|
|
|
Сергей Шмыков: Весь комплект годовой отчетности можно сдавать в электронном видеО роли и значении информационных технологий (ИТ) а работе Федеральной налоговой службы (ФНС) России, а так же о планах по развитию информационно-технологических систем и ресурсов в интервью CNews рассказал Сергей Шмыков, начальник отдела методологического обеспечения Управления информационных технологий ФНС России. CNews: Какие основные задачи в сфере информатизации были решены Федеральной налоговой службой в 2005 году? Сергей Шмыков: Основными прикладными направлениями развития АИС «Налог» были: интеграция информационных ресурсов; межведомственный информационный обмен, развитие системы представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде; вопросы информационного взаимодействия с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. CNews: Как изменения численности сотрудников ФНС повлияли на слаженность работы службы? Сергей Шмыков: К сожалению, в ходе административной реформы численность CNews: Каким образом организованы и проводятся обучение и переподготовка персонала в ФНС России в области ИТ? Сергей Шмыков: Хотя этот вопрос входит в компетенцию Управления государственной службы и кадров, мы также принимаем участие в этом процессе. Пользуясь случаем, я хотел бы сказать, что без постоянной помощи коллег с рынка информационных технологий — компаний, работающих в качестве соисполнителей, подрядчиков и субподрядчиков по всем проектам информатизации налоговых служб, ФНС вряд ли бы удалось добиться тех, пусть скромных, но ощутимых для бюджета страны результатов, которые мы имеем сейчас. Особенно хочется отметить фирму Microsoft за постоянную поддержку и оказание практической помощи в подготовке и повышении квалификации системных администраторов для налоговых органов Российской Федерации. В CNews: Существуют ли Сергей Шмыков: Межведомственный обмен у нас ведется более чем с пятьюдесятью ведомствами в соответствии с заключенными соглашениями. Проблемы обычно возникают при работе с организациями, не имеющими жесткой централизованной структурной соподчиненности. Здесь и отсутствие информации в электронном виде, или ее разноформатность, и трудности с заключением соглашений на регионе или на местах. Это объективная ситуация. Поэтому там, где нет возможности определения всех параметров информационного обмена на федеральном уровне, необходимо максимально упорядочить ситуацию на уровне региона, то есть работать с органами региональной и местной власти, разрабатывать и заключать типовые соглашения на уровне управлений и инспекций. CNews: Насколько в ФНС приблизились к возможности реализации приема отчетности в электронном виде с использованием ЭЦП? Сергей Шмыков: Утверждены форматы отчетности по федеральным формам налоговых деклараций и форматы представления бухгалтерской отчетности. В результате весь комплект годовой отчетности можно сдавать в электронном виде. К сожалению, сложнее обстоит дело с региональными и местными налогами, так как нормативные акты принимаются местной законодательной властью. Реально процесс внедрения «безбумажной» технологии в промышленном режиме начался лишь с августа 2002 года, а до этого осуществлялась опытная эксплуатация системы, в ходе которой налогоплательщики были вынуждены для соблюдения требований законодательства дублировать электронную отчетность на бумаге. В части представления отчетности в электронном виде будет разрабатываться и утверждаться в Минфине положение о порядке представления отчетности, которое предположительно должно охватывать варианты использования каналов связи, магнитных или других аналогичных носителей информации, а также представления на бумаге с нанесенным двухмерным штрихкодом. CNews: Используется ли ЭЦП в ФНС России? Сергей Шмыков: В связи с тем, что появилось очень много фальшивых (подложных) писем по электронной почте, была поставлена задача, решить эту проблему и, начиная с 2002 года, началась активная работа по внедрению ЭЦП в системе налоговых органов на базе абонентского пункта ЭЦП DiSign, разработанного фирмой CNews: Как происходит в Федеральной налоговой службе переход на безбумажные технологии? Сергей Шмыков: С мая 2003 года вся внутренняя переписка в налоговых органах осуществляется только в электронном виде, а вся входящая корреспонденция руководителя ФНС сканируется, с января 2004 года организована переписка с территориальными органами. О 100% электронном документообороте говорить пока рано. Вот статистика за прошедший год:
