|
|
Обзор подготовлен
CNews: Государство взяло курс на информатизацию работы ведомств как один из способов повышения эффективности работы органов государственной власти, а также на внедрение ИКТ в социально значимых областях (образовании, медицине и пр.). Заметили ли вы существенные изменения спроса на ИТ-решения со стороны госструктур?
Александр Гольцов: Заметна тенденция увеличения спроса на всех уровнях – федеральном, муниципальном – на внедрение ИТ-решений по автоматизации процессов государственного управления и различных отраслей социальной сферы. Не менее активно идет развитие в образовании – от ИТ-поддержки научной деятельности до создания сервисной инфраструктуры. То же самое можно сказать и про медицину, ЖКХ. Причем речь идет не только о Москве, ведутся грандиозные работы по внедрению ИТ-технологий по всей стране. Мы можем судить об этом и как потребители госуслуг, и как участники этих проектов.
CNews: Готова ли инфраструктура госучреждений к внедрению современных решений?
Александр Гольцов: Степень готовности сильно разнится от региона к региону. Как и в других отраслях, здесь есть регионы-лидеры и регионы-аутсайдеры. Но при этом нельзя сказать, что «отстающие» совсем не пытаются изменить ситуацию – как раз наоборот, в этих регионах идет активное инфраструктурное строительство.
Хотелось бы отметить, что готовность инфраструктуры госучреждений не является камнем преткновения в вопросах внедрения новейших технологий и решений. Ее роль не столь заметна по сравнению с задачей выстраивания бизнес-процессов и различных регламентов, а также с процессом увязывания задач и регламентов государственной машины с новыми технологиями оказания госуслуг.
CNews: Какие решения вашей компании, в частности, наиболее востребованы госведомствами?
Александр Гольцов: Государство – это, по сути, огромная корпорация. И потребляют госорганы тот же набор решений, что и корпоративный сектор.
По нашим оценкам, сегодня наибольший интерес вызывают комплексные решения, когда интегратор берет на себя решение всех вопросов – от проектирования до обучения сотрудников в тех случаях, где это необходимо. Если говорить о направлениях – это инфраструктура, о чем мы говорили выше, в том числе, ЛВС, ЦОД, контакт-центры и т.д. Огромную востребованность именно в этом секторе сегодня имеют решения по информационной безопасности, созданию и внедрению информационных систем. Также стабилен спрос на решения по контролю и обеспечению общественной безопасности.
Относительно новый вид услуг для данной отрасли – проведение информационных аудитов. В немалой степени возросшей популярности этой услуги способствует активизация процесса перехода ведомств к оказанию госуслуг в электронном виде.
CNews: Насколько активно интересуются ИКТ региональные и муниципальные органы государственной власти?
Александр Гольцов: Как я уже отмечал выше, зависит от региона, в частности, от его руководства. Мы все прекрасно видим, что там, где руководители нацелены на модернизацию и активное внедрение ИКТ, уже сейчас весьма развита инфраструктура, работают госуслуги, новейшие технологии используются во всех отраслях социальной сферы.
Интенсивное использование информационных технологий населением и бизнесом, развитие самих технологий и глубина их проникновения стимулируют органы государственной власти к их активному внедрению и использованию. Ежегодно принимаются Федеральные целевые программы по развитию различных общественных и государственных функций, обязательной частью которых становятся задачи информатизации.
CNews: Политика унификации имеющихся в госведомствах решений и внедрение облачных технологий ставит ведомства перед необходимостью передачи ИКТ-инфраструктуры на аутсорсинг. Как развивается этот процесс? Какие аутсорсинговые услуги выходят на первый план?
Александр Гольцов: Аутсорсинг, который применим в органах государственной власти на текущий момент – это, в основном, аренда инфраструктуры для размещения оборудования. Наиболее подготовленными и квалифицированными подрядчиками в данном случае выступают операторы связи, развивающие идею предоставления ИКТ-решений по технологии IaaS. Процесс развивается медленно, тем не менее, игроки этого рынка достаточно активны.
Из других возможностей можно отметить услуги по технической поддержке инфраструктуры, ее развитию. Привлечение квалифицированных экспертов обеспечивает максимальный уровень стабильности работы инфраструктуры и систем, а также предупреждает риски возникновения проблем, в то же время, позволяя оптимизировать функционал и количество сотрудников внутренних ИТ-служб.
CNews: Информационная безопасность – одна из самых актуальных проблем сегодняшнего дня. Насколько надежны существующие в этой области решения?
Александр Гольцов: Необходимо отметить, что для обеспечения надлежащего уровня информационной безопасности государственных информационных ресурсов должен применяться комплекс организационных мер и программно-аппаратных средств защиты информации, к которым предъявляются гораздо более жесткие требования по надежности и безопасности, нежели чем для коммерческих информационных систем.
В частности, согласно требованиям ФСТЭК России все технические и программные решения, используемые для защиты сведений конфиденциального характера, должны в обязательном порядке пройти процедуру оценки соответствия для подтверждения того, что заявленный их производителями функционал действительно позволяет предотвращать соответствующие угрозы информационной безопасности. Кроме того, для защиты сведений, составляющих государственную тайну, к данным требованиям добавляется проведение обязательного контроля отсутствия в программном обеспечении средств защиты информации недекларированных возможностей. Успешное прохождение данных испытаний гарантирует, что предлагаемые к использованию решения обеспечат гарантированный уровень защищенности при должном качестве работ по их внедрению и сопровождению.
