|
|
Обзор подготовлен
Главным российским ИТ-проектом последних лет стал переход к оказанию государственных услуг в электронном виде.
С 1 июля 2012 г. существенно изменился формат взаимодействия потребителей государственных услуг и чиновников. Согласно федеральному закону 210-ФЗ, органы власти при предоставлении госуслуг лишаются права требовать с обратившихся граждан или юридических лиц документы, которые они могут получить самостоятельно из других ведомств.
Для обмена документами с 2010 г. создается система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Она должна связать между собой все федеральные, региональные и муниципальные органы власти. За разработку системы отвечает Минкомсвязи и ИТ-департамент Правительства. Патронировал проект лично Владимир Путин, занимавший до мая 2012 г. пост премьер-министра.
«С 1 июля 2012 г. на электронное межведомственное взаимодействие должны перейти все регионы, а также муниципалитеты, - говорил Путин на совещании в сентябре 2011 г. - То есть мы сформируем к этому времени или должны сформировать действительно целостную систему в масштабах всей страны, и тогда эта система должна будет заработать в полном объёме».
Ранее новую схему работы чиновников планировалось запустить еще летом 2011 г. Но срок был перенесен на год.
Обмениваться данными через СМЭВ органы власти должны в двух направлениях. Если заявитель запрашивает федеральную услугу, то территориальное подразделение федерального органа власти в случае необходимости должно иметь возможность получить сведения из регионального органа и (или) органа местного самоуправления. В случае, если заявитель обращается за региональной или муниципальной услугой, чиновники должны суметь получить сведения в федеральном органе.
Сведения, которые федеральные органы власти должны предоставлять региональным органам и органам местного самоуправления в рамках оказания госуслуг, определялись экспертами Минэкономразвития. Всего таких сведений (в терминологии чиновников) было отобрано 135. Из них 110 должны были предоставляться в электронном виде через СМЭВ.
На 19 июня 2012 г., согласно данным мониторинга Высшей школы экономики (ВШЭ), который осуществляется на основании открытых данных технологического портала СМЭВ, для передачи в электронном виде было доступно всего 67 сведений. 13 федеральных ведомств из 33 не вывели в стадию промышленной эксплуатации ни одного сервиса по предоставлению сведений. Наибольшее число сервисов из самых отстающих должны были предоставлять Минобороны (7) и ФСБ (4).
Например, военное ведомство по запросу других органов власти в электронном формате должно выдавать документы, подтверждающие факт прохождения службы или увольнения, справки о получении пенсии проходившим службу в органах внутренних дел, справки об общей продолжительности службы и др. ФСБ, в свою очередь, должно в электронном виде предоставлять данные о смерти необоснованно репрессированных лиц, сведения о гибели своих сотрудников при исполнении обязанностей и др. Федеральных ведомств, сумевших к середине июня 2012 г. вывести 100% положенных им сервисов «в продуктив», также насчитывается 13. Среди них ФМС (7), ФСИН (6), Ростехнадзор (4) и др. Близки к полной готовности ФНС (10 из 11 необходимых сервисов) и Росреестр (8 из 10).
Для передачи в электронном формате в обратную сторону – от региональных к федеральным органам власти – было утверждено 38 сведений. Для 35 из них ответственные федеральные органы утвердили унифицированные форматы сервисов. Таким образом, к 1 июля 2012 г. необходимо было создать по 35 сервисов для всех 83 регионов России, т.е. их общее число должно было составить 2905. По данным технологического портала СМЭВ, на 20 июня 2012 г. федеральным органам доступны только 3 региональных сервиса (2 в Волгоградской области и 1 в Орловской).
Упрощенная схема СМЭВ (данные на 19.06.2012)
Источник: CNews Analytics, ВШЭ
Активную работу с регионами ведет Росреестр. Его сервисы по регистрации прав на недвижимость и кадастровый учет недвижимого имущества являются самыми популярными среди тех услуг, за получением которых граждане обращаются в федеральный орган, а тот в свою очередь запрашивает дополнительные данные у региональных структур.
Еще одна проблема кроется в том, что региональным сегментам СМЭВ нужно не только уметь передавать данные в федеральные органы власти, но и обрабатывать сведения, полученные от них. На 20 июня 2012 г. 12 регионов не обеспечили получение ни одного федерального сервиса из существующих 67. Больше всего таких регионов в Центральном федеральном округе. Среди них Белгородская, Брянская, Владимирская, Калужская, Костромская, Рязанская и Тульская области.
Лидирующие и отстающие регионы по доле федеральных сведений, принимаемых в электронном виде, на 19.06.2012 г.