Основная проблема — финансовая. Необходима закупка и продление лицензий Lotus Domino (сервер) и Lotus Notes (клиент). CNews: Каков уровень оснащенности Центров обработки данных в системе ФНС России, и как на данный момент организовано их функционирование? Сергей Шмыков: С 1995 г на территории Волгоградской и Нижегородской областей под эгидой Международного банка реконструкции и развития начал реализовываться проект модернизации налоговой службы. Одним из важных элементов проекта являлась централизация обработки данных. Для этих целей были проведены закупки средств вычислительной техники и соответствующего программного обеспечения. Развитием данного направления модернизации налогового администрирования является централизация обработки налоговой информации на региональном, а затем межрегиональном уровне и создание автоматизированной информационной системы АИС ЦОД. За истекший год в рамках проекта модернизации налоговой службы В целях обеспечения регистрационных действий по всем основаниям в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проведен пилотный проект в межрайонной инспекции ФНС России № 46 по г. Москве, а также в территориальных органах ФНС России по CNews: На каком этапе находится сейчас создание Сергей Шмыков: С декабря 2004 года в налоговых органах в промышленной эксплуатации находится программный комплекс Планы на ближайшие годы в этой сфере связаны с CNews: Расскажите о том, как происходит и чем обусловлено развитие АИС «Портал»? Сергей Шмыков: Современное экономическое развитие России, развитие технологий, телекоммуникационной инфраструктуры России, возможность доступа к интернету и проникновение в повседневную жизнь людей информационных технологий изменили требования к информационному взаимодействию. Теперь потребители хотят получать информационное взаимодействие в любое время, в любом месте, с гарантированным уровнем качества с любого интеллектуального телекоммуникационного устройства из единой логической коммуникационной точки. Полную картину информационного взаимодействия с ФНС России можно представить в виде правила трех "К" — Кто, Как и Какие ИТ-услуги ФНС России хочет получать? Первое "К" можно представить тремя группами: налогоплательщики — физические и юридические лица; государственные организации и ведомства — межведомственное взаимодействие; сотрудники ФНС России — внутриведомственное взаимодействие. Второе "К" — это информационное взаимодействие в любое время, в любом месте, с гарантированным уровнем качества с любого интеллектуального телекоммуникационного устройства из единой логической коммуникационной точки. Наконец, третье "К" — консолидированное представление всего спектра Вопрос: "Как это реализовать?" Ответ — через портал. Не пытаясь формально определить понятие портала, стоит, тем не менее, присмотреться к общим характеристикам для всех порталов:
Портал — это современный инструмент взаимодействия потребителей Также следует отметить что портал — это единый доступ к ведомственным ресурсам, решающий следующие проблемы:
Развитие этого (портального) направления в налоговых органах также связано с CNews: Используются ли в ФНС операционные системы Unix и Linux? Сергей Шмыков: В налоговых органах используются в основном системы, работающие на Windows. CNews: Реализация программных решений собственными силами или аутсорсинг — что для ФНС оказывается предпочтительнее? Каково ваше отношение к аутсорсингу? Есть ли у него перспективы развития в рамках налоговой службы? Сергей Шмыков: В соответствии с Федеральным законодательством закупка и поставка продукции для нужд Федеральной налоговой службы осуществляется путем организации и проведения торгов (конкурсов). Что касается аутсорсинга. Численность Вопрос достаточно сложный, требующий тщательной проработки, но требующий своего решения в ближайшем будущем. CNews: Как и с привлечением каких средств обеспечивается информационная безопасность в информационной структуре ФНС России? Сергей Шмыков: В ФНС России развернуты и реально используются средства криптографической защиты информации в звене «Федеральный уровень — Региональный уровень» на базе абонентского