|
|
Обзор подготовлен
В органах государственной власти России существуют десятки ситуационных центров, оснащенных по последнему слову техники. Все они проектировались преимущественно как объекты, необходимые для оперативного принятия решений в кризисной или чрезвычайной ситуации. Три года назад была поставлена задача создания распределенной системы СЦ органов государственной власти.
Большой интерес к строительству в нашей стране ситуационных центров возник после введения в 1996 г. в эксплуатацию СЦ Президента РФ, который, как ожидается, станет ядром создаваемой распределенной системы. Сегодня СЦ входят в состав крупных госкомпаний и корпораций, органов государственной власти разных уровней.
Общим для российских ситуационных центров является то, что создавались они преимущественно для оперативного управления в «ручном» режиме. В кризисной или чрезвычайной ситуации в специально оборудованном конференц-зале собирается группа ответственных лиц, чтобы на основе информации, поступающей с места ЧП, своевременно принимать неотложные решения.
Техническое и технологическое оснащение таких конференц-залов, выбор информационных систем определялись исходя из условий, требуемых для проведения коллективного мозгового штурма. Обеспечивается подобный функционал СЦ на основе систем связи, визуализации, мониторинга, хранения больших объемов данных и т. д. Из этих элементов состоят почти все действующие в России СЦ, предназначенные для обеспечения оперативного управления.
Три года назад Президент РФ своим Указом № 536 от 12.05.2009 утвердил Основы стратегического планирования в РФ, предусматривающие создание в органах государственной власти России распределенной системы ситуационных центров, взаимодействующих по единому регламенту. Решение этой непростой задачи поручено ФСО России, которая разрабатывает соответствующую методологическую базу.
В подготовленных службой методических рекомендациях определены требования к единой технической политике, типовым решениям (программным, в области информационной безопасности и т. д.), составу и параметрам программно-аппаратных комплексов, которыми оснащаются ситуационные центры. В настоящее время разрабатываются концепция создания системы распределенных СЦ и программа ее реализации.
Стратегическое планирование и прогнозирование – задачи повышенной сложности, для решения которых уже недостаточно средств, имеющихся в распоряжении СЦ органов государственной власти. Используемые инструменты статистического прогнозирования не позволяют в полной мере учитывать разнообразные взаимосвязи, характерные для такой сложной системы, как управление регионом.
По словам Сергея Матвеева, проректора Балтийского федерального университета имени И. Канта, руководителя научно-технического совета компании «Неолант», управление территорией – многомерная задача, значительно более сложная, чем управление коммерческой компанией или корпорацией. Успешное развитие региона требует реализации комплекса зачастую противоречивых мероприятий. Допустим, необходимо увеличить объем социальных выплат, а явных источников пополнения бюджета нет. Значит, предстоит решить задачу перераспределения средств (например, сократить объем вложений в транспортную инфраструктуру, содержание объектов культуры и т. д.). При этом тут же возникает вопрос о возможных последствиях таких шагов. Протестная активность населения пойдет на убыль, но не исключено, что снизится индекс инвестиционной привлекательности субъекта, а это, в свою очередь, отрицательно скажется на налоговых поступлениях.
Управление регионом – это, по сути, задача балансировки интересов, ожиданий и потребностей разных групп населения. У нее всегда множество решений, хуже или лучше с точки зрения кратковременных и долговременных последствий. В таких условиях информационно-аналитические системы, учитывающие тысячи показателей, становятся единственным адекватным инструментом для принятия оперативных и грамотных решений.
Очевидно, что информационно-аналитические системы должны целенаправленно использоваться государственными органами в процессе подготовки и выработки управленческих решений. В ряде СЦ они есть, но применяются на региональном уровне мало и крайне неэффективно. Основных причин несколько: не обеспечивается сводный анализ данных, поступающих из подразделений, нет систем проверки достоверности и непротиворечивости данных из отраслевых систем.
