|
|
Обзор подготовлен
Успехи в международных рейтингах, показывающих прогресс в деле построения информационного общества, а также определенный кредит доверия той части населения, которая оказалась перед выборами в той или иной мере завороженной открывающимися перспективами в области внедрения СПО, построения облачной и высокотехнологичной госмедицины, модернизации ЖКХ и интеллектуализации транспортных систем, ГЛОНАСС-навигации, повышения уровня безопасности и многих других общеизвестных сферах - все это вещи, которые так же легко получить, как и достаточно быстро потерять за неимением возможности продемонстрировать внятный результат.
Шумная предвыборная кампания по рассылке СПО по школам привела к таким вот результатам: на конец августа 2011 г. нормативно-отчетный показатель по установке СПО на школьные компьютеры составил 42,5%, на конец 2011 г. - 35,6%. То есть с началом учебного года он ощутимо упал.
По ощущениям практиков, этот показатель продолжил свое падение и в 2012 г. Чтобы получить реальное представление о степени фактического использования СПО в ходе основного учебного процесса, достаточно бегло перелистать первый попавшийся под руку учебник информатики.
Таким образом, взятая для примера тема со школьным и прочим СПО социального назначения сегодня только ждет своего продолжения, которое, возможно, последует в рамках перевода на свободное ПО госсектора, развития НПП, реализации с новой силой продекларированных планов по импортозамещению и пр. Наиболее же ощутимые текущие "социально-инфраструктурные" итоги по этой части сводятся к тому, что госинициатива с СПО, вполне ожидаемо, стала хорошим поводом для очередной закупки оборудования, которая, наверняка, завершится где-то ближе к концу года. Примерно то же можно сказать и о предстоящей в декабре реализации базовых, начального уровня элементов вроде электронной записи к врачу вместо запуска комплексных ИКТ-систем в медицине.
Подобного рода "убедительными результатами" очень многих громко начавшихся, но тихо стушевавшихся впоследствии госпрограмм можно исписать не одну обзорную статью. Исключения, конечно же, тоже есть, особенно если вспомнить о масштабном инфраструктурном проекте в Сочи, срок исполнения которого нельзя, как уже стало привычным в российской практике, "сдвинуть", по вполне понятной, впрочем, причине.
СМЭВ снова возникает перед мысленным взором аналитика, пытающегося выделить то главное, что происходит сегодня в сфере информатизации госсектора, потому что очень многие инициативы в рамках "Информационного общества" оказались фактически завязаны на успешное завершение инфраструктурного СМЭВ-этапа.
Ведь без этого, например, не сможет полноценно наполниться сервисами и заработать портал госуслуг. Да и УЭК, которую пытаются запустить вновь и вновь, тоже окажется для большинства граждан без особой надобности.
"Мы активно сейчас работаем в направлении создания СМЭВ, и одна из таких инициатив - разработка системы "Оружие МВД". Она позволяет вести учет гражданского, служебного и боевого ручного стрелкового оружия и его владельцев. В частности, наша компания участвует в проекте предоставления госуслуг на базе этой системы с целью выдачи лицензий, разрешений на хранение оружия, различных справок, контроля прохождения экзаменов и так далее, - приводит один из многочисленных примеров очевидно нужных, но неработающих пока сервисов Борис Косенков, директор Центра решений для госсектора компании "РДТех". - Это, в том числе, предусматривает межведомственное взаимодействие для получения дополнительной информации. И, на мой взгляд, именно в этой части система межведомственного электронного взаимодействия не очень хорошо реализована и находится, скорее, в зачаточном состоянии. Это очень правильная и нужная инициатива, однако в том виде, как была запланирована, сейчас она фактически не работает."
Системы ЭДО в госорганах, все чаще выступающих сегодня в качестве "последней мили" информатизации госведомств при помощи СМЭВ, можно отнести к той же категории. "Непосредственно СЭД редко подключается к СМЭВ, если она используется только для задач электронного документооборота. Если же на базе ECM-системы внедряется не только СЭД, но и система исполнения регламентов предоставления госуслуг, в этом случае подключение к СМЭВ обязательно, - поделился с CNews Тимур Меджитов, руководитель направления по работе с органами власти Directum. - Мы в своей практике сталкивались, в первую очередь, со слабой документированностью технических тонкостей подключения к СМЭВ. Но это можно назвать особенностью переходного периода на межведомственное взаимодействие, когда сами технологические процессы подключения только отлаживаются".