пункта Криптон Дионис — В организации обмена конфиденциальной информацией по электронной почте в звене «Региональный уровень — Местный уровень», а также со сторонними организациями (управлениями Федерального казначейства, Пенсионным фондом и др.) в качестве СКЗИ используется технология CNews: Какие перспективы вы видите в сфере развития хранения данных? С какими сложностями предполагается или уже приходится сталкиваться в этом направлении? Сергей Шмыков: В настоящее время осуществляется большой объём ручной работы: запуск и отслеживание заданий на копирование, смена магнитных лент (ежедневно каждые CNews: Происходит ли в ФНС России внедрение единой ERP системы? Сергей Шмыков: Для дистанционного управления оборудованием закуплено и установлено программное обеспечение HP Open View в ЦА ФНС России (на 600 единиц), в УФНС России по г. Москве (на 600 единиц), в УФНС России по CNews: Каковы тенденции развития ИТ в сфере совершенствования сбора информации о налогах и контроля за их выплатой? Сергей Шмыков: Перспективы развития связаны с созданием корпоративной автоматизированной системы налоговых органов. В настоящее время понятие корпоративной системы определяет необходимость наличия единого информационного пространства. Это означает, что информационные ресурсы в АИС «Налог» должны быть доступны для использования из любого узла сети независимо от места их физического расположения и происхождения. Основными проблемами ведения и использования информационных ресурсов ФНС России в настоящее время являются:
Указанные проблемы в значительной степени могут быть решены путем интеграции информационных ресурсов АИС «Налог», при этом решающее значение имеют вопросы построения и ведения интегрированных баз данных, а также организации доступа к ним в процессе использования информационных ресурсов с использованием На местном уровне инструментальным средством доступа к информационным ресурсам является система ЭОД. Планируется обеспечить интеграцию комплексов местного уровня (в настоящее время их 28) за исключением обеспечивающих (кадры, бухгалтерия и т.д.) в систему ЭОД, которая является единым стандартом в работе территориальных налоговых органов. Аналогичные работы должны быть выполнены и на региональном уровне. Все комплексы регионального уровня необходимо интегрировать в ПК «Регион». Интеграция информационных ресурсов федерального уровня в первую очередь связана с переносом всех основных информационных ресурсов ФНС России федерального уровня в МИ ЦОД. В настоящее время на технические средства МИ ЦОД уже перенесено 9 информационных ресурсов из 35, имеющихся на федеральном уровне, с дальнейшей организацией удаленного доступа к ним на основе Следует отметить, что интеграция информационных ресурсов ЕГРН, ЕГРИП, ЕГРЮЛ остается одним из приоритетных направлений развития прикладного ПО. Здесь предполагается реализация процесса логического объединения сведений отдельных ресурсов путем установления соответствующих связей через идентифицирующие показатели с целью исключения «двойного ввода» реквизитов, дублирования сведений в различных массивах информации, относящихся к учету и регистрации юридических лиц и физических лиц — индивидуальных предпринимателей. CNews: Видите ли Вы необходимость в создании Совета CIO? Если «да», то с какими основными целями и задачами она связана? Сергей Шмыков: Для активизации и координации работ по автоматизации налоговой системы, выработки единой политики в области дальнейшего совершенствования автоматизированной информационной системы налоговых органов АИС «Налог» в налоговых органах в 2000 году создан Совет главных конструкторов. Совет главных конструкторов автоматизированной информационной системы (СГК АИС «Налог») является органом Федеральной налоговой службы, определяющим техническую политику в области разработки программного обеспечения. СГК АИС «Налог» действует на регулярной основе и предназначен для:
CNews: Какие задачи, связанные с использованием информационных технологий, ставит перед собой ФНС на Сергей Шмыков: Дальнейшие перспективы использования информационных технологий связаны с подготовкой ведомственных целевых программ «Совершенствование работы с налогоплательщиками», «Совершенствование форм и методов налогового контроля», «Сокращение налоговой задолженности». CNews: Спасибо. |