|
|
Обзор подготовлен
История с массовым переводом российских школ на СПО в свое время наделала немало шума в прессе. Но ее итоги многим так и остались неизвестны. Есть ли у громкой "школьной" кампании ощутимые результаты?
Вопрос о переходе на СПО долгое время не уходил с первых страниц бумажных СМИ и топа сетевых новостных лент. “Доходят разные сигналы о внедрении свободного ПО в школах. Кто-то говорит, что все живое, однако я слышу и то, что в значительной мере эта работа заглохла, а многие ведомства продолжают покупать разрозненные программы, платят за это большие деньги,” - так высказался в июле 2010 г. по поводу проектов информатизации ряда учреждений социальной сферы Дмитрий Медведев, обобщив тем самым мнения и предчувствия, которые были уже тогда у очень многих.
Естественным образом заинтересовавшись итогами незаметно отошедшего после выборов на второй план мероприятия государственного масштаба, CNews попытался выяснить и проанализировать его практические, уже сейчас понятные для всех последствия.
В Стратегии развития информационного общества в РФ до 2011 г. (в рамках мероприятия «Обеспечение перехода общеобразовательных учреждений на использование разработанного пакета свободного программного обеспечения (ПСПО)») планировалось к концу 2010 г. перевести на СПО не менее чем половину ПК, 25% образовательных учреждений (ОУ) РФ, а к 2011 г. - довести долю таких ОУ уже до 35%. Какие цифры в этой связи можно привести сегодня, в конце 2012 г.? “По информации, предоставленной субъектами Российской Федерации на конец 2011 г., года данный показатель составлял 35,6%,” - ответили на этот вопрос CNews в пресс-службе Минобрнауки России.
Таким образом, целевой показатель, по всей видимости, достигнут. Можно предположить, что по итогам 2011 г. более трети ОУ самостоятельно установили СПО. Причем - не менее чем на половину имеющихся у них ПК. Вероятно, при этом подразумевается, что так или иначе они используют СПО в образовательном процессе.
В то же время понятно, что о полном и окончательном успехе мероприятия можно будет говорить лишь в том случае, если положительный эффект от применения СПО в российских школах окажется стойким, длящимся во времени. Так сказать, “пролонгированным” на 2012 и все последующие годы.
“В прошлом году Linux стоял у нас на половине недавно приобретенных школой компьютеров, - рассказал корреспонденту CNews московский школьник Андрей Романов. - На второй половине стояла операционная система (ОС) MS Vista. Linux изучали в основном на дополнительных занятиях по информатике. В начале этого года на все компьютеры установили “семерку” (MS Windows 7). Может быть, Linux где-то еще и стоит. Правда, про него в 2012 г. ничего уже не слышно”.
Попытки сделать обобщающие выводы о степени реальной популярности и распространенности СПО в школах, не опираясь на цифры и измеримые показатели, чреваты субъективизмом. Поэтому мы обратились в компанию «ПингВин Софтвер», которая является федеральным оператором технической поддержки СПО-решений и методической поддержки электронных образовательных ресурсов.
И получили развернутый комментарий: “Вся система школьного образования в какой-то момент ощутила серьезный толчок в сторону перехода на СПО, – вспоминает Дмитрий Фишелев, исполнительный директор «ПингВин Софтвер». - В частности, учителя информатики поняли, что это серьезное решение, поддерживаемое на федеральном уровне. И нужно двигаться в эту сторону. Причем, тогда обсуждалось скорее не то, нужно ли это делать, а то - как лучше это сделать. Затем последовала некоторая пауза, продлившаяся, к сожалению, весь 2012 г. Что учителей, к сожалению, несколько дезориентировало”.
По словам г-на Фишелева, сегодня снова появились и активизировались такие разговоры на темы, связанные с переходом на СПО, как: ”А, может быть, давайте обратно возвращаться? А, может быть, и не надо особенно на это дело напирать?”.
“Мы, безусловно, занимаем активную позицию по развитию направления СПО в школьном образовании. Обязательства в рамках государственного контракта исполняем добросовестно. В частности, если говорить лишь об одном только специализированном портале, то там сейчас зарегистрировано более 40 тыс. из примерно 65 тыс. российских школ, – привел цифры г-н Фишелев. – Должен также сказать, что за определенным всплеском интереса к школьному СПО, который мы наблюдали в предшествующие годы, последовал своего рода “классический“ спад. Как это обычно бывает: за “пиком” следует некий “провал”.
“Что будет происходить дальше – это вопрос. На мой взгляд ситуация могла бы быть гораздо лучше. Образование в России, - как впрочем и в большинстве других стран, - это довольно консервативная область с точки зрения методов, правил и конкретных приемов реализации учебного процесса. Традиционно школьные учителя ждут и рассчитывают на некий четкий и внятно сформулированный сигнал от государства, в том числе, от его федерального органа – Минобрнауки РФ,” – считает исполнительный директор федерального оператора в области “школьного” СПО.
Впрочем, надо признать, что о результатах перехода на СПО сложно говорить, отслеживая лишь текущую динамику числа обращений школ за “свободной” техподдержкой. Или даже опираясь на одни только агрегированные официальные статистические данные за 2012 г, которые станут известны, скорее всего, не раньше февраля следующего года.
