной, компьютерной грамотности населения. Конкретных путей к информационному обществу у каждого из субъектов Федерации много, но ни один из них невозможно пройти в обход реальных проблем, обусловленных многими объективными факторами. Существует ясная цель и условия, необходимые для ее достижения, для преодоления возникающих препятствий — прежде всего это целенаправленная политика в области ИКТ, развитие экономического потенциала регионов, вложения в человеческий капитал. Татьяна Палькина, Наталья Рудычева / CNews |