|
|
Обзор подготовлен
Минимум времени на дорогу, оптимальная скорость движения, безопасность на маршруте и возможность всегда оставаться на связи – основные предпочтения пассажиров и всех, кто управляет транспортными средствами. Современные представления о комфортной и быстрой езде по воздушным, наземным и подземным линиям и магистралям пока еще контрастируют с уровнем услуг, предлагаемых предприятиями транспортной отрасли. Тем не менее, у ряда проблем, с которыми сегодня сталкиваются водители и пассажиры, есть шанс оказаться за бортом по мере внедрения ИКТ-решений.
Планировать время на дорогу непросто и автомобилистам, ежедневно рискующим попасть в пробку или аварию, и пассажирам общественного транспорта. Для последних эта задача из разряда тех, что с трудом поддаются решению, поскольку одним неизвестным, как правило, больше. Когда прибудет на остановку автобус, троллейбус или трамвай нужного маршрута? В большинстве случаев об этом можно лишь догадываться. Минуты, потерянные в ожидании транспорта, нередко превосходят продолжительность самой поездки. Помочь пассажирам с решением этой проблемы в столице призваны интерактивные остановки.
По сообщению Департамента информационных технологий Москвы, в центральной части города планируется оборудовать остановочные павильоны нового образца. Оснащенные считывающими и другими устройствами, например, для печати, камерами для сеансов экстренной видеосвязи, многофункциональные павильоны будут служить публичными точками Wi-Fi и усилителями сигнала сотовой связи. Здесь же, как ожидается, можно будет подзарядить мобильное устройство.
Сенсорный экран диагональю 46 дюймов, заключенный в антивандальный и морозоустойчивый корпус, обеспечит пассажирам возможность узнавать о времени прибытия транспортного средства на остановку. Кроме того, они смогут находить нужные объекты на карте, уточнять схему маршрута и выбирать альтернативные пути передвижения. Попутно можно будет просмотреть новости, воспользоваться другими городскими электронными сервисами. Экраны будут подключены к единой системе управления контентом.
Как ожидается, до конца года в центре на остановках общественного транспорта появятся 8 интерактивных павильонов. Для спальных районов столицы разработаны облегченные конструкции. Информировать пассажиров о времени прибытия автобуса или троллейбуса будут электронные табло. Реализовать проект планируется за счет внебюджетных источников, его привлекательность для инвесторов объясняется возможностью размещения на экранах рекламы, в частности трейлеров, интерактивных игр и т. д.
С октября текущего года открыт платный проезд по одному из участков федеральной автомобильной дороги М4 «Дон» (с 48-го по 71-й км). Цена зависит от вида транспортного средства, времени суток и варьируется в пределах от 10 до 120 рублей. Платный режим введен на основании постановления Правительства РФ от 04.10.1999 № 1570-р, принятого в соответствии с Указом Президента РФ от 27.06.1998 № 728 «О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации».
В мае 2012 г. завершилась реконструкция данного участка дороги, для которой потребовалось почти 3,5 года и около 6 млрд руб. На эти средства было построено 2 новых полосы движения (теперь их 6), 2 транспортных развязки (на 53-м и 62-м км), реконструирован мост через реку Северка, заменено бетонное покрытие четырех полос. Вдоль трассы возведены шумозащитные экраны, установлено освещение.
Кроме того, дорога оснащена 18 пунктами экстренной связи, в состав которых входят информационные экраны и динамические табло. Благодаря наличию современной инфраструктуры появилась возможность оперативно сообщать водителям о ситуации на дороге. Соответствующие дорожные знаки меняются в зависимости от погодных условий, интенсивности движения, происшествий и других обстоятельств.
Пункты оплаты, оборудованные на 51-м и 71-м километрах дороги «Дон», почти 4 месяца работали в тестовом режиме, это помогло отладить систему электронных платежей, чтобы обеспечить ее бесперебойную работу в часы пиковых нагрузок. А у автомобилистов была возможность привыкнуть к системе, узнать о правилах пользования и выбрать удобное электронное средство оплаты проезда, например, бесконтактную смарт-карту или транспондер (ти-пас).
Как пояснила Екатерина Варенова, представитель госкомпании «Автодор», при оплате смарт-картой водителю достаточно приложить ее к специальному считывающему устройству на контрольном пункте. Система автоматически спишет со счета владельца карты нужную сумму согласно установленному тарифу. Если водитель отдал предпочтение транспондеру (ти-пасу), который устанавливается на лобовом стекле автомобиля, денежные средства также автоматически будут перечислены в момент проезда через пункт оплаты. Для таких транспортных средств на этих пунктах предусмотрены специальные полосы движения – одна предназначена для легковых автомобилей и две – для грузовых. Наличные денежные средства и банковские карты также подойдут для оплаты проезда.
