|
|
|
Защитить паспортные данные — основная задачаО проблеме защиты персональных данных говорится уже давно. Особенно актуальной стала эта проблема в связи с активным проникновением Интернета во все сферы жизни граждан России. Базы данных, содержащие личную информацию граждан, накапливаются неконтролируемо, неограниченно и бессистемно. А затем легко и непредсказуемо попадают в открытый доступ: в справочные системы сети, на прилавки торговых палаток. Общество оказалось не готово к решению этой проблемы — существующее законодательство защищает авторские права на базы данных, но не защищает персональные данные человека, тем самым лишая его возможности предъявить иск тому, кто сделал их достоянием общественности. Одним из самых сложных моментов перехода России на e-паспорта является вопрос о создании централизованной базы данных биометрической информации. С одной стороны, создание такой базы и организация доступа к ней структур, осуществляющих проверку личности при возникновении такой необходимости, позволит ускорить и оптимизировать этот процесс. С другой стороны создание единой базы данных возможно лишь в том случае, если будут обеспечены гарантии защиты содержащейся в ней приватной информации. А на данный момент базы данных в России, будь то таможенные, базы прописок или проводок ЦБ, защищены из рук вон плохо, а потому нередко оказываются в продаже на лотках. Некоторый мировой опыт решения данной проблемы уже существует: Европарламент запретил создавать централизованное хранилище биометрической информации на том основании, что это противоречит правам человека. В Германии принято решение не создавать вообще никаких баз, а заносить все биометрические данные человека только в микрочип его паспорта. 25 ноября 2005 года Государственной Думой был принят в первом чтении законопроект «О персональных данных», в котором предусмотрено, что сбор и обработка данных личного характера могут проводиться только с согласия конкретного лица за исключением случаев, специально оговоренных в законодательстве. Кроме того, вводится особая категория персональных данных, не подлежащая обработке: это сведения о расовом и этническом происхождении, национальной принадлежности, политических взглядах, религиозных и философских убеждениях, состоянии здоровья, сексуальных наклонностях и судимости. Предусмотрено создание специального органа, который будет обеспечивать защиту персональных данных граждан. Первоначально законопроектом планировалось создание единого регистра населения, содержащего биометрическую информацию. Но под давлением общественности к моменту первого чтения данный документ уже не предполагал специального сбора биометрических данных, а единый регистр должен был включать в себя следующие параметры: Ф.И.О., дата и место рождения, пол. Его рассмотрение во втором чтении было намечено на февраль 2006 года. На настоящий момент известно, что Президент Владимир Путин направил отрицательное заключение в Госдуму относительно законопроекта «О персональных данных» и рекомендовал депутатам исключить 23-ю статью (о введении идентификаторов персональных данных, которые присваиваются каждому человеку) и 24-ю статью (о создании государственного реестра населения). На том же заседании Госдумы в ноябре 2005 года была ратифицирована Конвенция Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных. Конвенция была принята в Европе в 1981 году, Россия подписала ее 2001, но для ратификации Конвенции ее основные принципы должны быть зафиксированы в национальном законодательстве. Поэтому в Госдуме РФ в настоящее время рассматриваются проекты сразу четырех федеральных законов, обеспечивающих выполнение условий Конвенции: «О ратификации Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных», «О защите персональных данных», «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» и Федерального закона «О защите персональных данных» и новая редакция Закона «Об информации, информатизации и защите информации». По данным о нарушениях в области информационной безопасности, представленной Российскими силовыми ведомствами, из общего количества преступлений в информационной сфере две трети связаны с несанкционированным доступом к информационным ресурсам. По сведениям ФСБ, количество атак на информационные ресурсы российских госорганов увеличивается ежеквартально на 7%. По мнению многих представителей подразделений информационной безопасности, наиболее серьезной угрозой для информационных систем своих организаций являются не внешние атаки, а действия собственного персонала, причем это не заранее спланированные «атаки» или кража информации, а просто несоблюдение установленных правил и чрезмерное любопытство. Аналогичные выводы позволяет сделать и международная практика: наиболее вероятные действия «внутренних» злоумышленников — не хищение информации или финансовые мошенничества, а нарушение правил пользования информационными системами. В интервью радиостанции «Эхо Москвы» заместитель министра информационных технологий и связи РФ Дмитрий Милованцев выразил мнение, что «собирать все данные о человеке в одну базу нельзя, неправильно и ни с какой точки зрения нецелесообразно». Дело в том, что не существует средств и методов, дающих 100-процентную гарантию того, что утечки сведений не произойдет: кроме проблем технической защиты баз данных персональной информации существует еще и человеческий фактор, противостоять которому, может быть, еще сложнее. Новый закон вводит персональную ответственность операторов баз данных и лиц, которые в данной организации отвечают за сохранность сведений о частной жизни граждан. По словам Дмитрия Милованцева, «базы данных собираются только в государственных органах только в силу указания соответствующих законов. Закона о Пенсионном фонде, Налогового кодекса и так далее… В европейской практике существует принцип создания независимого органа по защите персональных данных. Мы считаем, что Россия должна пойти этим же путем. В законопроекте прямо предусмотрено наличие подобного органа». Еще один немаловажный вопрос, волнующий многих потенциальных владельцев паспортов, — это возможность организации слежки за владельцем паспорта и несанкционированного дистанционного считывания зашитой в нем информации. Дело в том, что разрабатываемые биометрические паспорта будут оснащены электронными передатчиками RFID (Radio Frequency Identification — радиочастотная идентификация), которые хорошо знакомы всем нам по противокражным меткам на товарах в магазинах. Разработчики чипов утверждают, что для производства паспорта используется специальный материал, предотвращающий считывание информации, зашитой в чипе, с расстояния более 10 см. Значит, для того, чтобы отсканировать информацию, зашитую в чипе, необходимо открыть паспорт и достаточно близко поднести его к считывающему устройству, а это сложно сделать без ведома его владельца. Кроме того, при прошивке чипа используется система безопасности BAC (Basic Access Control), которая предусматривает непосредственное считывание индивидуального идентификационного номера (Personal Identification Number — PIN), расположенного на странице паспорта, а также шифрование данных при передаче из чипа на сканер. Несмотря на то, что многие известные эксперты в области безопасности высказались за достаточность используемой системы безопасности и данная технология уже принята как базовая и в США, и в Европейских странах, существуют и противоположные мнения. Оппоненты утверждают, что уже сейчас существуют сканеры, способные считывать информацию с расстояния более 50 метров, а уровень шифрования данных, зашитых в e-паспорте, не достаточен хотя бы потому, что данные защищены одним единственным постоянным PIN-кодом. Тем не менее, представители российских ведомств, участвующих в создании паспортно-визовых документов нового поколения, утверждают, что новый загранпаспорт не дает никому возможности отслеживать местонахождение человека или иным образом нарушать тайну его личной жизни. В биометрическом паспорте применены новые технологии, надежно защищающие документ от несанкционированного считывания данных, а также внесения в него изменений. Наталья Рудычева / CNews |