|
|
Снятие законодательной неопределенности в отношении муниципальной информатизации и рост интереса к "облачным" вычислениям могут привести к резкому подъему спроса на ИТ-решения и сервисы в этом сегменте.
Ключевая особенность муниципальной информатизации заключается в том, что муниципалитеты решают однотипные задачи, будучи при этом независимы ни от федеральных и региональных властей, ни друг от друга. Поскольку ресурсы каждого отдельно взятого муниципалитета ограничены, успешное решение задач в области информатизации и защита общих интересов могут быть осуществлены лишь при условии хорошей координации и объединения усилий. Сегодня российские муниципалитеты имеют возможность объединить усилия, выработать скоординированную позицию по важнейшим политическим вопросам – и быть при этом услышанными.
2008 год можно считать переломным для муниципальной информатизации в России. В ноябре 2008 года в рамках форума "Муниципальная Россия" в Москве прошла конференция "Электронный муниципалитет", на которой представители органов местного самоуправления впервые получили возможность напрямую задать вопросы руководителю Росинформтехнологий Владимиру Матюхину. На конференции было принято решение о создании некоммерческого партнерства "Электронный муниципалитет", которое было поддержано руководством ФАИТ. С того времени НП "Электронный муниципалитет" взяло на себя значительную часть задач, связанных с выражением интересов муниципальных образований, взаимодействием с федеральными органами власти, организацией форумов и иных мероприятий по обмену опытом.
В ноябре 2009 при поддержке подкомитета Государственной Думы по технологическому развитию и Министерства информационных технологий и связи Московской области состоялся съезд НП "Электронный муниципалитет", в котором также принял участие Владимир Матюхин. Наконец, в 2010 году был проведен Первый всероссийский форум практических решений "Электронный муниципалитет 2010", в котором приняли участие представители Государственной Думы, ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт проблем вычислительной техники и информатизации" (ВНИИ ПВТИ), более 100 представителей органов местного самоуправления, более 10 представителей органов власти субъектов РФ, ответственных за электронные услуги.
Таким образом, на протяжении последних двух лет вопросы муниципальной информатизации удалось вывести на качественно новый уровень. Фактически, только в последние два года муниципалитеты получили возможность полноценного обмена опытом, проведения мероприятий на высоком уровне с участием представителей центральных органов власти.
Традиционной для муниципалитетов является проблема нехватки квалифицированных ИТ-специалистов. По результатам опроса, проведенного НП "Электронный муниципалитет" среди более чем 600 муниципальных образований России, лишь в 44% организаций имеется полноценная ИТ-служба. В 32% нет отдельного ИТ-отдела, но есть штатный технический специалист, а в 24% случаев компетентные ИТ-специалисты в муниципалитете отсутствуют.
Наличие ИТ-специалистов в муниципалитетах
Источник: "Электронный муниципалитет", 2010
Нехватка компетентных специалистов радикально ограничивает возможности муниципалитетов в области информатизации. Это затрудняет решение задач, связанных с проектированием и разработкой ИТ-систем: необходимых специалистов зачастую приходится привлекать из Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов, обладающих квалифицированными кадрами.
Важно, что проблема нехватки квалифицированных кадров не ограничивается лишь техническими специалистами: "Другой важной проблемой является квалификация муниципальных служащих, участвующих в процессе оказания услуг в электронном виде, – отмечает заместитель директора Центра муниципальных информационных ресурсов и технологий города Череповца Игорь Максимов. - От муниципальных сотрудников требуется четкое понимание того, чем отличается оказание услуг в электронном виде от оказания услуг в обычном порядке. Зачастую неверное понимание этих отличий приводит к появлению необоснованных требований к АИС при их реализации или неправильное использование уже внедренных АИС".
Отсутствие в штате компетентных специалистов препятствует созданию качественных решений в области информатизации муниципального управления силами самих муниципалитетов, что распространено в зарубежной, в частности, в европейской, практике. Часть таких решений публикуется на условиях свободных лицензий и находит широкое применение в масштабах всей страны, а иногда муниципальные проекты с открытым кодом приобретают международный характер.
