|
|
|
Алексей Голосов: Вектор информатизации сместился в сторону функций и услуг, которые государство оказывает гражданамО позитивных изменениях прошедшего года в сфере использования информационных технологий в органах государственной власти России, новых задачах и проектах в этой сфере по направлениям: внедрение CNews: Как повлияла административная реформа на процессы информатизации в органах государственной власти? На уровень использования информационных технологий в государственном управлении? На уровень расходов на ИТ в 2005 году? Отразился ли «отложенный спрос» на информатизацию, связанный с реорганизацией административных структур на работах, выполненных ФОРС для органов государственной власти? Алексей Голосов: Потенциально административная реформа должна стать главным фактором информатизации органов государственной власти, так как были сформированы такие требования к работе госструктур, которые просто невыполнимы без информационных технологий. За прошедший год можно отметить положительный сдвиг в подходе госсектора к информатизации, когда выполняемые проекты реализуются не в рамках отдельных, недостаточно увязанных между собой программ, а отражают единое видение приоритетов в информатизации государства. Также стоит отметить положительную тенденцию, наметившуюся в деятельности госструктур. Если раньше большая часть проектов была сфокусирована на автоматизацию деятельности внутри ведомств и госструктур, то сейчас вектор информатизации сместился в сторону функций и услуг, которые государство оказывает своим гражданам. Такой Компания "ФОРС — Центр разработки" давно работает с государственными предприятиями и накопила солидный опыт. Достаточно сказать, что больше половины доходов ФОРС от поставки ПО и CNews: Накануне 2006 года Федеральное казначейство подписало с корпорацией Oracle контракт на внедрение Алексей Голосов: Да, действительно, по своим масштабам проект по внедрению Oracle E-Business Suite в органах Федерального Казначейства РФ является уникальным. Проект достаточно сложный с технологической точки зрения, однако сроки реализации проекта вполне реальны и выполнимы. Главным исполнителем в проекте является корпорация Oracle, и поэтому вопросы управления и освещение хода выполнения работ находятся в компетенции Oracle. CNews: Перевод на Алексей Голосов: В настоящее время завершено внедрение системы АСУ ЕИРЦ в Проект — при последующем тиражировании системы в масштабах города — можно отнести к одному из крупнейших Если говорить о трудностях, потребовались существенные затраты времени и сил на конвертацию данных из разнородных районных информационных систем в АСУ ЕИРЦ. Не всегда высоким был уровень технической оснащенности районных ЕИРЦ. Приходилось решать чисто психологические проблемы, связанные с неготовностью персонала переходить на новое программное обеспечение. Тем не менее, мы убеждены, что любая проблема решаема. Из интеграционных задач стоит отметить установление регламента взаимодействия АСУ ЕИРЦ с внешними системами и организациями города и реализацию такого взаимодействия. Базы данных территориальных и отраслевых автоматизированных систем разрабатывались независимо друг от друга на различных технических и программных платформах, и информация, которая в них содержится, существенно различается по структуре и технологии предоставления данных. Поэтому внедрение АСУ ЕИРЦ должно обеспечить решение целого комплекса задач: интеграцию существующих на данный момент информационных систем; создание единого CNews: Одним из первостепенных результатов реализации АСУ ЕИРЦ в Москве стало создание Городского единого Алексей Голосов: Надо отметить, что Городской единый На уровне города теперь реализуется целый ряд функций: консолидация информации для последующей ее обработки, анализа, получения регламентированной и построения нерегламентированной отчетности (как для уровня города, так и для уровня округа с удаленных рабочих мест); централизованное администрирование АСУ ЕИРЦ; формирование единой Главное, что нами было создано для Городского ЕИАЦ — это хранилище данных, без которого невозможно построить аналитические системы на уровне города. Частично аналитические отчеты начали создаваться и в рамках работ по нашему проекту. Вопрос расчета экономической эффектности в данном случае чрезвычайно сложен, поскольку затрагивает деятельность самых разных государственных учреждений. Это, вероятно, может стать предметом отдельного консалтингового проекта и, в любом случае, потребует привлечения квалифицированных специалистов, применения определенных методик. Социальная значимость проекта и качественные перемены в жизни организаций, общества и людей в результате внедрения АСУ ЕИРЦ очевидны. Сегодня мы ведем переговоры с другими субъектами Российской Федерации о создании единых информационно-расчетных центров — важной составляющей комплексного решения для сферы ЖКХ. CNews: Одно из немаловажных направлений работ группы компаний ФОРС — автоматизация делопроизводства и документооборота в органах государственной власти. Как вы оцениваете уровень оснащенности федеральных и региональных органов государственной власти, с которыми вам приходилось работать, системами электронного документооборота (СЭД)? Какие требования в первую очередь выдвигают органы государственной власти — заказчики к устанавливаемым СЭД? Алексей Голосов: СЭД, наверное, одно из самых популярных и востребованных ПО в органах государственной власти, и спрос на эти системы растет. По опубликованным в СМИ данным, более 30 федеральных органов власти сообщили о внедрении систем электронного документооборота различного уровня. Однако, мало действующих систем позволяет осуществлять в электронной форме весь диапазон работы с документами, включая безбумажный оборот. Типичной остается ситуация, когда система автоматической регистрации и контроля исполнения документов существует параллельно с бумажным оборотом. Кроме того, наряду с СЭД, в большинстве федеральных ведомств внедрены автоматизированные системы бухгалтерского и финансового учета различных производителей и внедрение, как правило, не основано на унифицированных подходах. Зачастую Немаловажный аспект — отсутствие должного законодательства. Внесенный в Государственную Думу проект закона «Об электронном документе» до сих пор не рассмотрен. В этой связи, переход на полностью "безбумажный" документооборот