|
|
Обзор подготовлен
Представьте себе, что вы заказали пластиковое окно, а мастер, который пришел его устанавливать, вдруг в последний момент задает вам вопрос: "А что вы конкретно понимаете под стеклопакетом?". Примерно такая, несколько неожиданная, ситуация сложилась сегодня у провайдеров, поскольку вопрос об определении ИКТ-аутсорсинга, особенно в случае с госсектором, волнует сегодня многих из них.
Аутсорсинг давно превратился в привычный инструмент во многих отраслях, а что означает это слово известно сегодня уже почти каждому. Наверное, так и должно быть, поскольку аутсорсинг - это некое надотраслевое понятие. А экономические выгоды от разделения труда и углубления специализации, которые собственно и привели к появлению различных профессий и отраслей, были хорошо известны еще Адаму Смиту, о чем он и написал в трех первых же главах своего пятитомного трактата «Исследование о природе и причинах богатства народов».
От аутсорсинга сегодня принято ожидать всевозможных чудес, вроде экспоненциального роста. ИТ-отрасль стала одной из первых, где эту экономическую модель стали активно использовать на практике при разработке ПО на заказ, а людей, у которых ИКТ-аутсорсинг до сих пор еще ассоциируется преимущественно с офшорным программированием, нередко можно встретить даже сегодня.
В то же время, спектр аутсорсинговых ИКТ-услуг сегодня стал необычайно широк, начинается где-то в области заправки картриджей и поддержки офисной ИТ-инфраструктуры и заканчивается услугами и управлением сервисами из облака”. Ауторсинг же в целом уже вплотную подобрался к таким запретным для него ранее областям, как передача ключевых компетенций (knowledge process outsourcing и пр.)
Впрочем, на рынке аутсорсинга никогда не наблюдалось недостачи витиеватых иностранных аббревиатур, причем не всегда они приживаются даже там, где их придумали, и, тем более, не все из них широко используются в России. Отечественные практики ощущают определенную потребность каким-то удобным и понятным для них способом структурировать все это изобилие различных “аутсорсингов”, исходя при этом, например, из классификации на основе степени “технологичности” и “критичности” услуг поставщика услуг для бизнеса заказчика.
Спектр и классификация услуг, передаваемых в ИТ-аутсорсинг
Источник: “Открытые технологии”, 2012
Современный ИКТ-аутсорсинг часто пытаются описать и на языке сервисов, предоставляемых в соответствии с подписанным с клиентом SLA. Что позволяет, с одной стороны, более тесно увязать современный аутсорсинг с облаками, которые также иногда воспринимаются некоторыми как некое вполне самостоятельное, отдельное от аутсорсинга явление. А с другой стороны, заставляет аналитиков изобретать длинные термины вроде “разработки и поддержки ПО”, чтобы как-то подчеркнуть тот факт, что создание ПО на заказ - это не только ограниченный во времени проект по написанию кода для конечного пользователя, но тоже своего рода сервис. Или, по крайней мере, оно должно бы им быть.
Третий по популярности у провайдеров аутсорсинга подход, опять же, не нов и восходит к идее того же великого экономиста 18-го века Адама Смита о “невидимой руке рынка”. Чем мельче провайдер аутсорсинга, тем, как правило, ему больше нравится тезис о том, что истинный аутсорсер должен быть независимым коммерческим игроком. Он может выполнять часть функций и бизнес-процессов внутреннего ИТ-подразделения заказчика, предоставлять ему современные услуги и сервисы, и, - самое главное, - должен на равных с остальными поставщиками участвовать в конкурентной борьбе. Даже самый легкий намек на любого рода “ангажированность” неизбежно снижает пыл и накал этой борьбы, а значит “кэптивный” аутсорсер не может быть по-настоящему эффективным и, строго говоря, аутсорсером в связи с этим считаться не имеет права. Морального, по крайней мере.