Несмотря на споры вокруг развития платных дорог в стране, перспективы реализации такого подхода к эксплуатации автомагистралей в госкомпании «Автодор» оценивают как хорошие. Почти 2 года платный участок дороги «Дон» действует в Липецкой области. Объем поступающих средств превышает запланированный объем. Все больше водителей отдают предпочтение высокоскоростной автомагистрали, позволяющей не только сократить время в пути, но и уменьшить расход топлива.
«В следующем году планируется ввести еще несколько платных участков на автодороге М4 «Дон». Высокоскоростной режим и безопасность движения как основные преимущества таких дорог становятся очевидными по мере того как увеличивается протяженность подобных автомагистралей, а следовательно, меняется и отношение к ним потенциальных пользователей», – рассказали в госкомпании «Автодор».
Сеть «умных дорог» в России постепенно расширяется: внедряются системы автоматического контроля скоростного режима, другие элементы и модули интеллектуальных транспортных систем (ИТС). Один из проектов, реализуемых в Казани, предусматривает оборудование дорожных перекрестков автоматическими приложениями по фиксации проезда на запрещающий сигнал светофора, контролю соблюдения рядности движения и скоростного режима. Система, интегрированная с местной системой ГИБДД, позволит в автоматическом режиме контролировать нарушения правил дорожного движения.
ИТС обеспечивают электронное управление дорожным движением, интеграцию с автоматической системой управления дорожным движением (АСУДД). Создаваемая ИТ-инфраструктура предусматривает мониторинг дорожной ситуации, оперативное реагирование на дорожные происшествия, обеспечение информационной поддержки. Собираемые благодаря мониторингу данные о движении и их анализ дают возможность координировать транспортные потоки, в том числе в целях повышения безопасности.
Обеспечение безопасности движения в метрополитене, услугами которого ежедневно пользуются миллионы пассажиров, имеет особое значение. Любая нештатная ситуация может привести к трагическим последствиям, поэтому предотвращение, оперативное обнаружение и принятие мер по локализации всевозможных ЧП – основные направления совершенствования действующих в подземках систем безопасности.
При модернизации системы безопасности в Московском метрополитене за основу была взята концепция ситуационного центра (СЦ), обеспечивающего мониторинг деятельности транспортного предприятия и координацию всех его служб в экстренных ситуациях. Созданные вначале для метрополитена, а затем для Управления внутренних дел на транспорте ситуационные центры интегрированы в единую систему. Дополнительным звеном этой системы стала справочная служба метрополитена, обратиться в которую пассажиры могут через колонны экстренного вызова, установленные на станциях.
С помощью централизованной системы видеонаблюдения осуществляется мониторинг деятельности транспортного предприятия, обеспечивается оперативная связь с городскими службами, силовыми ведомствами, а также с пассажирами посредством колонн и терминалов экстренного вызова.
Аналогичная концепция безопасности была реализована в Петербургском метрополитене. В начале этого года компания «АМТ-груп» завершила оснащение станций метрополитена в Северной столице терминалами экстренного вызова новой модели, предназначенными для использования в составе системы передачи тревожной информации. Все проектируемые станции подземки предусматривают применение элементов данной системы.
Специально разработанное для СЦ метрополитена программное обеспечение объединяет функциональность центров обработки вызовов, систем селекторной, конференцсвязи и видеонаблюдения. Программно-аппаратный комплекс позволяет операторам контролировать обстановку с помощью системы видеонаблюдения, устанавливать двустороннюю голосовую связь с поездами и станциями, а также проводить сеансы видеоконференцсвязи с представителями служб метрополитена, других ведомств для принятия согласованных решений.
Один из основных элементов СЦ – система цифрового видеонаблюдения - обеспечивает телевизионное качество изображения, передаваемого с минимальными задержками, что важно для своевременной оценки и распознавания ситуации, требующей оперативного вмешательства сотрудников метрополитена, полиции или иных городских служб. Система видеонаблюдения Московского метрополитена насчитывает сегодня более 5 тыс. камер, Петербургского – 1200. Они установлены в пассажирских зонах (на станциях, в вестибюлях, переходах, на эскалаторах) и в служебных помещениях.