Регион | Доля федеральных сведений, которые способен принимать регион в электронном виде (из 67 возможных), % |
Амурская область | 68,66 |
Архангельская область | 56,72 |
г. Санкт-Петербург | 56,72 |
Астраханская область | 55,22 |
Оренбургская область | 55,22 |
… | |
Брянская область | 0 |
Владимирская область | 0 |
Калужская область | 0 |
Костромская область | 0 |
Рязанская область | 0 |
Тульская область | 0 |
Белгородская область | 0 |
Республика Северная Осетия — Алания | 0 |
Республика Ингушетия | 0 |
Новгородская область | 0 |
Псковская область | 0 |
Чукотский автономный округ | 0 |
Источник: CNews Analyti>cs, ВШЭ
Лидерами среди регионов на 19.06.2012 г. стали Амурская (46 сервисов из 67, доступных с федерального уровня), Архангельская (38), Астраханская (37), Оренбургская (37) области и Санкт-Петербург (38).
Тем не менее, о переносе сроков вступления в силу 210-ФЗ не могло быть и речи, и с 1 июля 2012 г. федеральные и региональные ведомства начали использовать систему межведомственного электронного взаимодействия.
Спустя 1,5 месяца правительство РФ решило подвести первые итоги и подсчитало число запросов министерств и ведомств субъектов РФ к федеральным электронным сервисам, реализованным в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Всего с 1 июля по 12 августа 2012 г. таких обращений было зафиксировано почти 3,8 млн.
Подсчет числа обращений через СМЭВ показал, что лидером по интенсивности работы с федеральными сервисами является Челябинская область. На ее долю пришлось более 725 тыс. запросов, т.е. почти пятая часть всех обращений. Всего более 100 тыс. обращений насчитывается у 8 субъектов. Интересно, что суммарно на их долю приходится более 89% таких взаимодействий.
Если же в число лидеров включить регионы, перешагнувшие барьер в 10 тыс. обращений к СМЭВ, то число таких субъектов достигнет 16 (все они перечислены в таблице), а суммарная доля их запросов превышает 98%. Напомним, что всего в России 83 региона.
Число запросов министерств и ведомств субъектов РФ
к федеральным электронным сервисам на 12.08.2012 г.
№ | Регион | Общее количество обращений к сервисам ФОИВ с 1.07.2012 по 12.08.2012 |
1 | Челябинская область | 725184 |
2 | Еврейская автономная область | 696012 |
3 | город Москва | 551594 |
4 | Республика Калмыкия | 487642 |
5 | Республика Мордовия | 475783 |
6 | Ямало-Ненецкий автономный округ | 180101 |
7 | Самарская область | 146148 |
8 | город Санкт-Петербург | 140763 |
9 | Волгоградская область | 99448 |
10 | Липецкая область | 51168 |
11 | Тамбовская область | 45490 |
12 | Красноярский край | 42806 |
13 | Томская область | 30388 |
14 | Забайкальский край | 28868 |
15 | Калининградская область | 12283 |
16 | Тульская область | 10482 |
Источник: Правительство России, interfax.ru
Интересно, что Москва в рейтинге заняла только третье место, Санкт-Петербург – восьмое, а передовой, как принято считать, Татарстан оказался на 39 строчке. От этого региона к федеральным сервисам было всего 270 обращений.
Ни одного обращения не было зафиксировано от 13 регионов, в числе которых Белгородская, Брянская, Калужская, Костромская области, республики Ингушетия, Коми и Марий Эл.
В другом рейтинге правительства, составленном по данным самих субъектов, у этих регионов также, как правило, не очень высокие показатели. Например, Марий Эл передала данные о том, что из ее собственных сервисов для промышленной эксплуатации не было одобрено ни одного. Заметное исключение составляет Брянская область, заявившая о 100% промышленной эксплуатации своих сервисов и 79% оттестированных федеральных.
Однако правительство не намерено отказываться от своего главного ИТ-проекта. 4 сентября 2012 г. президент России Владимир Путин провел рабочую встречу с министром связи и массовых коммуникаций Николаем Никифоровым. В ходе встречи обсуждались вопросы оказания государственных услуг населению в электронном виде.
Путин напомнил, что с 1 июля к реализации закона об оказании услуг населению в электронном виде присоединились региональные власти и поинтересовался у министра связи о состоянии дел в этой сфере.
По словам Никифорова, работа началась крайне неравномерно. «По статистике, мы сегодня видим регионы-лидеры, в которых большое количество информационных запросов в электронном виде, которые означают, что человек уже не ходил ногами, не собирал бумажные справки и был избавлен от избыточных посещений различных инстанций – министерств, ведомств и так далее. Видим регионы, где эта работа только начинается», отметил министр и добавил, что «закон в любом случае на стороне жителей».
«И те регионы, те чиновники, которые сегодня ещё не готовы с технической точки зрения к осуществлению этой работы, просто вынуждены собирать эти справки уже в бумажном виде сами. Не жители бегают за сбором этих документов, а это делают сами государственные структуры. Таким образом, это бремя возложено на них», - пояснил он.
Министр также посетовал, на проблему цифрового неравенства. «Дело в том, что если мы берём город Москву, то сегодня примерно 6 из 10 домохозяйств уже имеют подключение к сети, соответственно, жители в комфортном режиме могут воспользоваться теми же самыми электронными услугами. В целом по стране это скорее 3 из 10 домохозяйств – около 30%. И этот разрыв нам предстоит устранить», - сказал Никифоров.
