|
|
Обзор подготовлен
Поиск эффективных способов и инструментов информатизации госуправления, по идее, должен стать одним из приоритетов закупочной политики в сфере ИТ для госорганизаций, и особенно – для федеральных ОГВ. Почему же ИКТ-аутсорсинг пока что не привлек к себе должного внимания со стороны госзаказчиков, многие из которых в этом плане сегодня похожи не на флагманов в деле информатизации, а, скорее, на аутсайдеров?
В прошлом году РФ поднялась в рейтинге ООН по уровню развития электронного правительства с 59-го на 27-ое место. Движение российского государства по пути информатизации экономики и госуправления стало очевидным. Об очередных событиях, связанных с этой темой, можно сегодня узнать чуть ли не из каждого выпуска новостей.
По мнению некоторых зарубежных аналитиков, российский госсектор, уступая в глазах аутсорсеров по привлекательности таким, например, секторам, как нефтегазовый, телеком и сектор финуслуг, опережает все прочие отрасли экономики с точки зрения вероятности заключения аутсорсинговых контрактов. Что, действительно, выглядит вполне логично. Но вот произошло ли это уже на самом деле, “конвертировалась” ли уже “повышенная вероятность” в конкретные сделки и долю рынка?
Согласно отчету отраслевой ассоциации АСТРА, органы власти и силовые структуры занимают пока лишь 4-е место среди отраслевых потребителей аутсорсинга, несколько уступают нефтегазовому и финансовому секторам, и почти что сравнялись с телекомом.
По данным, приведенным на порталe tadviser.ru, за последние годы госзаказчики услуг ИТ-аутсорсинга утвердились на почетном 3-ем месте, уступая лишь финсектору и ритейлу. Для российского госсектора выполняется сегодня порядка 10% от общего числа крупнейших аутсорсинговых проектов. Правда, с теми существенными оговорками, что в одну категорию с ИТ-аутсорсингом, попадают и, например, проекты по построению комплексной ИТ-инфраструктуры, а общее число новых проектов, ежегодно появляющихся в поле зрения аналитиков Центра TAdviser, меньше десятка.
Эксперты Центра экономических исследований "РИА-Аналитика" и Digit.ru, опубликовавшие весной этого года список ТОП-30 крупнейших ИТ-компаний РФ, совокупная доля которых составила около 90% отечественного ИТ-рынка, отметили, что спрос постепенно смещается от "аппаратной" части к ПО и ИТ-услугам, а одним из крупнейших заказчиков ИТ-решений последние годы был и остается госсектор. Однако особого акцента именно на ИТ-аутсорсинг они тоже делать не стали.
Можно привести и другие примеры весьма уклончивых, допускающих различные интерпретации мнений аналитиков по поводу реальной популярности ИКТ-аутсорсинга в госсекторе.
По мнению in4media российский аутсорсинг преодолел отметку в $1 млрд, символически отделяющую только еще начавший формироваться рынок от небольшой отрасли, еще в 2010 г., а по итогам 2011 г. отечественный ИТ-аутсорсинг вырос уже до отметки в $1,3 млрд. При этом, президент Ассоциации АСТРА Сергей Македонский образно сравнивает его с айсбергом. Ведь если учесть и подсчитать буквально все, хотя бы отдаленно похожее на ИТ-аутсорсинг (от оборотов “кэптивных структур”, до бюджетов ИТ-подразделений, предоставляющих своим предприятиям различные ИТ-сервисы), то емкость российского ИКТ-аутсорсингового, в самом широком понимании этого слова, рынка будет куда более впечатляющей.
“Айсберг” российского аутсорсинга
Источник: Ассоциация АСТРА, 2012
Если же ограничиться лишь “рыночным” ИТ-аутсорсингом и достаточно щедро оценить “сверху” совокупную долю всех “бюджетных” потребителей в 20% от всех заказов на ИТ-аутсорсинг, то мы получим достаточно скромную цифру – от силы в несколько сотен миллионов долларов в год. То есть вполне сопоставимую, например, с оборотом (примерно в $100 млн) госкомпании “Ростелеком” по контрактам, связанным с электронным правительством в 2011 г. И, очень вероятно, цифру сильно завышенную, что становится ясно, если изучить динамику роста выручки крупнейших ИТ-компаний от проектов в госсекторе, где речь скорее идет о сотнях миллионов рублей, чем о долларах.
Если же начать анализировать данную цифру дальше и глубже: попытаться отделить, например, ОГВ как основных “носителей” идеи информатизации от остальных “бюджетников”, ИТ-аутсорсинг от проектов построения ИТ-инфраструктуры, а также отдельно посчитать бюджеты проектов прошлых лет от затрат на проекты, начатые в текущем году и т.д., то она, очевидно, станет еще скромнее.
