|
|
|
Из чего выбираем?Ключевыми вопросами, от решения которых зависит качество работы портала, являются выбор подходящего решения и функциональных возможностей современных портальных технологий. На современном рынке портальных решений представлено большое количество разработок, представляющих собой как готовые коробочные решения, так и системы требующие доработки под требования заказчика. Чтобы провести сравнительный анализ портальных платформ, необходимо классифицировать портальные решения. Структура рынка и новые требования Аналитики Gartner Group предлагают следующий вариант классификации рынка порталов:
Структура рынка корпоративных порталов Истоник: Gartner Традиционные портальные технологии, реализуемые Compuware и Citrix, имеют ограниченный потенциал развития, поэтому рассматривать их не имеет смысла. Технологии APS, SES и их комбинация являются наиболее перспективными, поскольку готовые (коробочные) решения становятся все менее актуальными, и на смену им приходят решения, разрабатываемые с учетом требований конкретного заказчика. Решения в сегменте APS со временем становятся все ближе к APS/SES. Например, стратегия компании BEA Systems, разрабатывающей порталы на основе APS, поворачивается в сторону комбинированного подхода. Это можно объяснить все недостаточным функционалом APS-систем. Таким образом, в поле зрения остаются только порталы из двух категорий — SES и APS/SES. На сегодняшний день рынок порталов переживает уже третье поколение систем этого класса, и вот основные функциональные элементы, которые, по мнению Gartner, должны присутствовать в портальном решении четвертого поколения.
Поддержка работы через множество коммуникационных устройств, таких как карманный компьютер, смартфон, компьютерная приставка к телевизору, информационный киоск и прочее. Необходимо обеспечение равных возможностей при обращении к порталу через различные устройства.
Поддержка этих двух стандартов позволит использовать на одном и том же портале портлеты разных производителей. Это можно считать аналогом кроссплатформенности в вычислительных приложениях.
Портальные решения четвертого поколения позволят управлять локальным содержимым и приложениями пользовательского ПК через «единое окно» портала. Портал также откроет доступ к этому контенту для других пользователей.
В порталах еще большее развитие получит сервис-ориентированная архитектура, которая уже сегодня реализована в лидирующих платформах. Основной задачей портала должна стать поставка веб-сервисов.
Конечные пользователи получат возможность создавать на портале сайты «по запросу» для обслуживания своих кратковременных узкоспециализированных потребностей. На этой же основе можно будет создавать порталы, поддерживающие работы проектных групп, а также контент-ориентированные микропорталы, порождаемые событиями. На основе этих требований, поставщики портальных платформ были разделены на четыре категории: нишевые игроки, «претенденты», «визионеры» и лидеры. Нас будет интересовать только последняя категория (и Microsoft). Категории игроков портального программного обеспечения Истоник: Gartner В группу лидеров входят компании IBM, BEA Systems, SAP, Oracle, Sun Microsystems и Plumtree Software. По мнению аналитиков Gartner Groups, разработки именно этих компаний наиболее полно реализуют функционал порталов. Базовый функционал порталов Применительно к вышеназванным портальным разработкам, можно выделить набор базовых функциональных возможностей, которые они обеспечивают. В первую очередь, это система управления массивом информации, входящая в состав корпоративного портала. С помощью данного сервиса информация портала систематизируется по структурированным каталогам, содержащим ссылки на контент. Механизм обеспечивает индексирование структурированной и неструктурированной информации. Сервис публикации дает возможность пользователям с соответствующими правами публиковать на портале свою информацию, пройдя, если нужно процедуру одобрения информации. При публикации материал учитывается в соответствующей категории хранилища документов и снабжается сопутствующей информацией, чтобы его можно было легко найти в случае необходимости. Публикация может быть автоматической или с помощью администратора портала. Обеспечение безопасности реализуется с помощью разграничения прав доступа к содержанию, согласно внутреннему распорядку компании, который включает:
Одной из основных базовых функций портала является служба персонификации. Она дает возможность пользователю настраивать вид интерфейса под свои потребности. Портал предоставляет возможность создания профиля пользователя, учитывающего его информационные предпочтения. Кроме того, также имеется возможность динамически выполнять настройку профиля пользователя на основе собранных данных о поведении пользователя. Портал ФТС России Источник: РБК СОФТ Сервис подписки позволяет подписываться на получение уведомлений о наличии новой информации или изменении существующей. Рассылка уведомлений может производиться по расписанию или по событиям. Существует возможность поиска интересующей информации, как во внутренних источниках, так и во внешних. Характеристики производительности и масштабируемости системы влияют на такие показатели как количество поддерживаемых пользователей, количество одновременно обрабатываемых запросов и т.д. Для управления производительностью и масштабируемостью системы портал должен обеспечивать кэширование для хранения и извлечения персонализированного и динамического контента, наиболее часто запрашиваемого пользователями портала. Также для увеличения производительности системы портал должен предусматривать возможность распределения веб-сервисов портала. Для обеспечения возможности интеграции широкого спектра приложений, данных и пользователей портал должен поддерживать набор адаптеров, выполняющих функции интерфейса между различными системами и форматами информации. Для обеспечения возможности интеграции в рамках различных платформ, портал должен поддерживать архитектуру веб-сервисов. Кроме того, существуют еще несколько функциональных единиц, которые необходимо перечислить:
Пользователи портала могут взаимодействовать между собой и совместно использовать информационное наполнение портала.
Данный сервис позволяет создать инфраструктуру коммуникаций в компании (системы почты и сообщений).
Поддержка различных операционных систем (ОС) и технических средств (ТС) обеспечивает необходимую гибкость портального решения.
Портал должен обладать открытой архитектурой, позволяющей расширять их функциональность за счет добавления сторонних приложений или дополнительных компонентов. Евгений Алаев / CNews |