Чисто практическим недостатком последнего подхода является то, что он поощряет некоторых коммерческих провайдеров, - по возможности незаметно, - “раздувать” свои аутсорсинговые обороты, характеризующие их значимость на рынке аутсорсинга, включая в них те услуги и работы, которые было бы более правильным отнести к чисто проектной деятельности.
Можно было бы и дальше продолжать описывать сложившиеся не в теории, а в отечественной практике подходы к определению современного ИКТ-аутсорсинга, который, казалось бы, каждая компания может сегодня так или иначе трактовать в свою пользу . В то же время, похоже на то, что настоящего, полного удовлетворения ни одна из таких интерпретаций не приносит. Поскольку в ответ на просьбу рассказать о своих текущих аутсорсинговых проектах, вместо ответа довольно часто приходится слышать от представителей компаний встречный вопрос “А что вы понимаете под ИКТ-аутсорсингом?”.
Впрочем, следует признать, что любая компания, занимающаяся сегодня в России ИКТ-аутсорсингом, так или иначе уже ответила для себя на вопрос, зачем она это делает. И, наверняка, готова при необходимости обосновать, почему именно она аутсорсинговая. Как и везде, из общего правила бывают исключения. Об одном из них, особенно в контексте аутсорсинга для госорганизаций, имеет смысл остановиться поподробнее.
Пока независимые ИКТ-аутсорсеры спорят об определениях и тихо радуются тому, что оборот их отрасли наконец-то перевалил за отметку в $1 млрд, а аналитики с трудом, но все же пытаются найти немногочисленные госконтракты на аутсорсинговое обслуживание, которые тем достались, в РФ сегодня быстро растет достаточно масштабная структура, оборот которой уже давно на порядок превосходит, например, совокупную аутсорсинговую выручку всех прочих аналогичных ИТ-провайдеров вместе взятых.
Источник: tadviser.ru
В качестве игрока, участвующего в конкуренции на аутсорсинговом рынке, Ростелеком сам себя, по вполне понятной причине, не позиционирует, хотя весьма ощутимую часть его услуг и сервисов почти непроизвольно хочется назвать аутсорсинговыми. В то же время, для многих коммерческих компаний сама идея признать в качестве своего прямого конкурента быстроукрупняющегося национального оператора, присоединяющего к себе, в том числе, и материнскую компанию, а также попадающего в обозримом будущем фактически под прямое государственное управление, не нравится по чисто субъективным причинам.
Может быть, поэтому они часто предпочитают замкнуться со своими сомнениями по поводу определения ИКТ-аутсорсинга в себе и воспринимать РТК, преимущественно, в качестве крупнейшего телеком-оператора, незначительно уступившего по показателю выручки за 2011 г. лишь одной только компании МТС. Можно то же самое сказать и по-другому: РТК отбирает у аутсорсеров госзаказы, но конкурентом им не является лишь по той формальной причине, что не попадает под подходящее для этого особого случая определение аутсорсинга.
Наряду с вышеизложенным, одно лишь только то обстоятельство, что магистральный провайдер РТК заодно собрал в своем портфеле подавляющее число крупнейших аутсорсинговых госзаказов, оформленных как мероприятия в рамках госпрограмм, частно-государственное партнерство и т.д., - самым впечатляющим из которых, пожалуй, является проект по созданию общенационального облака, - как минимум, заставляет подумать об общей классификации и специфике оказания отечественных аутсорсинговых сервисов еще раз.
Вывод о том, что вместо рассмотрения технологических деталей оказания ИКТ-услуг, скрупулезного подсчета долей голосующих акций или же разбора условий, прописанных в госконтрактах, следует вернуться к базовому для любой отрасли понятию экономической эффективности, напрашивается сам собой. А с утверждением о том, что аутсорсером, - причем не по определению, а по жизни, - является тот, кому фактически достаются все крупнейшие аутсорсинговые госзаказы, - которые во многих развитых странах выполняют независимые коммерческие провайдеры, - спорить, конечно, можно, но довольно сложно.