Этот пример иллюстрирует тезис о том, что впечатляющих прогнозов, аналитических статей и докладов о важности, нужности и перспективности ИКТ-аутсорсинга в госсекторе имеется сегодня в изобилии. Однако чем ниже мы спускаемся с одного уровня детализации госбюджетов, фактически выделяемых на ИКТ-аутсорсинг, на другой, тем больше этот сегмент рынка начинает напоминать уже не айсберг, а скорее русскую национальную деревянную игрушку матрешка. Достоверную информацию по текущим объемам очередного подсегмента рынка, обслуживающего госзаказчиков, найти становится все сложнее. При этом представители аутсорсинговых компаний делаются все менее разговорчивыми и неконкретными, а вот утверждения общего характера о том, что относительная доля госконтрактов в обороте их компаний со временем (по той или иной причине) постепенно снижается – наоборот, слышатся все чаще.
Эффект матрешки: ”аутсорсинговые” бюджеты ОГВ фактически занимают весьма незначительную долю рынка ИКТ-аутсорсинга
Очередная “матрешка”-подсегмент “открывается” со скрипом, получить аналитику становится все труднее, а в конце всего этого мероприятия его ожидает, вероятнее всего, что-то совсем уж небольшое. В частности, фактический совокупный бюджет ОГВ на ИКТ-аутсорсинг лучше всего, наверное, определять уже не статистическими методами, а простым суммированием бюджетов отдельных проектов, вооружившись калькулятором и действуя способом их поименного перечисления. Во всяком случае, заказы ОГВ сегодня сложно назвать основным драйвером роста отечественного аутсорсинга в области информтехнологий.
В развитых странах доказавшим свою эффективность “аутсорсинговым” способом решают сегодня множество проблем, связанных с госуправлением, стимулированием и поддержкой компаний СМБ, оздоровлением конкурентной среды, созданием новых “высокотехнологичных” рабочих мест и пр. В том, что к нему активно не прибегают ОГВ в стране, уже столько сделавшей на пути модернизации и информатизации, западным аналитикам, которые оценивают вероятность госзаказа на отечественный ИТ-аутсорсинг как высокую, понять действительно сложно. Тем не менее, это так. Вероятность, наверное, есть. Но вот заказов что-то явно маловато.
Достаточно простым способом сориентироваться в реальной степени популярности услуг аутсорсинга в российском госсекторе можно на официальном “закупочном” сайте РФ, на котором с 1 июля 2012 г., как предполагалось, должны были начать публиковать параметры своих заказов сотни тысяч российских бюджетных организаций и компаний - в дополнение к тем, кто уже это и так делал, подчиняясь требованиям 94-ФЗ.
По состоянию на 7 сентября на федеральном портале госзакупок можно было найти всего 4 “аутсорсинговых” заказа от госкомпаний и ОГВ (причем ни один из них нельзя было отнести к категории ИКТ-аутсорсинга). И, например, 149 запросов котировок, объявлений об открытых аукционах, конкурсах и пр., связанных с поставкой компьютерного оборудования.
В начале сентября на сайте госзакупок можно было найти только 4 “аутсорсинговые” заявки от государственных и муниципальных организаций
Если проделать тоже самое с начала текущего года, то всего там было размещено около 100 заявок, так или иначе касающихся аутсорсинга (не обязательно в сфере ИТ), и, опять же, более 5000 заказов на поставки различного рода компьютерного оборудования. Можно предположить, что доля аутсорсинговых заказов составляет, в лучшем случае, несколько процентов от общего числа заказов от госструктур, связанных с закупками в области ИТ.
Примерно такой же вывод можно сделать, если мы перейдем от подсчета заказов в штуках к суммированию их стоимости в рублях. Случаи, когда на госпортале были размещены заказы на ИКТ-аутсорсинг для ОГВ с начальной ценой, превышающей 1 млн. руб., можно назвать единичными. С января по сентябрь 2012 г. их, например, размещали Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, Госкомитет по госзаказам Республики Башкортостан. Пользуясь системой поиска на сайте, удалось найти только один заказ такого рода с общей стоимостью, превышающей 5 млн. руб.: заявку на аутсорсинг службы поддержки ИС сделала Администрация городского округа Уфа (заявка включает в себя сопровождение и развитие системы мониторинга межведомственного документооборота).
Таким образом, общих соображений по поводу того, что государство сегодня является потенциально-крупнейшим заказчиком именно ИКТ-аутсорсинга, а не чего-то другого, явно недостаточно. Процесс информатизации в ОГВ движется неуклонно, но достаточно медленно, а выделяемые на эти цели средства зачастую “осваиваются” в авральном порядке, где-то ближе к концу года.
Напрашивается очевидный вывод, что идея ИКТ-аутсорсинга для ОГВ - это модная “высокая” тема, которую любят обсуждать, но не торопятся реализовать в тех масштабах, когда польза от такого подхода станет действительно ощутимой. А поставки всевозможного оборудования для нужд госучреждений, - каким способом их ни подсчитывай, - наоборот, ставят “олимпийские рекорды” и бьют заказы на аутсорсинг по всем статьям и параметрам.
Антон Степанов