|
|
|
Леонид Ухлинов: Через нашу информационную систему мы можем видеть любой таможенный органФедеральная таможенная служба России ежедневно приносит казне $190 млн. Минимальная задержка в работе организации грозит серьезными потерями, что подтвердил печальный опыт Украины. Сбой сервера в начале 2005 года вызвал у наших соседей недельный простой таможни. О том, как избежать подобных инцидентов, обеспечить защиту информации снаружи и изнутри, в интервью CNews рассказал Леонид Ухлинов, начальник главного управления информационных технологий ФТС России. CNews: Как вы оцениваете развитие информационных технологий в ФТС России? Леонид Ухлинов: Уровень развития информационной системы таможенных органов я могу оценить достаточно высоко. Мы начали информатизацию в 1991 году с того, что создали автоматизированное рабочее место таможенного инспектора. Следующим этапом стала разработка системы, позволяющей формировать статистику внешней торговли — по сути, информация со всех таможенных постов собиралась в единую базу данных и формировалось единое информационное пространство. В 2004 году были начаты работы по созданию системы управления таможенной деятельностью на всей территории России. Принцип ее действия достаточно прост. Информация, полученная на посту, заносится в единую базу данных, с которой затем работают специальные аналитические подразделения. На основе анализа вырабатываются управляющие воздействия — решения о тех или иных корректировках действий таможенников, которые затем доводятся до соответствующего органа. Сегодня мы можем видеть через нашу информационную систему практически любой таможенный орган: таможню, пост, склад временного хранения и т.д. Можем посмотреть, что сейчас оформляет таможенник, как его зовут, каков его послужной список, по каким ставкам идет оформление, какая номенклатура товаров оформляется в Сибири, на Урале и т.д. — и все это в минимальные сроки. Так, передача данных с Дальнего Востока в Центральную базу занимает несколько секунд. Максимальная же задержка с момента ввода информации, к примеру, в порту Находка до появления ее в базе данных ГНИВЦ — в пределах 10 минут. CNews: Каким направлениям информатизации в ФТС России уделяется наибольшее внимание и почему? Леонид Ухлинов: Прежде всего, это интеграция наших Следующее направление — это граница. Дело в том, что после распада СССР, все обустроенные границы отошли нашим соседям. А граница, например, между Казахстаном и Россией не обустроена совсем. Сейчас мы начали там строительство пунктов пропуска. Кроме этого, необходимо установить, так называемые, CNews: Вы упомянули про необходимость интеграции Леонид Ухлинов: В силу специфики нашей деятельности, наибольшее внимание мы уделяем взаимодействию со структурами, связанными с торговлей, например, нам очень важно иметь у себя электронную форму всех сертификатов и лицензий Минэкономразвития. Для реализации этого разрабатывается специальная информационная система, позволяющая соответствующим сотрудниками ФТС России иметь доступ к ресурсам Минэкономразвития. Любопытно, что специалисты этого министерства уже давно пользуются нашими данными для составления макроэкономических прогнозов, потому что органом, ответственным за статистику внешней торговли, является вовсе не Росстат, а таможенная служба. В то же время другие важные сертификаты, например сертификаты соответствия, гигиенические сертификаты, находятся в Ростехрегулировании. Именно с этими ведомствами мы сейчас стараемся интегрироваться. О важности решения этой задачи мы говорили на встрече с Михаилом Фрадковым в конце октября. На ней также поднимался вопрос о крайней необходимости создания единой базы данных контролирующих органов. Неважно, кто будет ее вести, — нужна такая база данных, где хранились бы все документы, связанные с торговлей. В этом случае любая контролирующая структура могла бы проверить эту информацию. Попытаюсь пояснить, в чем важность создания такой базы. Сегодня в нашей стране существует 7 контролирующих структур — пограничная, Если бы была единая информационная база, пограничник ввел бы паспортные данные, таможенник — информацию о товаросопроводительных документах, транспортник — данные о габаритах, рейсе и наименовании транспортного средства. Все бы пользовались одними и теми же данными, и ничего не нужно было бы перепроверять. А при сегодняшней ситуации в случае необходимости на проверку Второй вопрос, который касается взаимодействия: кто сегодня формирует базу данных по ценам? Никто. Централизованной ценовой информации нет. Когда к нам кто-то приезжает с большой партией, например, мобильных телефонов, и говорит, что они стоят $10 за штуку, проверить это можно только либо по CNews: Какие информационные системы внедрены сегодня в ФТС России? Применяются ли решения класса ERP? Леонид Ухлинов: Если понимать CNews: Известно, что Минпромэнерго рекомендовало систему Baan к использованию на предприятиях ВПК. Имеются ли Леонид Ухлинов: Нет. Министерство экономического развития и торговли доверяет нам как специалистам и не рекомендует нам CNews: Расскажите подробнее, как построена и работает система электронного документооборота ФТС России? Леонид Ухлинов: Электронному документообороту мы уделяем очень большое внимание и стараемся перевести все документы, которые используются при таможенном оформлении и контроле, в электронную форму. В новом кодексе есть специальная глава, определяющая порядок применения информационных систем в таможенном деле. В ней содержится ряд статей, которые говорят, что любой документ, который потребуется инспектору для проведения таможенного контроля или оформления, может быть любым лицом предоставлен в электронной форме. И мы обязаны его принять и дальше с ним работать. Поэтому СЭД у нас начала развиваться с