|
|
|
Ефим Старостин: На рынке государственных организаций идет настоящее наступление западного ПОВ последнее время в органах государственной власти России происходит революция в использовании зарубежного программного обеспечения (ПО), как "коробочного", так и прикладного. И эти изменения не в пользу отечественных компаний. Вместе с тем все большее развитие получают современные системы управления документами и создания CNews: Как вы оцениваете потребности органов государственной власти России всех уровней в прикладном программном обеспечении (ПО)? Увеличилась ли эта потребность в абсолютном выражении в 2005 году по сравнению с 2004 годом и какие факторы определяют направления развития сегмента Старостин Ефим: В нашей стране существует огромное многообразие различных государственных организаций и ведомств (договоримся в дальнейшем именовать их государственные органы или ГО). Они регистрируют и учитывают, собирают и распределяют, контролируют и надзирают, управляют и регулируют и т.д. и т.п. Таким образом, существует огромное множество различных видов деятельности ГО, нуждающихся в автоматизации, и, в основном, такая автоматизация достигается за счет применения вычислительной техники и прикладного программного обеспечения. По мере укрепления нашего государства и расширения сферы его влияния происходит интенсификация деятельности ГО. Это и определяет в последнее время всевозрастающую потребность ГО в средствах автоматизации вообще и в прикладном программном обеспечении в частности. Традиционно, приоритетной сферой деятельности ГО является работа с документами, поскольку делопроизводство и документооборот присущ всем без исключения ГО и является в большинстве случаев основной «производственной системой», т.к. суть производственной деятельности большинства ГО сводится именно к «производству» и обработке документов. Поэтому повышенный интерес к использованию прикладного программного обеспечения для создания систем автоматизации делопроизводства и электронного документооборота в ГО вполне естественен. Этот интерес и соответственно возрастающую потребность «подогревают» государственные программы и проекты в области создания единого информационного пространства ГО и поэтапного движения к «Электронному правительству», что также приводит к расширению ниши для разработки и применения нового программного обеспечения. CNews: Можно ли выделить Старостин Ефим: Главная «хорошая новость» состоит в том, что наше государство перестало быть «нищим». Современные Первая из упомянутых тенденций означает, по сути, постепенный отказ от самостоятельной разработки и использования услуг «программиста из соседнего подъезда». Очевидно, что сегодня создание прикладного программного обеспечения уже не может быть поприщем для одиночек или «временных творческих коллективов», а является прерогативой «взрослых» специализированных компаний, имеющих соответствующие ресурсы и лицензионную базу, стройную методологию и налаженный процесс производства и сопровождения программного обеспечения, и, конечно, хорошую репутацию. Вторая тенденция проявляется в усилиях по стандартизации или даже унификации применяемого в ГО программного обеспечения. Примером таких усилий может быть реализация программы «Электронная Россия», в рамках которой, если пока и не предполагается полной типизация программного обеспечения, то, по крайней мере, формируются определенные нормы и стандарты по его применению. CNews: Какова, на ваш взгляд, структура спроса со стороны органов государственной власти на прикладное ПО в настоящее время? Чем обусловлено такое положение дел? Какие секторы являются приоритетными для «АпСкэйл Софт»? Старостин Ефим: Мы в первую очередь анализируем спрос со стороны ГО на разработку заказного и приобретение тиражного прикладного программного обеспечения в традиционных для нас областях автоматизации управления документами и электронными архивами, а также создания систем в «защищенном исполнении». Дело в том, что компания UpScale Soft (ООО «АпСкэйл Софт») была создана в 2005 году на базе департамента программного обеспечения компании «ОПТИМА» и получила «в наследство» компетенцию и опыт в вышеперечисленных областях деятельности, а также права на использование и развитие тиражного программного продукта «OPTIMA-WorkFlow», применяемого для создания систем автоматизации делопроизводства и организации конфиденциального документооборота. Благодаря тому, что «ОПТИМА» в течение 15 лет нарабатывала соответствующую лицензионную базу и способствовала созданию специфических условий, необходимых для осуществления разработки заказного программного обеспечения в ГО, для UpScale Soft естественным приоритетом стала разработка программного