|
|
|
Антон Цыценко: Новой точкой отсчета стала задача создания электронного правительства к 2010 году, поставленная Президентом РФВ 2005 в информатизации региональных органов государственной власти произошли значительные перемены. Активность субъектов Федерации в этой сфере значительно повысилась, а на февральском 2006 года заседании президиума Государственного совета РФ в Нижнем Новгороде, проходившем под председательством президента РФ Владимира Путина, была поставлена задача ликвидации цифрового разрыва и создания электронного правительства к 2010 году. О направлениях и современных задачах использования ИТ в деятельности федеральных и региональных органах государственной власти России в интервью CNews рассказал Антон Цыценко, президент компании «Систематика». CNews: Незадолго до 2005 года сформировано Минрегионразвития; началась реформа муниципального управления, пусть и не так, как ожидалось, но «процесс пошел»; администрации субъектов Федерации стали больше тратить на информационные технологии (ИТ) и активнее участвовать в «Электронной России», которая вступила в третий этап развития; не менее, чем на 10 млрд. рублей увеличились расходы на информатизацию органов государственной власти России. Изменилась ли в 2005 году структура Антон Цыценко: В истекшем году изменилась структура и тематика Что касается тематической направленности региональных проектов — в число приоритетов вошли социальные регистры населения, кадастры землевладений и недвижимости. Получила развитие тема порталов органов власти как места и инструмента предоставления гражданам и бизнесу государственных услуг, а также взаимодействия государственных служащих всех уровней между собой. Такой портал вместе с системой электронных регламентов становится ядром комплекса автоматизированных систем, образующих Электронное правительство региона. Ключевым моментом и новой точкой отсчета в процессе автоматизации деятельности органов власти стала задача создания электронного правительства к 2010 году, поставленная президентом РФ Владимиром Путиным на заседании президиума Государственного совета РФ в Нижнем Новгороде в феврале этого года. Такая постановка означает, что проект создания Электронного правительства становится системообразующим для всей активности по информатизации деятельности органов государственной власти. CNews: Как вы могли бы охарактеризовать вектор развития процессов информатизации, проходивших в 2005 году в органах государственной власти федерального и регионального уровней? Произошли ли какие-либо ощутимые изменения в этой сфере, отразившиеся на бизнесе вашей компании — информатизации органов государственной власти? Антон Цыценко: По данным МЭРТ, ежегодно на информатизацию органов государственной власти из всех бюджетов тратится около 60 млрд. руб., или около 1000 долл. на одного чиновника в год. Сейчас почти у каждого российского чиновника на столе есть компьютер, у многих Проводимая административная реформа заставляет по-другому ставить вопрос: как использование ИКТ влияет на выполнение основных задач той или иной государственной структуры, на повышение эффективности, оперативности, прозрачности и подотчетности ее деятельности? То есть сначала «зачем», а уже потом «при помощи чего». Большое количество региональных Конечно, для реализации этих задач требуется соответствующая технологическая платформа — но и технологические решения теперь все чаще создаются в рамках решения прикладных задач. Так, мультисервисные скоростные сети строятся не просто для «объединения» всех государственных учреждений и муниципальных образований региона в единое информационное пространство, но в конечном итоге для обслуживания населения — предоставления услуг телемедицины, дистанционного образования, вычислительные центры — для обеспечения надежной и бесперебойной работы прикладных автоматизированных систем. В дополнение нужно отметить, что уровень развития АИС федеральных ведомств и региональных правительств достиг точки, когда необходима интеграция между ними. Более того, выработаны принципы такой интеграции — а именно, обмен данными в системе электронных регламентов. На бизнесе компании «Систематика» описанные процессы сказались двояко: CNews: В связи с изменением административной структуры органов государственной власти на федеральном уровне образовался «отложенный спрос» на информатизацию, которые почувствовали многие компании в 2005 году. Наблюдалось ли Антон Цыценко: Да, эта тенденция проявилась и на региональном уровне. Во многом это связано с появлением новой волны губернаторов — грамотных управленцев, нуждающихся в адекватных требованиям времени инструментах управления. Есть технологии, направленные на эффективное решение задач по формированию и исполнению бюджетов, госзакупок, управлению CNews: Каковы, на ваш взгляд, причины неудач в создании системы «одного окна», например, в Москве, как, впрочем, и в системе государственного управления России в целом? Как вы оцениваете технологическую сложность подобного проекта в отдельно взятом субъекте Федерации и возможные сроки его реализации? Как вы оцениваете спрос на подобные проекты в 2006 — 2007 