Помимо этого, речь зашла о проблеме сохранности персональных данных. По словам главы Минкомсвязи, несмотря на то, что законодательство в этой сфере принято, серьёзных штрафных санкций к операторам персональных данных, действенного механизма привлечения их к административной ответственности сегодня нет. «Поэтому подготовлен целый комплекс нормативных актов, который позволит структуре, ответственной за контроль в этой сфере – это Роскомнадзор, дать дополнительные полномочия в части привлечения к ответственности», - отметил министр.
«Сегодня эта процедура растягивается на много этапов: Роскомнадзор делает предварительную проверку, передаёт её в прокуратуру, потом этап суда. За это время зачастую мы уже выходим за срок исковой давности. Мы хотим эту процедуру максимально ужесточить, тем самым показать всем тем, кто обрабатывает персональные данные (а это около 300 тыс. различных юридических лиц в нашей стране), что в нашей стране информация, особенно персональные данные населения, – это большая ответственность, в том числе финансовая. И пока этот механизм не заработает, конечно, отношение будет соответствующее. Такие поправки на нормативный акт уже подготовлены. Мы рассчитываем на их скорейшее принятие», - рассказал Никифоров.
Президент поинтересовался, какова ответственность региональных властей, если они не развивают электронные госуслуги.
Никифоров рассказал, что предусмотрены административные штрафы – несколько десятков тысяч рублей за каждый факт затребования неправомерной справки с жителя. «Таким образом, если то или иное должностное лицо в течение дня несколько десятков раз неправомерно требовало ту или иную справку, то, соответственно, набегает очень приличный административный штраф», - пояснил министр.
В заключение Владимир Путин напомнил о необходимости отслеживания ситуации с предоставлением электронных госуслуг населению. «Нужно своевременно получать информацию о том, что происходит в стране по этому вопросу, промониторить и проанализировать. После этого я вас прошу сделать соответствующее предложение, если нужно будет что-то поправить в действующем законе, для того чтобы он работал эффективно. Держим этот вопрос на контроле», - отметил президент.
Переход к оказанию электронных государственных услуг – не единственный ИТ-проект, инициированный на государственном уровне и способный затронуть интересы всех граждан России.
Как заявил министр связи Николай Никифоров, его ведомство совместно с Федеральной миграционной службой (ФМС) прорабатывает проект общегражданского паспорта нового поколения. «Новое пластиковое удостоверение с чипом видится нам также заменой пенсионного удостоверения, полиса обязательного медицинского страхования, - говорит министр. Ранее точно такой же функционал планировалось реализовать на универсальной электронной карте (УЭК).
«Раз мы говорим про удостоверение личности, то за выдачу должен отвечать орган госвласти, - заявил Никифоров CNews. – Также при работе через ФМС будет решена проблема выдачи карт в субъектах федерации, где проект УЭК сталкивается с недостатком финансирования». Напомним, что еще в конце августа вице-президент являющегося основным двигателем УЭК «Сбербанка» Виктор Орловский заявил, что банк не отказывается от идеи такой карты и готов с начала 2013 г. начать выдавать их через собственные отделения, если это будет необходимо. Никифоров говорит об ориентировочном сроке выдачи пилотных паспортов ФМС через 1,5-2 года.
Про инициативу Минкомсвязи и ФМС знает и собеседник CNews, знакомый с проектом и проходившим у главы ФМС Константина Ромодановского совещанием. «Кроме представителей ведомств в нем участвовали Гознак и «Ростелеком», - рассказывает он. – Совещания еще продолжаются, но позицию о том, что такой электронный паспорт нужно делать, уже высказали в Администрации президента в своем официальном письме. ФМС создаст концепцию проекта и предоставит уже работающую инфраструктуру паспортно-визовых документов нового поколения (прим. CNews - ПВДНП, паспорта обычного формата с чипированной пластиковой страницей). Кроме того ФМС уже выпускает пластиковые карты мигрантов, больших доработок не потребуется».
Роль «Ростелекома», по словам собеседника CNews, будет состоять в гарантированном доступе по записанной на карте электронной подписи (ЭЦП) к инфраструктуре электронного правительства через единую систему авторизации. Она работает, например, на федеральном портале госуслуг. «Планируется, что вместе с таким новым паспортом гражданин получит и учетную запись для получения электронных госуслуг, - продолжает он. – Сейчас это параллельный проект с УЭК, но удостоверение личности будет одно, и выдаваться оно будет некоммерческой организацией. Возможно, универсальная карта будет развиваться как коммерческий проект для оплаты ЖКХ и т.п.»
Что касается затрат на электронные карты ФМС, то, по данным собеседника CNews, бюджетное финансирование проекта сейчас не предусмотрено. Он будет окупаться пошлинами, которые граждане платят при получении паспорта