По утверждению Натальи Резиной, генерального директора компании «Неолант Запад», информационно-аналитическая поддержка деятельности по управлению регионом может быть обеспечена при соблюдении следующих условий. Во-первых, нужно не только определить состав первичных данных, используемых при анализе состояния региона, но и для каждого из них установить единственный источник. При наличии нескольких источников необходимо задать методику определения наиболее достоверных данных, предоставив аналитику возможность как самостоятельно выбирать источник данных для расчета, так и проводить автоматизированный выбор согласно утвержденной методике.
Во-вторых, информационно-аналитическая система должна обеспечить выполнение методик и регламентов обработки первичных данных. В-третьих, следует предусмотреть возможность сопоставления показателей и анализа динамики расхождения полученных оценок (сравнения результатов анализа официальной статистики, мониторинга обращений граждан, результатов социологических опросов).
Наряду с этим информационно-аналитические системы, которыми оснащаются СЦ, должны быть адаптированы к решению текущих задач силами персонала центра, а при появлении принципиально новых – легко и быстро перенастраиваться. Однако пока приходится констатировать, что большинство разработчиков предпочитают поставлять узкопрофильные модули систем для анализа новых предметных областей.
Как показывает практика, реализовать подобный алгоритм внедрения информационно-аналитических систем удается в тех случаях, когда СЦ находится в ведении аппарата губернатора, а не его отраслевого подразделения. Для выполнения регламентов взаимодействия СЦ с отраслевыми подразделениями (легитимными источниками данных), как правило, требуется наличие мощного административного ресурса.
Для модернизации СЦ, отвечающей задачам оптимизации госуправления, недостаточно оснастить ситуационный центр информационно-аналитической системой. По мере развития технологий, повышения уровня проникновения ИТ изменились методики и механизмы управления.
«Иногда эффективнее провести видеоконференцию с профильными специалистами, чем собирать их в одном помещении, пусть даже и в ситуационном зале, – поясняет Тимур Алиев, технический директор дивизиона по работе с государственными организациями компании «Энвижн Груп». – Нужные для принятия решения данные представлены уже не только в информационных системах, но и в электронных СМИ, социальных сетях. Вследствие этого многие руководители страдают не от отсутствия исходных данных, как было еще недавно, а от их избытка. Принятию решения в большинстве случаев предшествует превращение поступающих данных в информацию, а затем в знания. Подобная работа должна выполняться на постоянной основе, а не только во время кризисной или чрезвычайной ситуации.
Одним из вызовов для современного руководителя является эффект «больших данных» (Big Data): их объем настолько велик, что они с трудом поддаются обработке. По статистике, до 90% хранящихся в современных информационных системах данных не используется. Неслучайно возник спрос на исследователей данных (Data Scientist), которые устанавливают взаимосвязи и превращают данные в полезную информацию. При этом большую роль играет способность современных систем поддержки принятия решений обрабатывать как структурированные данные (в основном из реляционных СУБД), так и слабоструктурированные (текст, аудио- и видеопотоки).
Лицо, принимающее решение, в любой момент должно иметь возможность запросить информацию о текущем состоянии дел, – интерактивно или в виде отчета. Следовательно, ситуационный центр превращается в аналитический, который функционирует на постоянной основе и предоставляет определенные сервисы. При этом не столь важно, где именно – в центре обработки данных или в «облаке» – находятся информационные системы.
Эффективность принимаемых решений во многом зависит от наличия в СЦ аналитической службы. Ее создание, обучение персонала, методическое обеспечение деятельности, приобретение информационно-аналитических систем обойдутся намного дороже хорошо оборудованного конференц-зала. Но эти затраты себя оправдывают. Вложения быстро окупятся, если оценить экономическую и социальную эффективность взвешенных управленческих решений», – резюмирует Тимур Алиев.
Дискуссионным остается вопрос об использовании в СЦ технологий обработки неструктурированных данных, извлечении информации из так называемых «свалок данных». Согласно одной из точек зрения, ценность применения подобных технологий в СЦ государственных органов власти не стоит преувеличивать. Ситуационный центр должен предлагать инструменты стратегического планирования и прогнозирования, поэтому аналитической службе следует оперировать формализованными, структурированными данными и не отвлекаться на обработку «информационного мусора».