системы электронного декларирования. Внутренний документооборот пока еще, к сожалению, на электронную форму не переведен. Однако ведется активная работа в этом направлении. Если в начале этого года у нас было только 8 таможенных постов, которые работали в режиме электронного декларирования, то к его концу их уже будет 66. Вообще же для того, чтобы СЭД работала в полную силу, прежде всего любому документу надо придать юридическую значимость. Для этого мы создали в каждом федеральном округе региональный удостоверяющий центр (УЦ), который хранит все сертификаты цифровых подписей лиц, работающих с таможней, а также занимается выдачей этих сертификатов и их проверкой. Все УЦ составляют единую систему и работают в круглосуточном режиме. Кроме того, есть корневой УЦ, который находится в главном вычислительном центре таможенной службы в Москве. Передача всей необходимой информации производится с помощью ведомственной телекоммуникационной сети, предназначенной только для работы таможенных органов. К ней подключаются с использованием специальных криптосредств. После вхождения в сеть брокер имеет возможность по нашим каналам передать информацию в любую таможню страны, то есть само по себе декларирование не привязано к оформлению. Мы уже проводили выпуск грузов, которые находятся в одном месте через таможню, которая находится в другом. И последнее, что связано с электронным документооборотом — это ведение полной базы данных по всем документам, которые используются в таможенной службе. Для этого, в частности, используется центральная база данных, созданная на основе СУБД Oracle. Она находится в главном вычислительном центре. Ее объем на сегодня составляет 7,5 ТБ информации — это одна из крупнейших государственных баз Европы. Кроме Oracle, мы используем также решения SAP, Microsoft, HP и IBM. CNews: Но ведь информация, которая поступает и обрабатывается в ФТС России, нередко является конфиденциальной. Как решается вопрос о возможном наличии недекларируемых «закладок» в применяемых решениях иностранного производства? Леонид Ухлинов: Проблема сложная и однозначного решения не имеет. Сегодня ни одно ведомство не может утверждать, что оно полностью протестировало свои информационные системы на отсутствие подобных «закладок». Мы также стараемся сделать все возможное, чтобы их не было. Для этого в нашем вычислительном центре имеется стендовый отдел, куда поступает все ПО до того, как оно начинает применяться в таможенных органах. Его специалисты проверяют все возможные ветки каждой программы. Тем не менее, важно понимать, что они обычные люди, и здесь также возможны пробелы. Именно поэтому в текущем году мы вместе с ФСБ и специалистами федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) начали разработку системы, которая позволила бы выявлять возможные каналы утечки, связанные с применением определенных программных средств. Кроме того, для решения этой задачи мы планируем постепенно, по мере развития наших информационных систем, ужесточать требования к безопасности, например, требовать наличие соответствующих сертификатов ФСБ и ФСТЭК. Версия СУБД Oracle, используемая в ФТС России, прошла все необходимые процедуры. CNews: Как в связи с этим вы оцениваете общий уровень оснащенности ФТС России в сфере информационной безопасности в целом и в области предотвращения внутренних утечек данных в частности? Леонид Ухлинов: Для обеспечения защиты информации мы оборудовали каналы связи между главным и региональными центрами специальными криптосредствами, до конца этого года оснастим ими все крупные таможни. В следующем году такие решения будут устанавливаться на каналы между постами и таможнями — фактически мы охватим ими практически всю структуру ФТС России — от поста до центрального органа. Относительно обеспечения внутренней безопасности. Если CNews: Создаваемые для органов госвласти Леонид Ухлинов: Здесь надо четко разделять этапы построения информационной системы. Если нам нужно Третий вопрос — это аппаратное обеспечение. Его нужно обслуживать. На текущий момент в этом плане мы все выполняем своими силами, но уже видим, что по мере наращивания технических объемов, мы можем не справиться. Ситуация осложняется еще и тем, что высококвалифицированные CNews: Недавно украинская таможня вынуждена была неделю работать без компьютеров — обновлялся центральный таможенный сервер в Киеве (последствия сбоя, который произошел в начале 2005 года). Достаточно ли хорошо защищена Леонид Ухлинов: Ключевое отличие украинской таможенной службы и ее информационной системы от российских в том, что там всего один Помимо этого, сейчас мы строим еще один вычислительный центр, который будет полностью резервировать главный. Делается это не только для того, чтобы минимизировать последствия сбоев, но и потому, что объем информации уже слишком большой — для его обработки необходимы значительные вычислительные мощности. Поэтому мы идем к созданию распределенной информационной системы, когда сама база данных будет в одном месте, а для ее работы будут формироваться так называемые агрегированные базы данных по различным критериям. Именно они и будут находиться во втором вычислительном центре. CNews: Какие основные задачи в сфере информатизации деятельности ФТС России будут решаться в ближайшие годы? Леонид Ухлинов: В первую очередь, это проект модернизации информационных систем таможенных органов, который планируется завершить к концу 2008 года. Этот проект стартовал два года назад, и на сегодня выполнены 39 из 80 запланированных контрактов. Мы закончили практически все консалтинговые проекты, составили всю документацию, провели несколько крупных закупок технических систем. Сейчас начинаем обкатку новых решений в пилотных зонах, в качестве которых определены CNews: Спасибо. |