|
|
|
Алексей Попов: После того, что мы прошли в 2005 году, нам теперь любое внедрение по плечуОдним из наиболее информатизированных ведомств является Федеральное казначейство, а с 1 января 2006 года нагрузка на него увеличилась CNews: Федеральное казначейство является одним из лидеров по уровню Алексей Попов: Лидерство Федерального казначейства в данном случае обусловлено грамотной политикой государства в этой области. Понятно, что Казначейство — это орган, который выполняет большое количество однотипных операций, это большая касса всей Российской Федерации, имеющая более 2000 отделений и 89 управлений по субъектам Федерации. Соответственно, эффективность его работы во многом зависит от информационного обеспечения. В этой связи была разработана федеральная целевая программа развития Федерального казначейства, привлечен займ Мирового банка. Таким образом, на уровне правительства был решен вопрос о создании проекта модернизации казначейской системы, выделены значительные финансовые средства и, соответственно, большая часть проекта модернизации была посвящена развитию информационных технологий. В этой связи в Казначействе на протяжении последних лет устанавливалось самое современное оборудование, решались вопросы развития телекоммуникаций между подразделениями. Какие ключевые изменения произошли в этом году, какие приоритетные задачи были решены? С 1 января 2006 года вступила в действие новая редакция бюджетного кодекса Российской Федерации. Если до этого Федеральное казначейство обслуживало только федеральный бюджет, то теперь оно в обязательном порядке обслуживает все бюджеты субъектов и местные бюджеты. Если провести аналогию с банком, то ситуация следующая — до 1 января 2006 года было 50 тысяч клиентов, после 1 января — 300 тысяч. При этом ни одной дополнительной штатной единицы Федеральное казначейство не запрашивало. В этой связи встал вопрос о скорейшем, буквально за один год, техническом довооружении Федерального казначейства. С чем это было связано? С двумя факторами. Первый — во всех территориальных органах использовалось 5 различных программных пакетов, причем многие из них были построены еще в архитектуре За прошлый год была построена сеть ведомственных удостоверяющих центров с целью лигитимизации использования Таким образом, в 2005 году мы осуществили масштабный проект по переходу на унифицированное прикладное программное обеспечение и внедрению системы электронного документооборота на всей территории Российской Федерации. Одновременно с этим был доукомплектован технический парк, в первую очередь это относится к серверному оборудованию, поскольку CNews: В Концепции на 2005 год был поставлен ряд достаточно трудновыполнимых задач — это введение единых стандартов прикладного программного обеспечения и его унификация, повышение управляемости происходящих процессов. Несмотря на значительный масштаб работ (центральный аппарат Федерального казначейства, около 90 управлений и более 2 тыс. отделений в регионах), изменение форматов обмена между территориальными органами Федерального казначейства, с 1 января 2006 года на кассовое обслуживание в Федеральное казначейство перешли бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, включая бюджеты поселенческих муниципалитетов. Как вы оцениваете качество проведенных работ по унификации прикладного программного обеспечения, применяемого в органах Федерального казначейства, включая внедрение защищенного электронного документооборота? Были ли у вас какие-либо трудности при их проведении? Расскажите подробнее о ходе этих работ и их содержании. Алексей Попов: Про реализованные задачи я уже рассказал. Теперь остановимся на трудностях. Первая трудность — начиная работу над проектом, мы понимали, что его реализация за столь короткое время не возможна без потрясений. Вторая трудность — мы делали проект не в одной точке, а по всей Российской Федерации, поэтому направляющая роль центрального аппарата, который я сейчас представляю, должна была заключаться в четкой формализации отношений между нашими территориальными подразделениями и исполнителем проекта внедрения. Необходимо было формализовать не только сам процесс внедрения, но и механизм внесения изменений, механизм управления рисками, механизм разрешения конфликтных ситуаций. В этом проекте были задействованы несколько сотен человек со стороны исполнителя и несколько десятков тысяч со стороны заказчика, что создавало простор для различного рода конфликтов. Первым делом была разработана четкая проектная документация, методика внедрения, документация на сам программный продукт. Это, пожалуй, основной фактор, позволивший успешно выполнить проект. Вторым немаловажным фактором явился высокий уровень подготовки информационно-технических сотрудников Федерального казначейства на местах. Это хорошо организованные люди, обладающие не только отличным знанием информационных технологий, но и пониманием тех последствий, которые могут наступить при сбоях, и той ответственности за качественное выполнение работы, которая на них лежит. Они сыграли очень большую роль при проведении работ, и я хочу еще раз сказать им спасибо. Всю программу на 2005 год мы выполнили: был доработан программный продукт, в том числе разработана система