обеспечения для автоматизации управления документами и защиты информации. В принципе, мы сегодня имеем все необходимое для реализации проектов в любой сфере деятельности государства, хотя есть и определенные «табу». Например, мы считаем, что в области бухгалтерского учета и финансового управления в ГО уже сложились свои предпочтения, и пытаться отвоевать здесь кусочек рынка, наверное, уже бесперспективно. А по всем остальным направлениям мы еще весьма конкурентоспособны. CNews: В каких случаях и по каким причинам органы государственной власти отдают предпочтение разработке заказного программного обеспечения? Старостин Ефим: В свое время ГО были одним из самых перспективных рынков для разработчиков заказного программного обеспечения. Тиражные программные продукты до поры до времени не покрывали большинство востребованных функциональных возможностей, а скудость финансирования проектов позволяла экономить на разработке за счет минимизации заказываемого функционала. Сегодня, как я уже говорил, в ГО постепенно обозначается явное стремление использовать уже готовое программное обеспечение, а не заказывать разработку нового. Спектр готовых тиражных продуктов и их функциональные возможности сегодня вполне покрывают потребности ГО, а рост потребности в прикладном программном обеспечении соответствует в последние годы ГО. В связи с этим, мне кажется, что ниша разработчиков заказного ПО даже в государственных органах постепенно сжимается. В будущем, уделом CNews: Расскажите о работах «АпСкэйл Софт», выполненных и выполняемых для органов государственной власти. Какие новые проекты запущены в разработку? Испытываете ли вы какие-либо трудности при проведении этих работ и с чем они связаны? Старостин Ефим: Мы ведем целый ряд проектов по разработке заказного программного обеспечения в ГО. Большинство из них приходится на правоохранительные ведомства, где мы проводим работы по созданию системы для обеспечения деятельности кадровых и Работая с государственными органами, мы сталкиваемся с обычными для этого рынка проблемами, в числе которых в первую очередь надо упомянуть:
CNews: Какие требования в первую очередь предъявляют заказчики — органы государственной власти к разработчикам прикладного ПО? Насколько трудно бывает их реализовать? Есть ли среди этих требований выполнение работ на основе открытых стандартов, что должно обеспечить совместимость программных систем для обеспечения последующей интеграции, в том числе межведомственной? Как вы оцениваете необходимость соответствия этому критерию при разработке прикладного ПО для органов государственной власти? Старостин Ефим: Требования ГО к разработчикам программного обеспечения в основном «общечеловеческие». Наверное, стоит отметить только повышенное внимание к реализации механизмов защиты информации и требования, вытекающие из необходимости решения вышеперечисленных проблем, характерных для проектов в ГО. У нас есть готовые решения и «передовой опыт», который нам позволяет добиваться удовлетворения этих требований. Что же касается использования открытых стандартов и разработки открытых систем, то «это святое». Это ведь один из базовых принципов системной интеграции. В наше время вообще не имеет смысла разрабатывать «неоткрытую» систему, т.е. систему, которая не может быть в дальнейшем расширяться, в том числе и без нашего участия, силами другого разработчика или даже силами продвинутых пользователей самой организации, или не может быть интегрирована с соседствующими системами. Везде, где есть возможность сделать систему более открытой, ее надо делать более открытой. Причем, требования к «открытости» системы одинаковы и для ГО, и для любых других заказчиков:
Это стандартные требования, нацеленные на уменьшение стоимости владения информационной системой. CNews: Многие участники рынка информатизации органов государственной власти отмечают, что при внедрении интеграционных программных платформенных решений известных западных производителей, приоритет при передаче заказов на прикладное ПО должен отдаваться отечественным компаниям, а сами эти компании должны выступать субподрядчиками зарубежных поставщиков, при выполнении таких контрактов для органов государственной власти. Согласны ли вы с подобной точкой зрения? Каково положение дел в этой области в настоящее время? Есть ли Старостин Ефим: Вопрос для нас достаточно болезненный. Дело в том, что до поры до времени вообще существовало правило, гласящее, что в органах госвласти не может работать западный софт. До смешного доходило, и Windows и Excel и Word — все было под запретом. Их использовали на свой страх и риск, под шумок. В ГО иностранного производителя не пускали, его продукты были ГО не по