ИКТ сегодня востребованы, государство выступает в качестве крупнейшего заказчика услуг аутсорсинга, а саму эту отрасль, по мнению аналитиков, в скором времени ожидает бурный и продолжительный рост. Причем, если взглянуть на динамику выручки РТК за последние годы, то начинает казаться, что этот рост уже начался. Текущую ситуацию на рынке аутсорсинга госуслуг сегодня можно попытаться кратко описать как “Ростелеком и все остальные”, что, чисто с точки зрения строгого соблюдения духа и буквы антимонопольного законодательства, конечно же, смотрится не очень хорошо. Поэтому то и следует всегда напоминать себе о том, что РТК – это, прежде всего, крупнейший в РФ провайдер самого стабильного, защищенного (по крайней мере, в теории), а значит и подходящего для потребностей ОГВ, канала связи - проводного.
Без дальнейшего развития ШПД громкие слова об информатизации, развитии электронных способов правления и демократичного взаимодействия с гражданами, а также прочих инновационных прелестях наступившего века ИКТ повисают в воздухе. И все достаточно хорошо понимают те достаточно очевидные причины, вроде потенциально возможной экономии от масштаба деятельности и пр., по которым РТК был выбран в качестве единственного исполнителя ряда госпрограмм, держателем базовых информационных госреесстров, неким гарантом соблюдения норм ИБ в госсекторе, системно концентрирующим ресурсы для выполнения общенациональной инфраструктурной задачи и выступающего, в частности, в роли своего рода ответственного за скрытую доселе от широкой общественности синергию межведомственного взаимодействия.
В качестве провайдеров услуг для конечных пользователей, которыми являются российские граждане, коммерческие и государственные компании и организации, выступают весьма тщательно отобранные РТК и хорошо известные, уже зарекомендовавшие себя партнеры. Их круг со временем будет расти и расширяться за счет привлечения рыночных разработчиков совместимых друг с другом, согласованно развиваемых под присмотром РТК сервисов. Все это будет увязано, например, не с локальными задачами снижения ИКТ-затрат отдельно взятого учреждения и пр., а с общегосударственной стратегией информатизации, включающей мониторинг и координацию достижения целевых показателей госпрограмм и т.д.
Пул таких качественно проработанных сервисов, - от услуг по организации HD-видеоконференций и поддержания систем экстренных вызовов для оперативных служб до развития системы СМЭВ и создания интегрированных с нею и между собой облачных СЭД, требующихся для полноценной реализации идеи с электронным правительством, - со временем поможет закрыть целый комплекс базовых инфраструктурных ИКТ-потребностей. Причем, подойдет не для одних только федеральных и муниципальных ОГВ, но и, фактически, для всего и вся: начиная с ЖКХ и медицины с образованием и заканчивая малым-средним бизнесом.
Более того, в конце длинного списка стратегических целей, преследуемых РТК, можно найти задачи, связанные со своего рода “экспортом” высокотехнологичного аутсорсинга не только в страны СНГ, но и с “экспансией” отечественных ИТ-продуктов и сервисов в страны дальнего зарубежья. РТК при этом отводится что-то вроде роли скромного, не особо выпячивающего себя гиганта, любезно подставляющего огромные плечи для своих маленьких трудолюбивых помощников, - SaaS-провайдеров, - которые и должны, по задумке, все вышеперечисленное проделать, дотянувшись при помощи РТК до мирового уровня.
Главный ресурс, который, теоретически, можно сэкономить, реализовав такую, достаточно затейливую комбинацию, - это, конечно же, время, Можно, например, быстро решить целый ряд проблем, характерных для начальных этапов формирования аутсорсинговой отрасли почти что в любой стране мира. Например, преодолеть незрелость рынка и низкую степень стандартизации услуг и пр. путем концентрации финансовых ресурсов и высококвалифицированных специалистов в одном месте, в рамках впечатляющего по своим масштабам государственном инсорсингово-аутсорсингого высокотехнологичного “ИТ-отдела”, в качестве которого фактически и выступает РТК.
