|
|
Обзор подготовлен
С 1 июля 2012 г. российские чиновники лишились права требовать от граждан предоставления множества справок (исключение составляют документы личного хранения и пр.). Теперь они обязаны самостоятельно получать их из других госведомств. Выполнить это требование госслужащим поможет СМЭВ – наиболее масштабный ИТ-проект государства, итоги реализации которого смогут оценить все россияне.
Пожалуй, главное, с чем до сих пор ассоциировался проект СМЭВ - это неоднократный перенос сроков и существующие преимущественно на бумаге результаты. В частности, федеральные сервисы в рамках СМЭВ должны были заработать еще в июле 2011 г. Весной 2012 г. на технологическом портале системы межведомственного электронного взаимодействия уже можно было найти больше сотни различных сервисов.
“Все говорят, что сервисы доступны. К 1 марта было обещано запустить 165 федеральных сервисов. Но когда администрация региона запрашивает их подключение, она почему-то не может получить результата, - рассказывал Евгений Червяков, заместитель генерального директора компании «Электронные Офисные Системы», выступая на конференции «Весенний документооборот – 2012» в начале апреля 2012 г. - На данный момент у нас работают сервисы ФНС (за исключением сервиса 3-НДФЛ, который еще не создан на федеральному уровне) и Росреестра. Со всеми остальными федеральными органами ситуация такова, что либо сервис не создан, либо же к нему нет доступа”.
1 июля 2012 г., «опустившись» на уровень местного самоуправления, 210-ФЗ стал обязательным для всех ОГВ. К этому моменту нужно было запустить 35 сервисов для каждого из 83 регионов, то есть 2905 штук. По состоянию на 20 июня 2012 г. работало только 3 таких сервиса или 0,1% от требуемого количества. СМЭВ оказалась под угрозой превращения в очередной “предвыборный” ИКТ-проект с не до конца понятными результатами и неясными перспективами. Однако государство проявило несколько несвойственную ему ранее настойчивость и последовательность, что, пожалуй, и сделало СМЭВ главным проектом страны инфраструктурного масштаба.
«Единственный реально работающий проект на сегодня из всех запущенных федеральных программ – это СМЭВ», - уверен Андрей Бурин, руководитель направления целевых программ департамента по работе с госсектором компании «Форс».
«Президентом и правительством задан вектор развития, мы видим естественный, эволюционный процесс. Конечно, на текущий момент какие-то услуги организованы (и оказываются) лучше, что-то пока находится в тестовом режиме, где-то исправляются ошибки. Тем не менее, в целом можно с уверенностью говорить об успешном ходе реализации поставленных задач», - согласен с ним Александр Гольцов, генеральный директор «АМТ-груп».
Технологический портал СМЭВ, как и год назад, производит двойственное впечатление. Сводную аналитику найти на нем крайне затруднительно. Тем не менее, судя по косвенным признакам, работы по построению СМЭВ ведутся достаточно активно.
На технологическом портале СМЭВ можно найти курьезы,
вроде дважды становившихся доступными сервисов
Окончательное подтверждение этим догадкам можно найти на официальном ресурсе для размещения данных еженедельного мониторинга перехода на межведомственное взаимодействие. Согласно приведенным там данным, по состоянию на 12 ноября 2012 г. в 56,1% регионов подключены к РСМЭВ 100% органов местного самоуправления (ОМСУ). Одновременно, 19,5% регионов удалось наладить электронное взаимодействие менее чем с 50% ОМСУ.
Структура РСМЭВ по доле подключенных ОМСУ
Источник: CNews Analytics, 2012
Явными аутсайдерами процесса интеграции выглядят Магаданская область и Республика Калмыкия, где пока удалось подключить лишь 2% муниципалов. Но в среднем по стране, подавляющее число госорганов (около 80%) имеют техническую возможность взаимодействовать между собой электронным способом.
Данные с технологического портала СМЭВ пытаются сейчас анализировать и в Центре региональных программ Высшей школы экономики (ВШЭ). Согласно приведенным там данным мониторинга готовности субъектов РФ к предоставлению государственных услуг в режиме межведомственного взаимодействия, по состоянию на 3 октября 2012 г. доля документов федеральных органов исполнительной власти, которые в субъекте РФ можно получить в электронном виде, составляет около 70%.