карману, и мы все «расслабились». Сейчас на рынке ГО идет настоящее наступление западного программного обеспечения. Даже «очень серьезные» ГО стали официально «пускать» к себе западного производителя и его технологии. Конечно, и сами западные производители много для этого сделали. Например, корпорация Microsoft уже провела сертификацию своей продукции для того, чтобы, не вступая в конфликт с различными нормативными и руководящими документами, можно было на законных основаниях использовать программное обеспечение Microsoft в ГО. Как ни странно, но постепенное увеличение CNews: Как вы оцениваете спрос на внедрение систем электронного документооборота (СЭД) со стороны органов государственной власти в целом и на базе программной платформы «Optima WorkFlow» в частности? Какие работы в этой области выполняла и намерена выполнять «АпСкэйл Софт»? Старостин Ефим: Спрос на внедрение систем электронного документооборота в целом я оцениваю как постоянно нарастающий. Будем надеяться, что эта тенденция останется устойчивой еще в течение нескольких лет. Что касается программного продукта Большинство отечественных СЭД ориентированы на госсектор. Но в самих ГО происходят постоянные изменения в структуре и содержании требований к СЭД, а значит, если вовремя реагировать на эти изменения, то появляется шанс вырваться в лидеры. К примеру, системе «Дело» в свое время принадлежала львиная доля рынка СЭД в госсекторе. Когда только заговаривали про автоматизацию делопроизводства, первое что приходило на ум — это система «Дело», разработанная компанией «ЭОС». Что-то изменилось? Изменилось то, что кроме делопроизводства заказчикам стала нужна еще и автоматизация деловых процессов или «управление деловыми процессами на основе электронных административных регламентов», и ЭОС уже не является безусловным лидером на рынке СЭД для государственных органов. Конечно, это не приговор! Все заказчики индивидуальны. В одних организациях та или иная функциональность востребована, в других она по каким-то «самобытным» причинам вовсе не нужна. Поэтому ни в коем случае нельзя сказать, что эра системы «Дело» прошла, и пришло время всем переходить на «OPTiMA-WorkFlow». Да, есть конкретные организации, где необходимость в использовании технологии workflow просто очевидна. Но столь же часты случаи, когда она оказывается совершенно невостребованной. Мы концентрируем свое внимание на этом блоке функциональности, как на приоритетном. Наши конкуренты специализируются в других направлениях. Но в целом, мне кажется, мы развиваемся параллельными курсами и пока двигаемся почти «ноздря в ноздрю». Поэтому, я наших конкурентов никогда не критикую, а, наоборот, с большим вниманием и уважением слежу за их развитием. Я немного отвлекся от темы. Возвращаясь к вопросу, замечу, что мне самому трудно однозначно сказать, чем является В этом жанре мы сегодня работаем или только начинаем работать в Мэрии г. Ярославля, в Администрации Мытищенского района Московской области, в Администрации Амурской области, в Администрации г. Балашиха, в кадровых подразделениях МВД России, в Роспатенте, в ФТС России. Наши украинские партнеры ведут аналогичные проекты в Администрации Президента Украины, Национальном Банке Украины, МЧС Украины и т.д. CNews: В какой степени препятствует переходу на межведомственный электронный документооборот фактор разнородности используемых в органах государственной власти СЭД? Как вы видите возможные направления интеграции используемых СЭД — посредством использования стандартов XML? Старостин Ефим: Фактор разнородности СЭД, используемых различными ГО, никоим образом не препятствует переходу на межведомственный электронный обмен. Две различные СЭД могут отправлять и принимать, а главное «понимать содержание» некого электронного сообщения при наличии некоторых специальных договоренностей между организациями. Средства для доставки и приема таких сообщений есть практически у всех СЭД и практически во всех ГО. Межведомственному обмену препятствует другое — отсутствие правовой базы, которая признавала бы «равноправие» электронных и бумажных документов. По поводу интеграции различных СЭД посредством использования стандартов XML, я хочу заметить, что XML вовсе не стандарт в области обмена документами, а только спецификация для представления данных о документах. То есть XML только способ (и уж конечно не самый плохой) для реализации требований межведомственных стандартов. Хотелось бы верить, что настоящий «стандарт для организации межведомственного обмена документами» будет принят в ближайшем будущем. CNews: Насколько динамично и по каким направлениям будет развиваться в ближайшие два-три года сегмент Старостин Ефим: Сегмент CNews: Спасибо. |