По мнению сторонников иного мнения, анализ только формальных показателей, на основе которых оценивается работа органов государственной власти, не даст полного представления о текущей ситуации в регионе, ведомстве или населенном пункте. В то же время не всегда достоверной является информация, собранная на основе неструктурированных данных, например, комментариев, оставленных в социальных сетях (подобные сведения особенно актуальны, когда речь идет о чрезвычайных ситуациях).
Здравый смысл подсказывает, что нецелесообразно противопоставлять разные подходы к обработке информации – они являются взаимодополняющими, а не взаимоисключающими. Применение информационно-аналитических систем даст наибольший эффект, если удастся найти оптимальное сочетание технологий обработки структурированных, слабоструктурированных и неструктурированных данных.
Эксперты сходятся во мнении, что при строительстве и модернизации СЦ нужно отдавать предпочтение технологиям прогнозирования с использованием компьютерного моделирования управляемых систем. Проблемы с организацией взаимодействия СЦ в рамках создаваемой распределенной сети, обусловлены тем, что на начальном этапе строительства таких объектов проектные решения не согласовывались.
«Сегодня при проектировании СЦ необходимо учитывать, что строящиеся центры должны функционировать в едином информационном и технологическом поле, что и определяет подходы к их созданию, – полагает Елена Новикова, генеральный директор компании Polymedia. – Важно обеспечить унификацию инженерно-технического обеспечения, форматов и протоколов обмена данными, создать единый информационный фонд. Аналитические системы для сети СЦ также должны строиться с учетом их территориальной распределенности. Особое значение при работе в сети СЦ имеют решения, обеспечивающие защиту информации и разграничение типов данных (открытых и конфиденциальных). Варианты инженерно-технических решений необходимо оценивать согласно критериям качества. Не менее важно, чтобы систему СЦ разрабатывал единый подрядчик по определенной методологии, тогда можно будет обеспечить и преемственность решений».
Предстоящее объединение СЦ в систему предусматривает несколько направлений: организационное, техническое, информационное и телекоммуникационное. В частности, информационную интеграцию планируется осуществлять на основе технологии портальных решений, позволяющих реализовать концепцию единого информационно-коммуникационного пространства.
Подобные решения уже применяются, например, в сочетании с космическим мониторингом, суть которого в непрерывном поступлении оперативной информации о характеристиках природных и антропогенных объектов и процессов с точной географической привязкой в результате обработки данных, передаваемых спутниками дистанционного зондирования Земли.
Как рассказала Светлана Любимцева, директор по маркетингу компании «Совзонд», космический мониторинг позволяет получать однородную и сравнимую по качеству информацию единовременно для обширных территорий, что невозможно обеспечить при проведении наземных обследований.
Специальные наземные комплексы приема и обработки данных спутников дистанционного зондирования Земли предоставляют возможность регулярно получать и обрабатывать данные космической съемки. Можно также использовать инструменты прямого доступа к данным (минуя дистрибьютора) посредством геопорталов и геосервисов.
Примерами таких решений могут служить геопортал Республики Бурятия и геоинформационная система мониторингового центра г. Армавира. В первом случае сотрудники профильного республиканского министерства получили возможность своевременно устранять неточности в картографической информации; рассчитывать экономический ущерб от простоя земельных участков; отслеживать изменения на кадастровой карте территории. Созданная в Армавире ГИС позволяет просматривать и управлять изображением с камер наружного видеонаблюдения, в режиме онлайн контролировать местонахождение муниципального транспорта и т. д.
Актуальность применения в рамках СЦ информационно-аналитической системы космического мониторинга объясняется необходимостью предоставления наиболее полной информации о природно-ресурсном потенциале регионов, их экономическом и экологическом состоянии, что также важно для принятия рациональных управленческих решений.
Светлана Петрова