не представляется возможным По нашим оценкам, будущее за системами такого класса, в основе которых лежит интеграционный подход, позволяющий объединить электронный документооборот с корпоративными приложениями и другими информационными ресурсами организации. CNews: Как вы оцениваете перспективы перехода на межведомственный электронный документооборот в России? Что необходимо сделать и какие Алексей Голосов: При создании межведомственной системы документооборота можно выделить следующие основные проблемы: отсутствие единого стандарта форматов и регламентов формирования электронных документов разных производителей, невозможность интеграции с приложениями различных министерств и ведомств, невозможность модификации оформления документов без изменения их смыслового содержания (имеется в виду автоматическая модификация) и т. д. Для успешного решения этих проблем необходимы законодательная база и типовые проектные решения. Технические аспекты обеспечения процесса унификации можно осуществить, например, применением единой типовой системы и единого протокола взаимодействия разнородных систем или реализацией специальных п CNews: ФОРС предлагает комплексное решение по автоматизации документооборота. Какими преимуществами оно обладает перед другими аналогичными решениями, которые используют компании-подрядчики, выполняющие подобные работы для органов государственной власти? Расскажите о реализованных и о реализуемых вами проектах для органов государственной власти в этой сфере. Алексей Голосов: Наше решение, в основе которого лежит собственная разработка ЭЛАД, в отличие от большинства существующих систем, целиком построено на основе процессного подхода, что облегчает решение задач мониторинга, повышения степени контроля и ответственности исполнителей. Кроме этого, в рамках реализуемых нами проектов идет внедрение в организациях наиболее современной Среди крупных проектов, осуществленных на базе технологии ЭЛАД и Oracle Workflow — внедрение CNews: Объемы хранимой органами государственной власти информации постоянно увеличиваются и оцениваются многими терабайтами. Ваша компания предлагает Алексей Голосов: Из проектов по реализации электронных хранилищ документов, где объем хранимой информации действительно оценивается терабайтами, стоит отметить проект по созданию CNews: Как вы оцениваете развитие сегмента Алексей Голосов: Современные портальные технологии предлагают пользователям широкие возможности. Как будут использоваться эти возможности зависит от поставленной задачи. Решения, выполненные на портальных технологиях, могут различаться по уровню сложности и функциональности (например, корпоративные, персональные, информационные, порталы знаний и др.). Сегодня практически все федеральные ведомства уже представлены в сети Интернет. В большинстве своем они представляют собой информационные порталы, которые публикуют стандартный набор информации о деятельности и структуре ведомств, нормативных документах, контактной информации, а также загружаемые с порталов формы отчетности. Однако, такие порталы имеют узковедомственный характер, не решают задачу интеграции государственных информационных ресурсов, ориентированную на удовлетворение более широких потребностей пользователей. Использование портальных решений имеет очень большие перспективы, поскольку порталы представляют собой уникальную технологию для интеграции различных приложений и, не отметая уже созданные ИТ, позволяют информатизации идти эволюционным путем, наращивая и добавляя функциональность систем. В настоящий момент ФОРС ведет несколько проектов по внедрению портальных технологий в органах государственной власти. CNews: Компания ФОРС много лет оснащает современными информационными технологиями органы государственной власти России. Какие Алексей Голосов: Действительно, проекты, выполненные нами в госсекторе, являются не только самыми крупными, но и самыми сложными, а потому и наиболее запоминающимися. Особо можно выделить, пожалуй, проект по разработке информационной системы для Федеральной Таможенной службы (ФТС) в прошлом году и создание хранилища данных для Федеральной службы РФ по финансовому мониторингу (ранее — Комитета РФ по финансовому мониторингу) в 2003 году. Проект для ФТС отличается своей масштабностью и территориальным охватом. Задачами проекта были разработка и внедрение информационной системы, позволяющей собрать сведения, относящиеся к внешнеэкономической деятельности субъектов в едином информационном ресурсе и предоставить унифицированные доступ к ним. В целом подобная задача консолидации данных о субъектах не является узкоспециализированной, а характерна для многих госструктур. В этом проекте нами были разработаны общие подходы и технологии решения подобных задач. При разработке системы использовалась оригинальная технология конструирования корпоративных и ведомственных реестров на основе ВЕРО (Ведения Единого Реестра Объектов), разработанная специалистами ФОРС. Одной из важных задач проекта была консолидация данных из различных источников. В процессе реализации были изучены специфические Запоминающимся был проект по созданию хранилища данных для Федеральной службы РФ по финансовому мониторингу в 2003. Целью проекта было построение на основе данных, поступающих из разных источников, единого информационного ресурса, позволяющего выявить признаки деятельности, связанной с легализацией доходов, полученных незаконным путем. Как и в отношении целого ряда других наших заказчиков, сотрудничество с этой организацией не ограничилось одним проектом и продолжается по сей день. Так, совсем недавно нам была присуждена победа в конкурсе на техподдержку и доработку информационно-аналитической подсистемы Федеральной службы РФ по финансовому мониторингу. CNews: Как вы оцениваете увеличение возможного спроса на ИТ в ближайшие годы со стороны органов муниципального управления в связи с ожидаемым началом реформы муниципального управления в России? Какие Алексей Голосов: Спрос на Также нами разработана методология по интеграции различных информационных ресурсов (например, города) с целью предоставления доступа к ним любому заинтересованному лицу (госслужащий, фирма, горожанин). Ключевым моментом в подобных решениях является организация мета-хранилища, содержащего информацию о структуре различных информационных ресурсов и способов доступа к ним. CNews: Спасибо. |