|
|
Обзор подготовлен
Символом электронного документооборота, когда речь заходит об информатизации госсектора, несомненно стали электронные госуслуги. Реализация даже первой фазы этого проекта, в ходе которой была создана необходимая инфраструктура на федеральном уровне, сразу продвинула Россию на несколько десятков позиций в рейтинге электронных правительств, ежегодно публикуемом ООН.
Обычно законодательство является сдерживающим фактором для активного применения новых информационных технологий. В случае с введением госуслуг вся необходимая юридическая подготовка была проведена — обновлен закон об электронной подписи (63-ФЗ), был принят и после годичной отсрочки все-таки вступил в действие 210-ФЗ, основной закон, стимулирующий переход к электронным госуслугам. Следует признать, что никаких формальных препятствий на пути к электронным госуслугам на данный момент нет.
Но именно сейчас они несколько забуксовали. Спустя 1,5 месяца после вступления в силу 210-ФЗ, правительство РФ решило подвести первые итого и подсчитало число запросов министерств и ведомств субъектов РФ к федеральным электронным сервисам, реализованным в рамках СМЭВ. Всего с 1 июля по 12 августа 2012 г. таких обращений было зафиксировано почти 3,8 млн. Однако, при внимательном рассмотрении оказывается, что 90% всех обращений генерируют всего 8 субъектами из 83, т. е. на 90% территории России СМЭВ фактически не работает, и электронными госуслугами никто не пользуется.
Конечно, говоря о таком масштабном сдвиге парадигмы в отношениях граждан с государством (ибо называть внедрение электронных госуслуг сугубо техническим проектом было бы неправильно), судить о его результатах через полтора месяца явно преждевременно. Чтобы электронные госуслуги стали частью повседневной жизни, должно пройти больше времени, и люди, и чиновники должны привыкнуть к новой реальности.
На текущий момент можно назвать несколько причин, как технического свойства, так и чисто психологических, которые препятствуют более быстрому движению страны в этом направлении.
В первую очередь, препятствием является низкая техническая оснащенность на уровне муниципалитетов. В контексте госуслуг это как раз то, что связисты называют «последней милей» - как бы хорошо ни работали федеральные сервисы, если у получателя услуги нет технической возможности к ней обратиться, то чуда не произойдет, показатели сами собой не улучшатся.
«Федеральные органы власти оснастили, по докладу чиновников, все свои информационные системы соответствующими web-сервисами. Региональные – пока точно сказать не могу. Муниципальные – точно нет. А поскольку ведомствам запрещено запрашивать у граждан данные, которые хранятся в архивах других ведомств, для большинства тех, кто не оснащен информационными системами, работы прибавилось», - рассказывает Александр Карпачев, президент «Корпорации Парус».
Решать эту проблему тем же способом, каким шла автоматизация на федеральном уровне в ходе реализации ФЦП «Электронная Россия» — т. е. созданием полноценной информационной инфраструктуры в каждой организации, разработке прикладных решений и последующей их интеграции с региональными и федеральными системами, очевидно, не стоит. К счастью, за это время появились облачные технологии, которые позволяют решить проблему «последней мили» путем подключения муниципалитетов к облачным сервисам национальной платформы О7, которые развертывает на своих ЦОДах Ростелеком.
Конечно, и здесь все не безоблачно. Хотя назначение Ростелекома в качестве единого национального оператора инфраструктуры электронного правительства в целом признается экспертами правильным, тем не менее нельзя отрицать, что есть конфликт Ростелекома с ИТ-рынком. Национальный оператор не должен препятствовать свободной конкуренции разработчиков облачных сервисов. Но это уже скорее административная проблема, чем техническая.
Другая крупная (и, возможно, недооцененная) техническая проблема — необходимость модернизации внутренних информационных систем, включая различные ведомственные базы данных и СЭД для их работы в режиме интеграции со СМЭВ. Здесь дело не ограничивается экспортом-импортом данных, нужна некая внутренняя перестройка бизнес-процессов и логики обработки данных, чтобы все системы стали работать согласованно.