электронного документооборота, осуществлено их внедрение в пилотных регионах Федерального казначейства, а затем во всех за редким форс-мажорным исключением подразделениях и управлениях Федерального казначейства. Не успели закончить внедрение только в нескольких офисах на Дальнем Востоке — там самолеты в декабре уже не летали. Тяжело было в начале 2006 года. В Электронного документооборота не было вообще, и помимо поддержки собственных пользователей пришлось поддерживать еще и пользователей за дверями Казначейства, тех клиентов, которым установили автоматизированное рабочее место — ведь они тоже звонили и консультировались по возникающим у них проблемам. Многие клиенты успели стереть или испортить программное обеспечение, установленное им в Сейчас все эти проблемы позади, система работает. Все пришло в норму достаточно быстро — к середине февраля — хотя скептики говорили, что неразбериха будет продолжаться до лета. Работа началась с 10 января, и первый месяц был тяжелейший, но мы не жалеем, что пошли на это. Я уверен, что другого выхода не было — не возможно продолжать работать с пятью CNews: Насколько безболезненно для Федерального казначейства прошел перевод на кассовое обслуживание бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов? Алексей Попов: Ситуация с кассовым обслуживанием отягощалась тем, что субъекты федерации и некоторые муниципальные образования безо всякого удовольствия перешли на кассовое обслуживание Федерального казначейства. До этого у них были счета в Центральном банке или в коммерческих банках, и работа шла с банковской системой. Теперь появился другой федеральный орган, который потребовал сделать прозрачными бюджетные потоки. Это мало кому понравится, но закон есть закон, его надо соблюдать. Нельзя сказать — я против закона, можно сказать — меня не устраивают детали. А самая удобная деталь — это программный продукт. Независимо от того, хороший он или плохой, в нем есть недочеты, и эти недочеты можно трактовать как теоретически приводящие к тому, что не могут получить заработную плату учителя, врачи и т.д. Хотя это, конечно, не так. Более того, нам не известно ни одного случая, когда бы по вине казначейства случились бы задержки Дело было вовсе не в программном продукте — по каждому такому случаю мы проводили исследования, разбирались. Ситуация осложнялась еще и тем, что программа новая, только разработанная, поэтому в ней не все учтено. Но зачастую программный продукт выступал еще и политическим инструментом. Мы предполагали такое развитие событий, именно поэтому все процедуры внедрения, обучения жестко документировались и протоколировались. Но, в CNews: В рамках Программы развития казначейской системы РФ и проекта модернизации Федерального казначейства до 2008 года предусматривается дальнейшее Алексей Попов: Все, о чем я говорил ранее, было сделано вне этого проекта, т.е. это временные решения. Сам проект подразумевает в 2008 году внедрение на всей территории единой Проект модернизации Федерального казначейства делится на 6 составляющих. Первая — это Зачем нам Oracle E-Business Suite? Возьмем любой субъект Федерации. Сейчас в каждом районе формируется своя база данных, и общих механизмов консолидации нет, есть общие отчетные формы. В навых условиях наши системы, построенные на Следующий пункт — ведомственная транспортная сеть. Это интранет. Раз мы говорим про доступ в интранет, значит он должен быть во всех регионах в режиме Для ввода в эксплуатацию программного продукта потребуются сервера, способные обслуживать тысячи пользователей. Значит, потребуется закупать серверное оборудование. Будет это платформа Intel или Risk — зависит от многих факторов, но платформа должна быть серьезная и масштабируемая, потому что это дорогая закупка, и делается она не на год и не на два. Мне бы лично хотелось, чтобы моральное устаревание серверов произошло не скоро. Для обслуживания серверов нужны системы инженерного обеспечения — электричество, кондиционеры, источники бесперебойного питания, Следующая задача — создание системы управления эксплуатацией. Поскольку мы переходим на новое оборудование, придется проводить обучение персонала. Кроме того, я не исключаю, что квалификация людей в CNews: Какие три региона выбраны пилотными и почему? Алексей Попов: Традиционно в качестве пилотных мы используем три региона Поволжья — Ульяновск, Саратов и Самара. Они как раз подразделяются на крупное (Самара), среднее (Саратов) и небольшое управление (Ульяновск). CNews: Расскажите о том, как в Федеральном казначействе решаются вопросы хранения данных. Вы за создание централизованного или распределенного хранилища данных? Если «за» распределенное, то его узлы находятся во всех управлениях Федерального казначейства? Каков объем хранимых данных в абсолютном выражении и как быстро он увеличился за 2005 год? Алексей Попов: Данные данным рознь. Если говорить об осуществлении ежедневных В связи с территориальной распределенностью и большим количеством баз данных возникает проблема с отчетностью. Если бы в районах не было баз данных, то отчет собирался бы в режиме реального времени в столицах субъектов. Сейчас это не так — из отделений поступают отчеты, в столицах субъектов их обрабатывают, сверяют, запрашивают дополнительные сведения, т.