Впрочем, существуют и другие мнения по этому поводу. Хуже всего дело пока, пожалуй, обстоит с мониторингом фактического использования СМЭВ. «На сегодняшний день основное наполнение СМЭВа - это сервисы ФНС, кроме них практически ничего не работает», - поделился своим мнением с CNews Геннадий Копаев, руководитель направления по работе с органами госвласти компании КСК.
Действительно, попытки составить рейтинги по регионам, исходя из валового числа обращений к СМЭВ, уже не раз приводили к парадоксальным итогам, когда в лидеры списка вырывались области и округа, предположительно, “раздробившие” общее число таких обращений на составляющие их транзакции, каждая из которых учитывалась отдельно. По крайней мере, более понятных объяснений их лидерства найти не удалось.
Впрочем, отсутствие подключения к региональному или федеральному сегменту СМЭВ никак не освобождает чиновников от ответственности за нарушение 210-ФЗ. Это еще раз подтвердил Николай Никифоров, глава Минсвязи РФ, сообщивший 4 сентября 2012 г. президенту РФ о том, что чиновникам «придется собирать справки за самих жителей, придется делать это на бумаге, и физически освоить такой объем работы невозможно. Предусмотрены административные штрафы, причем они достаточно серьезные – несколько десятков тыс. руб. за каждый факт затребования неправомерной справки с жителя».
«Нужно своевременно получать информацию о том, что происходит в стране по этому вопросу, промониторить и проанализировать. После этого я вас прошу сделать соответствующее предложение, если нужно будет что-то поправить в действующем законе, для того, чтобы он работал эффективно. Держим этот вопрос на контроле», - ответил министру Владимир Путин.
Красным цветом на 210.gosuslugi.ru показаны субъекты с наибольшим
числом предполагаемых нарушений 210-ФЗ
Как и предположил г-н Никифоров, случаи нарушений 210-ФЗ были зафиксированы. Так, 3 октября 2012 г. Серафима Иванова сообщила на одном из появившемся для фиксации подобных жалоб сайтов о том, что в Федеральной миграционной службе Ставропольского края с нее затребовали справку из налоговой. Однако до судебного разбирательства гражданка Иванова доводить дело не стала. Как, впрочем, и множество других россиян, которые обратились с подобного рода жалобами. Их число на одном только портале 210.gosuslugi.ru, уже приближается к 1000 человек.
Таким образом, давление, оказываемое сегодня государством на своих чиновников, носит преимущественно психологический характер, поскольку случаи привлечения их к ответственности за имеющиеся нарушения требований 210-ФЗ пока неизвестны. Однако приведенные выше цифры свидетельствуют, что работы в направлении подключения к СМЭВ в результате предпринятых мер значительно активизировались.
Хотя полной уверенности в окончательном успехе СМЭВ, пожалуй, еще нет, можно сделать определенные выводы.
Поначалу СМЭВ была воспринята некоторыми чиновниками как некоторое подобие “Электронной России”, основным и наиболее понятным итогом которой стало, пожалуй, лишь то, что она заложила некие предпосылки для всего последующего.
Однако позже выяснилось, что СМЭВ выгодно отличается от многих других, фактически спущенных на тормозах госинициатив тем, что власть взялась за нее всерьез и продемонстрировала решимость довести дело до конца. Помощи в составлении технологических карт, требованиям назначить ответственных в регионе и другим подобным мерам сопутствовало введение административной ответственности за невыполнение поставленных задач, причем на исполнительском уровне.
Кроме того, после того, как разговор об обслуживании граждан перешел от прописывания для них процедур общения с государством к оценке результатов этого общения, у чиновников появился стимул упростить и сократить объем бумажной работы, которую вынуждены выполнять госслужащие.
Также можно предположить, что политика “постепенного закручивания гаек”, по сути, является неким прототипом того, как дальше будут реализовываться другие госпроекты, значительная часть которых сегодня, как и во времена оны, находится в невнятно-вялотекущем состоянии.
По сути, СМЭВ является одним из первых проектов, претендующих на то, чтобы дойти, наконец, до “стопроцентной” финишной отметки. А возможность надеяться на это стала, пожалуй, одним из главных событий уходящего 2012 г. в сфере информатизации госсектора.
Антон Степанов