Без инфраструктуры в виде СМЭВ невозможно предоставить гражданам полный пакет госсервисов
Источник: Приложение "Госуслуги" от "Ростелеком",2012
Обобщая, можно предположить, что бросающей настоящий вызов аналитику задачей сегодня является не поиск все новых взаимосвязей СМЭВ со всем остальным, а наоборот – отыскание той масштабной сферы деятельности, на которую полноценный запуск СМЭВ не повлияет никак. Причем СМЭВ обычно играет при этом роль своего рода краеугольного камня для ИКТ в госсекторе.
Желание государства безотлагательно начать обменивать имеющиеся у страны сырьевые активы на ИКТ-инфраструктуру для госуправления и попытаться продемонстрировать мировой общественности и своим гражданам вполне понятный и ощутимый для подавляющего большинства социальный эффект от масштабных инвестиций в высокие технологии вполне понятно и похвально.
Но когда лес рубят, как известно, летят щепки. В качестве одной из таких "щепок", к сожалению многих прогрессивно мыслящих ИТ-специалистов, по сути выступает сегодня ориентированная на повышение экономической эффективности заказчика отрасль ИКТ-аутсорсинга, рост и развитие которой в части самостоятельного получения действительно крупных госконтрактов оказался по сути дела заблокированным со стороны РТК.
С наметившимся “расщеплением вертикали власти” в сфере ИКТ, - в связи с приходом в Минкомсвязи новой управленческой команды во главе с Николаем Никифоровым, - в очередной раз активизировались разговоры по поводу достаточно очевидной для многих недостаточной эффективности РТК и прочих сопряженных с администрированием в области ИКТ, а также взращиванием фактических монополистов обстоятельствах.
Впрочем, они и без того велись уже на протяжении ряда последних лет и воспринимаются многими аналитиками уже, пожалуй, лишь как попытки государства как-то воздействовать, - в порядке "острастки", - на РТК. Если же проанализировать факты, то получается, что все эти"опасные" фоновые разговоры про приватизацию пошли РТК, скорее, на пользу. В 2012 г. он стал еще крупнее и влиятельнее, чем прежде, смело инициирует всякого рода судебные разбирательства, а встречным серьезным претензиям к РТК хода в высших сферах пока так и не дали.
Впрочем, почти то же самое можно сказать и про другие "громкие претензии" этой осени, вроде дела о пропавших миллиардах ГЛОНАССа, по которому пока нет никакой определенности.
РТК же сегодня извлекает массу выгод, умело балансируя на достаточно гибкой и условной грани, отделяющую коммерческий и госсектор. Возможное официальное одобрение даже таких нужных и, в принципе, необходимых документов, как, например, подготовленной Роскомнадзором "Концепции по созданию системы контроля качества предоставления услуг связи в РФ", будут, в то же время укреплять позиции РТК дополнительно, затрудняя жизнь и снижая общее число его конкурентов.
Таким образом, если попытаться как то оценить ТСО СМЭВ "в масштабах страны", то негативное влияние на показатели экономической эффективности, а также определенное сдерживание темпов формирования полноценной рыночной экономики в сфере ИКТ и пр. факторы покажутся еще более весомыми. Более того, государственные инфраструктурные проекты сейчас "мчатся с мигалкой и на красный свет&", смело проезжая мимо обстоятельств, вполне способных, например, поставить крест на будущем относительно небольшой коммерческой ИКТ-компании, вдруг задумавшей предпринять какую-то более-менее масштабную инициативу инфраструктурного плана.
Как именно будут развиваться события после того, как государство научится тем или иным высокотехнологичным способом контролировать и сделать вполне "подвластными" своих же чиновников из ОГВ, многие из которых сегодня продолжают жить по "феодальному" принципу, предположить сегодня сложно. Однако то, что платой за инфраструктурный скачок станет некоторое замедление показателей роста экономической эффективности в сфере государственных ИКТ в кратко- и средне- перспективе, достаточно очевидно уже сегодня.