годах? Антон Цыценко: C нашей точки зрения корректнее говорить не о неудачах, а о промежуточных результатах. Реализация системы «одного окна» требует решения целого комплекса задач — технических, организационно-правовых, и все они не могут быть выполнены одномоментно. Так, для создания целостной системы и реальной практики «одного окна» требуется единый подход к автоматизированной идентификации граждан (например, по социальной карте или по биометрическим характеристикам гражданина), принятие закона и повсеместное использование в реальной практике ЭЦП, а также введение норм, позволяющих ведомствам доверять идентификации друг друга — например, при обращении гражданина в органы соцзащиты удостоверение личности данного гражданина инспектором соцзащиты должно иметь юридическое значение для инспектора органов Основные сложности реализации аналогичных проектов сегодня лежат не в технической, а в Как видите, спрос на подобные проекты тесно связан с реформой управления — насколько он действительно велик, мы с вами сможем судить в конце года по результатам. CNews: В 2005 году активно проводилась реформа социального обеспечения. Ваша компания предлагает типовое решение для адресного взаимодействия органов государственной власти с населением — разработку «социальный регистр населения», которая используется в Антон Цыценко: Кроме указанных вами регионов есть и другие — только что нами подписан договор на создание социального регистра населения в Саратовской области, кроме этого, аналогичные проекты идут с прошлого года в Республике Мордовия и Ярославской области. Уже по перечню регионов видно, что интерес растет — и мы ожидаем существенного роста в этом году, так как вопрос автоматизации работы органов социальной защиты для многих регионов перешёл из области идей в область методически подготовленных, просчитываемых и управляемых проектов. Потребность в таких решениях существовала и раньше, сейчас, благодаря росту количества успешных внедрений эта потребность часто напрямую связывается с нашим типовым решением — «Социальный регистр населения». CNews: В предыдущем интервью создание портальных комплексов было названо в качестве одного из приоритетных в сфере информатизации органов государственной власти. Отмечено ли в 2005 году повышение интереса к этому направлению со стороны потенциальных заказчиков — органов государственной власти? В какой мере заказчики, из числа госорганов, готовы к внедрению комплексных тяжелых решений, когда портал интегрируется с системами электронного документооборота, хранилищем данных и оболочками для предоставления сервисов? Были ли у вашей компании подобные проекты? Антон Цыценко: Сегодня многие руководители органов власти озабочены улучшением своей деятельности и поиском инструментов, которые обеспечивают поддержку и выполнение требований законодательства, позволяют достичь более высокого уровня обслуживания населения. Это происходит и в силу требований административной реформы, и потому что население предъявляет все более высокие требования к форматам, скорости и каналам получения информации и государственных услуг. Портальные решения обеспечивают информирование о деятельности органов государственной власти, предоставляют доступ к информационным ресурсам по принципу «единого окна», служат инструментом для предоставления сервисов — дистанционного обучения, консультационных услуг. Безусловно, порталы как интегрирующая единица и интерфейс к услугам приобретают все большее значение — об этом уже говорилось выше. Подобный проект «Систематика» реализует для правительства Ленинградской области, уникальный комплекс порталов построен и продолжает развиваться для ГАС «Выборы». Потребность в таких решениях тоже активно растет. CNews: Не секрет, что созданием порталов органов государственной власти занимается достаточно большое число компаний. Какими преимуществами обладают ваши решения перед другими аналогичными? Антон Цыценко: Главное преимущество компании «Систематика» при построении порталов и других классов информационных систем является как наличие подразделений, способных построить качественную Как уже отмечалось выше портал — это один из инструментов оказания услуг органами государственной власти населению или бизнесу. Понятно, что качественно такой проект может быть сделан при решении целого ряда задач, начиная с оптимизации и реинжиниринга процессов и заканчивая задачами постоения CNews: Каковы, с вашей точки зрения, перспективы и проблемы ( Антон Цыценко: В госорганах перспективно такое направление аутсорсинга, как обслуживание созданных систем или комплексов систем, вплоть до всего комплекса CNews: Будете ли вы развивать какие-либо новые направления в сфере информатизации органов государственной власти в 2006 — 2007 годах? Ожидаете ли вы существенного увеличения спроса на Антон Цыценко: Три ключевых направления развития, на наш взгляд, это:
Решение этих задач, вкупе с развитием ведомственных систем на федеральном уровне и автоматизацией финансовой сферы, обеспечит прочный фундамент для реализации поставленной Владимиром Путиным задачи создания к 2010 году электронного правительства. CNews: Спасибо. |