Ведь, вполне возможно, что школьные пользователи стали более искушенными в делах СПО. И техподдержка по базовым вопросам установки и эксплуатации СПО с течением времени становится нужна им все меньше? А Linux они стали устанавливать в качестве второй операционной системы, которой пользуются не так уже и часто?
Вместо валовых показателей по миграции на СПО имеет смысл перейти к подсчету числа академических часов, определению доли учебного времени, уделенному изучению этой темы. А вместо перехода на СПО - пора уже начать говорить о чем-то другом. Например - о совместном использовании проприетарных и свободных программ в ходе изложения учебного материала в оптимальной для его донесения до учащихся пропорции.
Хочется выразить надежду, что в итоге все мы получим более подробные данные по всем аспектам реального применения СПО в школах. Тем временем, попытаемся порассуждать самостоятельно о тех промежуточных итогах, которые можно подвести прямо сегодня.
Сама по себе “чисто механическая” установка свободной ОС и пакета приложений на школьный компьютер, не используемый в ходе основного учебного процесса, - дело относительно несложное. Но, в значительной мере, лишенное своей содержательной части. Увлекательные наблюдения лишь за одними только “голыми” и “укрупненными” цифрами статистики можно образно назвать “синдромом Винни-Пуха”: CПО может достаточно быстро “войти” в российские школы. А затем - в любой момент, из них “выйти”.
Но в чем же практический результат? Нельзя ли было потратить бюджетные деньги, выделенные на СПО, более эффективно? Впрочем, некоторые такие результаты видны уже сегодня.
Достаточно лишь вспомнить о скандале федерального масштаба, разразившемся после того, как в 2006 г. тогдашний директор средней школы пермского села Сепыч Александр Поносов был заподозрен в установке контрафактного ПО на ПК. В ходе многолетнего разбирательства выяснилось, что все ПО, необходимое для сельской школы, было инсталлировано третьими лицами. Более того, перед учителем, в частности, извинились от лица государства, как он того и требовал.
Вместе с тем, попутно встал вопрос общего характера: что именно следует предпринять в отношении педагогов, все же, кое-где, использующих, порой, нелицензионное ПО? Причем часто делающих это отнюдь не от хорошей жизни. И как именно при этом нужно поступать в судебной практике с теми, кто не имеет возможности сослаться на третьих лиц, виновных в установке нужного учителям ПО?
Значительное снижение рядом проприетарных вендоров стоимости “школьных” лицензий, предложение ими дополнительных условий и новых схем легализации ПО - это важный и вполне очевидный, хотя и косвенный результат того, что для школ появилась альтернатива в виде СПО.
Нелегитимное использование софта в ОУ выглядело особенно неблагоприятно в связи со состоявшимся в августе 2012 г. вступлением в ВТО. А всем известный дефицит учительских кадров в значительной мере усугублял и без того запутанную ситуацию.
Сегодня же многим стало ясно, что педагоги не смогут больше сослаться на задержки с бюджетным финансированием и пр., чтобы попытаться найти оправдание своей “пиратской” деятельности в российских школах. Ведь теперь они могут использовать СПО, одним из полезных свойств которого является бесплатность дистрибутива.
Правоохранительные органы, имевшие достаточно отчетливо выраженную наклонность искать при проверках, в первую очередь, голографические наклейки на корпусе ПК и бумажные лицензии, стали значительно лучше осведомлены о том, что такое Linux и зачем он нужен, особенно - в ОУ.
Неоднократно разосланные по школам коробки со свободными дистрибутивами в конце концов появились во всех школах. Причем, вне всякой зависимости, скажем, от “толщины” канала, соединяющего ОУ с интернет. Их наличие послужило, в частности, дополнительным мощным сигналом для проверяющих, что СПО на школьных компьютерах установлено на законных основаниях.
Следует согласиться, что с такой, - чисто “правоохранительной”, - точки зрения, идея пристально отслеживать текущий процент фактического использования СПО стала уже не столь актуальна. Сам принцип и факт наличия альтернативы оказались гораздо важнее.
Головоломная задачка, которую в свое время сформулировал перед властями педагог Поносов, решена, - как это принято говорить на уроках геометрии, - полностью, причем - в общем виде. И большие деньги за это, по ряду вышеуказанных причин, платить государству не пришлось.
Помимо прочего, значительно развившиеся за последние годы облачные и другие технологии значительно упростили жизнь многим школам, уже имеющим стабильно работающий ШПД к сети интернет, в том числе, за счет возможности использования SaaS-сервисов, инфраструктурная часть которых построена на СПО.
”Разработка интегрированного комплекта СПО для школ помогла снять напряженность, связанную с возможностью уголовного преследования директоров за не всегда ясные для них нарушения. Создание возможности выбора свободного ПО, покрывающего все требования учебных стандартов, включающего современные серверные, а теперь уже облачные и мобильные технологии, его постоянное развитие и поддержка - главный результат этих лет,” - так сформулировал, возможно, основной по состоянию на сегодня итог многолетний кампании по внедрению СПО в школах Алексей Новодворский, зам. гендиректора компании ALT Linux, создавшей, в частности, СПО-дистрибутив, использующийся сегодня во многих российских ОУ.
Антон Степанов