На ряде линий столичной подземки внедрена система видеонаблюдения в вагонах электропоездов в режиме онлайн. Оператор СЦ может не только наблюдать за происходящим в вагоне, но и обмениваться информацией с машинистом и пассажирами. Непрерывно ведется видеосъемка с головного вагона, помогающая оценить состояние путевого хозяйства. Изображение с камер транслируется на мониторы операторов и на общую панель видеостены в СЦ. В автоматическом режиме осуществляется запись изображения, поступающего с видеокамер, установленных в вагонах, помещениях метрополитена и на станциях.
По словам Александра Гольцова, генерального директора компании «АМТ-груп», применение комплексных решений при проектировании систем безопасности на транспорте способствует повышению эффективности работы, профилактике правонарушений, сокращению времени реакции на событие. Наряду с этим оперативный обмен сведениями, которые аккумулируются в базах данных, обеспечивает информационную поддержку и объективный контроль качества выполнения сотрудниками служебных обязанностей. Что касается перспективных направлений обеспечения комплексной безопасности на транспорте, то они предусматривают развитие систем интеллектуального видеонаблюдения, одной из функций которых является идентификация личности, а также оборудование пунктов выборочного досмотра пассажиров и багажа.
Предоставление услуг широкополосного мобильного доступа на транспортных средствах разных видов, находящихся в движении, – одно из направлений развития транспортной инфраструктуры. Современные технологии позволяют пассажиру оставаться на связи независимо от того, в какую точку земного шара он направляется и какому виду транспорта отдает предпочтение.
Для районов с высокой плотностью населения, где хорошо развита мобильная связь, подходят технологии широкополосного доступа, используемые операторами сотовой связи. Для организации услуги ШПД на транспортных средствах, в которых люди перемещаются на большие расстояния и с высокой скоростью, например, в самолетах, поездах, морских судах, оптимальным вариантом специалисты называют применение спутниковых технологий, в том числе в сочетании с наземными.
Подобные проекты реализуются и за рубежом, и в нашей стране, а услугами российских операторов пользуются, в частности, иностранные компании. Например, оператор «РуСат» обеспечивает широкополосный канал связи для международного поставщика систем развлечения и связи в полете – компании Panasonic Avionics Corporation. Летом этого года авиакомпания «Трансаэро» объявила о предоставлении интернет-доступа на борту самолета Boeing-747, аналогичную услугу ввел и «Аэрофлот».
На железнодорожном транспорте для развития услуг ШПД широко используется комбинированный способ интернет-доступа, сочетающий в себе возможности спутниковых технологий и наземной сетевой инфраструктуры. В последнее время именно такому варианту отдают предпочтение в большинстве европейских стран. В Китае предпринимаются попытки построить выделенную сеть мобильной сотовой связи вдоль железнодорожного полотна. Специалисты оценивают данный способ решения проблемы интернет-доступа как один наиболее затратных.
Как рассказал Сергей Алымов генеральный директор компании «РуСат», в России опробуются разные технологии для предоставления услуг связи пассажирам поездов дальнего следования. По результатам тестирования решений, основанных исключительно на применении спутниковых технологий, выяснилось, что уровень доступности спутникового канала составил в среднем чуть более 85%. При использовании комбинированного доступа на базе спутниковой связи и сетей 3G специалисты полагают, что этот показатель будет на уровне 90%.
В настоящее время на нескольких фирменных поездах дальнего следования и в «Сапсане» «Мегафон» тестирует проект внедрения интернет-доступа на базе технологии 3G. На железнодорожных маршрутах, где инфраструктура сетей третьего поколения пока недостаточно развита, операторы отдают предпочтение технологии комбинированного доступа. Так, «РуСат» готовится тестировать подобное решение в поезде «Жигули» по маршруту «Москва – Самара», а компания «СТЭК.КОМ» – в поезде «Лотос», курсирующем из столицы в Астрахань.
Если говорить о факторах, сдерживающих продвижение данных технологий в нашей стране, то к таковым в известной степени относятся стоимость спутникового оборудования и сложность его установки, обусловленная требованиями обеспечения безопасности полетов или судовождения. Но непреодолимых препятствий для реализации подобных проектов в России нет. Регуляторная база позволяет осуществлять проекты, хотя бы на основе частных решений, а представители государственных органов понимают актуальность применения интегрированных решений. На мой взгляд, основная сложность продиктована отсутствием у операторов видения перспектив и боязнью внедрения новых технологий. Но это проблема ментальности компаний, не связанная с какими-то внешними ограничениями, – подытожил Сергей Алымов.
Светлана Петрова