е. процесс не прекращается ни на минуту. То же самое происходит и при обмене информацией между центральным аппаратом и территориями, но здесь проще. В субъектах Федерации квалификация бухгалтеров Вопрос хранилищ данных в центральном аппарате актуален именно в части отчетности, но он решится одновременно с внедрением Что касается объемов хранимой информации, то они огромные. CNews: Испытываете ли вы какие-либо затруднения, связанные с пропускной способностью каналов связи? Алексей Попов: Между центральным аппаратом и территориями — нет, а внутри каждой территории — да. Эта проблема будет решена уже в этом году в пилотных регионах, и в течение следующих двух лет во всех оставшихся. CNews: Хотелось бы обратиться к вопросам информационной безопасности. Имеется ли у Федерального казначейства Концепция информационной безопасности? Какие мероприятия по обеспечению информационной безопасности в настоящее время в первую очередь применяются в Федеральном казначействе? Какие направления деятельности в сфере обеспечения информационной безопасности вы будете развивать в 2006 году, и с чем связаны такие решения? Какие проблемы и трудности, существующие в сфере обеспечения информационной безопасности, предстоит решить в ближайшее время? Алексей Попов: Существует концепция кадрового обеспечения, существуют специальные подразделения в центральном аппарате, обеспечивающие режим секретности и безопасности информации, аналогичные отделы есть в каждом субъекте Российской Федерации. Кроме того, осуществляется целый ряд мероприятий по защите от несанкционированного доступа. Например, через интернет попасть в базу данных Казначейства просто невозможно. Принимаются и другие меры. Проектом модернизации предусмотрено обеспечение информационной безопасности, и мы тратим на это значительные ресурсы, может быть даже чрезмерные. Но таков закон, и мы его не обсуждаем, а исполняем. На данный момент проблем у нас не возникало, фактов продажи баз данных Федерального казначейства не было. CNews: В 2005 году Мининформсвязи России предложило ввести квалификационные требования к госслужащим в сфере ИКТ, чему способствует введенный в действие с февраля 2005 года закон о государственной гражданской службе, согласно которому с госслужащими должен подписываться контракт. Разработаны ли и утверждены такие требования к сотрудникам Федерального казначейства? Если «нет», то каковы ваши планы по этому направлению? Если «да», то как вы оцениваете эффект от внедрения этих требований? Алексей Попов: Сейчас проходит утверждение Концепции подготовки сотрудников в рамках внедрения новых технологий, которой в том числе предусмотрено предварительное анкетирование и обучение ИТ-навыкам. После анкетирования мы сможем разработать требования к должностям — ведь они должны быть такие, чтобы им хоть Эффект от реализации этой концепции будет колоссальный, потому что та ручная работа, которая до сих пор делается на территориях, во многом обусловлена неумением работать с новым программным продуктом. Это, конечно, не правильно. Пока оценки сотрудников у нас не было. CNews: Как вы оцениваете Алексей Попов: Та компания, которая занималась внедрением программного обеспечения в течение прошлого года, проводила обучение всех сотрудников, подписывала с ними ведомости о результатах. Это, конечно, далеко от того, что мы считаем совершенством, потому что обучение касалось исключительно данного программного продукта и не затрагивало формирования навыков работы с компьютером, с операционными системами и так далее. Поэтому сейчас мы разрабатываем концепцию обучения, средства на его организацию выделены и в соответствии с концепцией мы собираемся эти ресурсы реализовывать. CNews: Как вы оцениваете перспективы и проблемы развития Алексей Попов: Я бы подразделил аутсорсинг на две группы — аутсорсинг общесистемный, технический и аутсорсинг прикладных программных продуктов. Приведу пример. По штату в районных отделениях Федерального казначейства не предусмотрен Чем занимаются сотрудники этих отделов? Мы дали возможность управлениям самим выбирать, передают ли они эти три новые функции на аутсорсинг. Почти все территории высказались за такую передачу. И мы собираемся удовлетворить их потребности, потому что количество А вот аутсорсинг технический и общесистемный является более сложным вопросом. У нас нет примеров реализации подобных проектов. Можно сделать его децентрализовано, но мне бы хотелось с помощью аутсорсинга обеспечить некий единый стандарт. Например, построили локальную вычислительную сеть, потом добавилось еще 5 комнат, сеть достроили, но она получилось несовместимой. Так вот мне бы хотелось, чтобы авторскую приемку осуществлял единый аутсорсер, таким образом, он бы не допустил подобного развития событий, а центральный аппарат получил бы инструмент проведения единой Однозначного ответа на вопрос, как должен быть построен аутсорсинг, нет до сих пор, поэтому сейчас мы собираемся осуществить конкурсный отбор консультантов, которые расскажут нам, как это сделать. После этого будем думать — как делать или не делать. Если непродуманно подойти к этому вопросу, то стоимость этой услуги может возрасти настолько, что сведет на нет всю идею. CNews: Спасибо. |