Системные аналитики называют эту задачу Impact Analysis – анализ влияния изменений, которые вы собираетесь провести в системе и как на это отреагируют отдельные ее части. Переход к электронным госуслугам так или иначе затронет все государственные информационные системы, и скорее всего, их модернизация и взаимная интеграция потребует гораздо больше времени и ресурсов, чем это можно было предположить. Поэтому мгновенных результатов требовать не стоит, надо вести планомерную работу.
За время эксплуатации разрозненных ведомственных информационных систем в них накопилось большое количество данных. Эти данные могут содержать ошибочные или устаревшие сведения, могут применяться разные системы кодирования и классификации метаданных. Все это начинает играть существенную роль при интеграции систем, что сейчас и происходит в связи с внедрением СМЭВ.
Опыт по очистке данных гораздо более ценен, нежели ускоренное внедрение межведомственного документооборота, поставляющего некорректные данные. Грязные данные приведут к невозможности отказа от бумаги и лавине повторных запросов, и, может быть, даже судебных процессов.
Работа по очистке данных требует использования специализированного ПО и, неизбежно, достаточно больших затрат ручного труда. Скорее всего, эти статьи расходов в бюджете многих ведомств предусмотрены не были, потому что обосновать их заранее, до наступления какого-либо инцидента по причине некорректных данных, едва ли возможно.
Но ведь в итоге важно создать работающую систему, а не просто поставить галочку о подключении РСМЭВ к федеральной СМЭВ, поэтому работа по очистке данных все равно необходима.
В деле всегда есть две стороны: получатель услуги, гражданин или представитель юрлица и сотрудник органа госвласти, который должен эту услугу предоставить. Следует констатировать, что обе стороны в своей массе не готовы к электронному взаимодействию. И какие бы ресурсы сейчас не были бы брошены на улучшение юзабилити порталов госуслуг, чуда не произойдет — люди не станут ими пользоваться ежедневно.
Основной барьер на этом пути представляет низкая компьютерная грамотность населения, особенно в регионах. В многих регионах это уже увидели и развернули различные программы обучения граждан основам пользования ИКТ для формирования социального заказа на информатизацию. Поддерживающую функцию выполняет и социальная реклама информатизации, которая объясняет и показывает возможности порталов госуслуг.
В одних регионах, как, например, в Республике Коми, эта работа организована как волонтерское движение с привлечением студентов, которые помогают своим соседям и другим людям освоить базовые навыки работы с компьютером на примере госуслуг. В Нижегородской области в рамках проекта «Электронный гражданин» организованы компьютерные курсы, которые ведут преподаватели местного университета. Внедрение этой программы на государственном уровне идет в 47 странах мира и, в том числе, в 5 регионах России, кроме Нижегородской области еще в ХМАО-Югре, Республике Мордовия, ЯНАО и Краснодаре. Всего в России уже обучено более 40 000 социально незащищенных граждан.
Аналогичные программы реализуются и в других регионах: «Расширяя горизонты» (Тюменская обл.), «Старшее поколение» (Свердловская обл.), «Электронный житель Самары» (Самарская обл.).
На стороне государства тоже нужна разъяснительная работа, одними приказами и директивами не получится заставить сотрудников работать по-новому. Саботаж внедрения информационных технологий со стороны персонала — явление очень распространенное, и не только в России. Так, например, известен случай, когда при внедрении новой системы управления финансовыми документами на железных дорогах Бельгии, в день запуска системы почти половина сотрудников финансовой службы не вышла на работу, сказавшись больными, взяв отпуск или по какой-то еще причине. Служащие крупных организаций во всем мире похожи, они по возможности избегают любых перемен.
Поэтому повышение квалификации государственных служащих является необходимым условием для повышения эффективности предоставления электронных государственных услуг.
Станислав Макаров