|
|
|
Информационная открытость — пора задуматься о качествеПроведенный анализ информации, размещенной на сайтах федеральных органов государственной власти, позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на явно прослеживающуюся тенденцию к улучшению, в данный момент уровень информационной открытости веб-представительств далек от идеального. Требуемая информация во многих случаях представлена формально, в минимальном объеме, не уделяется должного внимания ее своевременному обновлению, уровень структурированности и организации доступа к ней вызывает много вопросов и нареканий. Все большее количество федеральных органов государственной власти переходит на более эффективную форму организации работы и обеспечения взаимодействия с гражданами и организациями — интернет-порталы. По состоянию на апрель 2005 года такие решения имелись у Мининформсвязи РФ, Минэкономразвития РФ, Росстата. К настоящему моменту этот список расширился за счет создания порталов Федеральной таможенной службы, Министерства образования и науки и др. Событием уходящего года можно считать реализацию в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)" информационного портала Федерального собрания Российской Федерации, который призван стать единым источником информации о законах и законотворческом процессе, обеспечивать возможность работы электронной общественной приемной палат Федерального Собрания и предоставлять сервисы удаленной информационной поддержки парламентариев. Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации реализовало кольцо сайтов, объединяющее министерство с подведомственными федеральными органами исполнительной власти. Это решение можно назвать альтернативным на среднесрочный период. Завершается двухлетний период работ по созданию Правоохранительного портала, который должен предоставить как гражданам, так и сотрудникам силовых ведомств единую точку входа ко всем государственным информационным ресурсам правоохранительной направленности, включая как информацию, размещенную на самом портале, так и ссылки на другие государственные сайты и порталы. Граждане и организации смогут из «первых рук» получать информацию и рекомендации, а интерактивные сервисы портала позволят общественности активно участвовать во взаимодействии с правоохранительными органами. Судебная власть Российской Федерации продолжает реализацию принципов доступности и прозрачности правосудия. В апреле 2005 года в сети интернет имели свои представительства Верховный суд РФ и Конституционный суд РФ, а в данном исследовании с успехом участвует и Высший Арбитражный суд, сайт которого сразу оказался на верхних строках рейтинга. При анализе интернет-представительств федеральных органов государственной власти использовалась оригинальная методика, включающая в себя оценку степени информационной открытости Федеральных органов государственной власти через свои представительства в интернете. При этом учитывались не только объем и разнообразие информации, но и ее качество (актуальность, периодичность обновления и пр.). Интернет-сайты оценивались по двадцати основным параметрам, которые отражали не только наличие или отсутствие определенного раздела, но и качество представленной информации (полнота, актуальность, структурированность и пр.). В части информационного наполнения веб-сайтов учитывались такие позиции как: общая информация о сайте; наличие набора документов, определяющих деятельность органа государственной власти; историческая справка о создании и его развитии; информация об организационной структуре и руководителях; контактная информация и график приема граждан; подробная информация по целевым мероприятиям; полнотекстовые базы данных по соответствующей тематике; сообщения по профильной тематике СМИ и пресс-релизы органа государственной власти; статьи и интервью сотрудников; база нормативных документов; статистические и аналитические материалы. Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:
Таким образом, результаты исследования свидетельствуют, что, несмотря на очевидные положительные изменения, произошедшие с момента последнего исследования, в части информационного наполнения веб-сайты федеральных органов государственной власти далеки от идеала. Прозрачность деятельности органов государственной власти и общедоступность их информационных ресурсов на практике реализована далеко не в полной мере и значительно отстает от требований времени. Наталья Рудычева, Татьяна Палькина / CNews |