“Ведомственный феодализм” в области ИКТ, а также наблюдающуюся на практике приверженность многих госорганизаций идеям “лоскутной автоматизации”, создания “ИТ-зоопарков” и дублирования затрат, можно побороть полу-административными методами, обязав их использовать тот или иной стандартный, простой в подключении, - даже для специалиста с квалификацией ниже средней, - ИТ-сервис к конкретной дате. Что, заодно, снимет и вопросы с неосведомленностью, неготовностью, нехваткой ресурсов, отсутствием кадров на местах и, в то же время, недоверием к стороннему провайдеру. А также разгрузит высшее руководство многих ОГВ от решения несвойственных ему задач, связанных с выбором вендора и оптимальной ИКТ-стратегии развития. Вдобавок к этому, - убережет его не только от непрофильной активности, но и от непродуктивной траты бюджетных ресурсов, позволив всецело посвятить себя решению задач государственной важности.
Следует заметить, что многие прогрессивно мыслящие госруководители уже неоднократно отмечали некую двусмысленность ситуации, когда государство формулирует все новые требования в области ИБ и защиты ПДн, предоставления электронных госуслуг и мн. др. и предъявляет их, в первую очередь, к своим же собственным ведомствам, хронически забывая при этом объяснить, где именно они могут найти необходимые ресурсы и компетенции, чтобы им соответствовать. Вполне возможно, РТК поможет, наконец, перестать нашему государству несколько парадоксальным образом требовать чего-то от самого же себя.
Впрочем не исключено, что госкорпорация РТК в рамках выполнения поручений правительства по созданию системы мониторинга и контроля по соблюдения целевого расходования средств, направляемых на информатизацию, придется решить уже другую нетривиальную задачу, занявшись, в том числе, и неким “самоконтролем”.
Проблему с недостаточной развитостью системы госстандартов в сфере ИКТ и ее фактически полу-рекомендательным характером, в принципе, можно в сжатые сроки попытаться разрешить при помощи внутренних требований и технических политик, принятых РТК. Ведь не соблюдя их, коммерческий поставщик не сможет воспользоваться его инфраструктурой, а значит и оказывать сервисы, получая за это вознаграждение. Облачная централизация имеет много других общеизвестных преимуществ в области техподдержки, развития и обновления решений, балансировки нагрузки и рационального использования мощностей, на чем подробно в данной статье останавливаться, пожалуй, большого смысла не имеет.
С точки зрения аналитиков, подобного рода концепция позволяет ответить на подавляющее большинство самых горячих вопросов, которые возникают в связи с масштабными процессами госинформатизации. Причем сделать это можно так, изложить все настолько убедительно, что в эти ответы невольно захочется поверить и втайне пожелать, чтобы все оно так и случилось. Укрупнение госструктуры, цели которой фактически совпадают со стратегическими целями государства в области ИКТ, действительно, выглядит логически безупречно, особенно в сегодняшних условиях вполне ощутимого дефицита всевозможных ресурсов и, в частности, мотивированных и квалифицированных ИТ-специалистов. Немного мешает до конца поверить в заведомую эффективность аутсорсинга “в исполнении государства” лишь ряд косвенных соображений и довольно малозначительных, на первый взгляд, обстоятельств, изложенных ниже.
Помимо прочего, повисает в воздухе и вопрос о том, что именно изменяется в сути предоставляемых клиентам аутсорсинговых услуг, если, скажем, у компании вдруг изменился состав акционеров и она стала государственной? И может ли такая госкомпания попасть в “слепое пятно” в поле зрения аналитиков коммерческого аутсорсингового рынка только на том одном основании, что она государственная?
Антон Степанов