|
|
|
От потребностей к стандартамГосударственный сектор является вторым по величине потребителем систем электронного документооборота (СЭД) на российском рынке, однако потребность органов государственной власти Российской Федерации в оптимизации документооборота остается высокой, и продолжает расти. Сфере автоматизации документооборота в федеральных целевых программах уделяется самое пристальное внимание, а проекты по внедрению СЭД в ведомствах представляют собой значимую часть программы «Электронная Россия».
За последние годы в России появились десятки компаний, занимающихся поставками и внедрением СЭД как зарубежных производителей, так и собственной разработки.
Первые масштабные внедрения СЭД в Российских ведомствах уже есть. По мнению аналитиков, ежегодные темпы роста отечественного рынка СЭД составляют не менее 30%. Есть и такое мнение, что, начиная с 1998 г. наблюдается почти двукратное ежегодное увеличение объема российского рынка СЭД. Перспективы российского рынка СЭД улучшает все более активное использованием закона об электронной цифровой подписи, принятого в 2002 г. и создающего правовую основу для распространения СЭД при межкорпоративном и межведомственном взаимодействии. Ряд отраслевых аналитиков считает, что потенциальный объем российского рынка СЭД составляет десятки и сотни миллионов долларов. СЭД в госорганах России сегодня Государственный сектор является вторым по величине потребителем систем электронного документооборота на российском рынке. Согласно отчету РБК, в 2004 году на долю государственных учреждений пришлось 34% всех внедрений СЭД. Оценки активных участников этого рынка могут различаться, но не настолько существенно и в зависимости от понимания объема термина «госектор». Так, по оценкам компании «КРОК» совокупная доля госорганов на рынке СЭД в России составляет «порядка Совокупные расходы органов государственной власти России на информатизацию растут темпами, близкими или, в 2005 году, опережающими темпами по сравнению с ростом российского Сфере автоматизации документооборота в ведомственных и федеральных целевых программах уделяется самое пристальное внимание. Проекты по внедрению систем электронного документооборота в органах государственной власти представляют собой значимую часть ФЦП «Электронная Россия». Так, например, в конце 2005 года компания «РБК СОФТ» успешно завершила проект "Создание электронной библиотеки НИР и НИОКР, выполненных за счет средств федерального бюджета. Разработка разных уровней доступа к электронной библиотеке" по заказу Администрации Президента РФ. Компания "РБК СОФТ" была выбрана официальным исполнителем проекта по результатам тендера Экспертного управления Президента РФ. Результатом реализации «Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года» станет внедрение систем электронного документооборота во всех федеральных органах государственной власти, в том числе и на межведомственном уровне, а также распространение более 70% всего объема документов в электронном виде. Согласно оценкам темпов роста рынка СЭД в России в целом и в системе органов государственной власти в частности, в 2006 г. и в 2007 г. эти темпы будут весьма значительными, а в 2008 году будет наблюдаться замедление в связи с насыщением рынка (см. диаграмму ниже). Однако, выборы В настоящее время в федеральных министерствах и ведомствах — лидерах по использованию ИТ, активно используется электронный документооборот. Это ФТС России, ФНС России, Роснедвижимость, Федеральное казначейство и Минфин, МИД, ФСФР (бывшее ФКЦБ), Минэкономразвития. Органы законодательной власти также активно используют СЭД в своей деятельности и впоследствии, после завершения работ по созданию «электронного парламента», смогут и на региональном уровне полностью перейти на электронный документооборот. Близкая ситуация наблюдается и в органах законодательной власти, где завершается создание ГАС «Правосудие» и начинаются, преимущественно в системе арбитражных судов, новые масштабные проекты информатизации, в том числе, связанные с электронным документооборотом, — он должен стать технической основой повышения открытости российской системы правосудия. Несмотря на то, что результаты работы ведомственных и федеральных целевых программ можно в целом оценить как позитивные, положение дел в сфере автоматизации документооборота во многих органах государственной власти оставляет желать лучшего. Развитие СЭД здесь сопряжено с рядом проблем — законодательных, организационных, технических. Преодоление этих проблем не только позволит ускорить развитие комплекса систем электронного документооборота в органах государственной власти, но и придаст этому развитию новый импульс, будет способствовать появлению и становлению новых направлений развития, а также преодолению потенциальных проблем в данной сфере в будущем. Ожидается, что в течение ближайших Динамика расходов ОГВ РФ на ИКТ в Источник: CNewsAnalytics Рост объема рынка систем электронного документооборота, $ млн. Источник: оценки РБК
|