К сожалению, в российской практике примеры создания качественных информационных систем штатными разработчиками органов местного самоуправления единичны: "Уверен, что тиражируемыми такие решения назвать будет нельзя, – отмечает Дмитрий Наумов, заместитель директора по региональному развитию ВНИИ ПВТИ, – Специфика каждого муниципалитета весьма уникальна, плюс, обеспечить поддержку и сопровождение на высоком уровне такому решению будет просто некому".
И все-таки, муниципалитеты начинают проявлять инициативу. Так, Центр муниципальных информационных ресурсов и технологий города Череповца заявил о готовности предоставить автоматизированную информационную систему земельно-имущественного кадастра в безвозмездное пользование муниципальным образованиям Вологодской области при условии, что они будут самостоятельно обслуживать свой сегмент системы. Аналогичным образом, администрация города Серпухова выразила готовность предоставить другим органам местного самоуправления собственную систему электронного документооборота.
Парадоксально, но отсутствие компетентных специалистов в штате органов местного самоуправления может в ближайшее время катализировать спрос на "облачные" приложения со стороны муниципалитетов. Что касается создания муниципальных веб-сайтов – а это наиболее востребованная задача в сфере муниципальной информатизации – то здесь можно говорить об уже сложившемся рынке предложений. Обратившись к одной из специализированных компаний, муниципалитет может получить полный пакет ИТ-услуг и избавиться от необходимости поддерживать сайт собственными силами. В качестве одного из примеров можно назвать Единую систему муниципальных сайтов – коммерческий сервис по созданию и поддержке муниципальных веб-сайтов, соответствующих требованиям Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
Другая назревшая проблема муниципальной информатизации связана с несовершенством действующего законодательства, конкретно – Федерального закона №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Проблема связана с тем, что в закрытом перечне вопросов местного значения, которые уполномочены решать органы местного самоуправления, отсутствует полномочие создания муниципальных информационно-коммуникационных систем.
Из-за этой недоработки фактически вся деятельность в области муниципальной информатизации в настоящее время находится в состоянии юридической неопределенности и риска: в соответствии с итоговыми документами форума "Электронный муниципалитет 2010", более 95% участников мероприятия указали, что отсутствие подпункта "Создание муниципальных информационно-коммуникационных систем, обеспечивающих решение вопросов местного значения" в п. 1. статьи 17 упомянутого Федерального закона является одним из решающих факторов при принятии органами МСУ отрицательного решения о финансировании муниципальных информационных систем: "В настоящее время, заказывая услуги у сторонних ИТ-разработчиков, муниципалитетам приходится оплачивать эти услуги по статьям расходов, не связанным с ИТ", – отмечает заместитель председателя некоммерческого партнерства "Электронный муниципалитет" Денис Усенко.
В настоящее время НП "Электронный муниципалитет" ведет диалог с профильными комитетами Государственной Думы, и велика вероятность того, что юридическая неопределенность в отношении муниципальной информатизации в ближайшее время будет устранена. Очевидно, что, когда это случится, на рынке муниципальных ИТ-решений произойдет всплеск спроса.
Егор Гребнев/CNews Analytics
CNews: Как вы оцениваете современный уровень информатизации муниципального сектора? Какие работы и технологии в области информатизации муниципального управления в первую очередь интересуют муниципалов?
Александр Карпачев: Работая в секторе государственного управления, нельзя не обращать внимания на муниципальный сектор, потому что на сегодняшний день это самый многочисленный сегмент рынка. Если число субъектов РФ - чуть больше 70, то муниципальных образований в стране - более 20 тысяч. И как компания, работающая на достаточно широком тиражном рынке и имеющая большую партнерскую региональную сеть и сеть собственных офисов, мы, конечно же, должны фокусироваться на тиражных сегментах. Поэтому муниципальный сектор был и остается для нас очень важным. Пусть он не самый высокодоходный, зато большой и создает определенную стабильность.