В то же время, пример очень многих стран показывает, что внедрение ИКТ и рост показателей экономической эффективности вполне могут идти рука об руку. Спецификой "догоняющей" развитые страны РФ является то, что повышение степени контроля в сфере госуправления при помощи ИКТ и экономическая эффективность на нынешнем этапе информатизации скорее противостоят друг другу, нежели мирно соседствуют.
Эффективными же действия государства можно назвать лишь в том плане, что, вполне возможно, придерживаясь других методов, нормально достроить СМЭВ в разумные сроки не получилось бы вовсе.
Остается заметить, что существенный рост затрат вполне ожидаем и для любой другой, наугад выбранной масштабной программы информатизации, которую государство вдруг твердо вознамерится в наши дни довести "до победного конца". Вот на этом-то фоне СМЭВ как раз смотрится вполне себе выигрышно.
Ранее уже были сформулированы определенные сомнения по поводу того, что недостроенная пока СМЭВ станет окончательным решением проблем госуправления по части ИКТ и не подвергнется модернизации уже в самые ближайшие годы.
Интересно и то, что СМЭВ является не обязательным требованием, а облегчающим выполнение 210-ФЗ способом. Наращивая меру реальной ответственности чиновников на местах, можно добиться того, что они придут к выводу о полезности и необходимости СМЭВ сами. Затем можно заставить посмотреть с тех же позиций, например, на защиту ПДн и многое другое.
Учитывая явную нелюбовь госсектора к публичным облакам, можно также предположить, что окончательную гармонию установление государством контроля в информационной сфере и экономическая эффективность, возможно, найдут где-то в районе мультипартнерского облака о7.соm, создаваемого сегодня РТК. Но удастся ли впоследствии создать на новой инфраструктурной базе высококонкурентный и технологичный рынок нового образца – пока неясно.
Попытка, предпринятая в сфере информатизации здравоохранения, показала, что переступить через этап налаживания ШПД в регионах прямо в светлое облачное будущее, вряд ли удастся. СМЭВ в том виде, в котором она реализуется сегодня, можно, пожалуй, назвать правильным и необходимым, но все же временным и достаточно затратным в чисто экономическом плане решением. Создающим в то же время базовый спрос на современные ИКТ со стороны госорганов, вслед за которым, при условии грамотно выстроенного госрегулирования на федеральном уровне может появиться и интерес к повышению эффективности и отдачи от ИКТ на местах.
"Основной проблемой таких (инфраструктурных) проектов является разобщенность решений и программных продуктов, используемых в различных ведомствах, в том числе и для решения одних и тех же задач. Существует несколько подходов к данной проблеме. Одним из вариантов может быть использование на региональном уровне так называемых интеграционных шин, специальных программных продуктов, созданных с целью связать воедино системы, созданные на различных технологических платформах. С другой стороны, возможен вариант отказа от использования существующих решений и переход на единые (региональные или федеральные) ИС. Пример - переход правительства Москвы на облачную систему электронного документооборота, в которую вошли сотрудники аппарата мэра и правительства Москвы, а также свыше десятка органов исполнительной власти"; - приводит в этой связи пример Мария Юргелас, директор бизнес-направления "Ситроникс ИТ"; (входит в "Энвижн Груп").
"Об итогах говорить рано, данные проекты находятся на одном из начальных экспериментальных этапов: апробируются различные технологии для выполнения поставленных задач, осуществляется их внедрение в пилотных зонах. Так, в рамках организации межведомственного взаимодействия рассматриваются различные варианты: от прямой интеграции систем до использования облачных технологий", – добавляет г-жа Юргелас.
Таким образом, всем понятно, что об окончательно сформировавшихся и "оцифрованных" итогах информатизации госсектора, а также полных определенности прогнозах говорить сегодня, пожалуй, несколько рановато. В то же время, нельзя не отметить ту настойчивость, с которой государство реализует сегодня свои основные, фундаментальные инфраструктурные планы. А то, что сезон ИКТ 2011-2012 в госсекторе прошел под эгидой 210-ФЗ и СМЭВ, утверждать можно смело.
Антон Степанов