Соответственно, грамотный подход к вопросам обеспечения ИБ и к выбору решений позволяет соблюсти требуемый уровень безопасности.
CNews: Способны ли предлагаемые меры ИБ гарантировать сохранность, например, данных о состоянии здоровья граждан, которые предполагается оцифровать в рамках создания ЕГИСЗ?
Александр Гольцов: Согласно положениям «Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения», утвержденной министерством здравоохранения и социального развития весной 2011 г., в основе архитектуры построения данной ЕГИСЗ будут лежать технологии облачных вычислений с централизацией всех информационных ресурсов в специально создаваемом федеральном ЦОД. Использование моделей облачных технологий, таких как SaaS (Software as a Service) и IaaS (Infrastructure as a Service) для создания прикладных информационных систем и размещения региональных компонент ЕГИСЗ создает предпосылки для появления специфических угроз информационной безопасности, связанных с уязвимостями виртуальной инфраструктуры и реализацией удаленного доступа к приложениям.
Предлагаемый в Концепции комплекс мер информационной безопасности, направленный на обеспечение сохранности данных о состоянии здоровья граждан, включает в себя учет информационных ресурсов и пользователей ЕГИСЗ, использование инфраструктуры открытых ключей, электронной цифровой подписи и шифрования данных, обезличивание персональных данных при их централизованной обработке, хранении и передаче по каналам связи, использование организационно-режимных мер управления доступом к ЕГИСЗ и др.
На наш взгляд, использование вышеперечисленных мер позволит в полном объеме выполнить требования ФЗ-152 «О персональных данных» и подзаконных нормативных актов по защите информационных систем персональных данных класса К1, в которых обрабатываются данные о состоянии здоровья граждан РФ, при этом предотвращая специфические угрозы информационной безопасности.
CNews: Переход к обработке информации в электронном виде предполагает наличие надежных ЦОД. Готовы ли ведомства арендовать мощности у коммерческих структур или предпочитают строить собственные?
Александр Гольцов: Не только готовы, но уже арендуют. Конечно, это не означает, что в итоге останется одна модель, это всегда будет комбинированным процессом. Ряд структур достаточно давно имеют собственные ЦОД или строят их, ряд – арендуют. Выбор зависит от объемов, типа обрабатываемой и хранимой информации. Трудно предположить, что, к примеру, Министерство обороны или ФСБ арендуют коммерческий ЦОД.
В рамках программы по созданию электронного правительства ЦОДы создаются национальным оператором программы – компанией Ростелеком. В общем и целом, заметно тяготение государства к созданию собственных площадок, что вполне объяснимо. Тем не менее, если говорить об общегражданских ведомствах, аренда мощностей достаточно реальна. Стоит также отметить, что один из наиболее оптимальных вариантов – создание собственного ЦОД и аренда резервного у профессионального оператора.
CNews: С 1 октября 2011 г. федеральные, а с 1 июля 2012 г. региональные органы власти должны были перейти к оказанию электронных услуг. Как вы оцениваете достигнутые на сегодняшний день результаты? Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития этого направления?
Александр Гольцов: Подготовка процесса оказания электронных услуг включает в себя достаточно большой объем подготовительных работ по решению различных задач, основными из которых являются внедрение электронного документооборота, развитие сервисов для обеспечения доступа потребителей к информационным ресурсам, создание цифрового контента, организация систем хранения и обработки информации, формирование регламентов работы и межведомственного взаимодействия. Причем от решения последней на 90% зависит как готовность госструктур к оказанию услуг, так и успех той или иной услуги.
Перспективы, на мой взгляд, достаточно оптимистичны. Президентом и правительством задан вектор развития, мы видим естественный, эволюционный процесс. Конечно, на текущий момент какие-то услуги организованы (и оказываются) лучше, что-то пока находится в тестовом режиме, где-то исправляются ошибки. Тем не менее, в целом можно с уверенностью говорить об успешном ходе реализации поставленных задач.
CNews: Обеспечение безопасности граждан – одна из актуальнейших задач государства. Основой этого процесса могли бы стать ситуационные центры. Однако до самого последнего времени они были, в основном, красивой игрушкой. Насколько изменилась ситуация сегодня?
Александр Гольцов: Да, некоторое время назад создание большинства ситуационных центров сводилось к развертыванию системы визуализации. Сейчас ситуация в корне меняется. Создание комплексных систем обеспечения безопасности становится одним из приоритетных направлений работы органов государственной власти. Приходит понимание, что ситуационный центр – это целый комплекс систем и регламентов для достижения результата.
Ситуационный центр – это единый центр принятия решений. Оперативно поступающая и обрабатываемая информация дает возможность контролировать развитие ситуации в целом, быстро и эффективно привлекать экспертов и координировать работу различных служб для анализа и принятия решений. Помимо этого, ситуационный центр аккумулирует информацию для дальнейшей аналитической обработки.
Организация ситуационных центров актуальна для территориально-распределенных структур, обслуживающих большое число людей: городских служб, органов охраны правопорядка, метрополитенов, железных дорог, авиаузлов и т.д. В частности, наш многолетний опыт по выстраиванию комплексных систем безопасности в метрополитенах обеих столиц говорит о том, что многофункциональный ситуационный центр действительно становится центром принятия решений и помогает повысить уровень безопасности и комфорта пассажиров, качество их обслуживания и эффективность работы предприятия.
CNews: Насколько широко используются мобильные технологии в процессах автоматизации органов власти и государственного управления?
Александр Гольцов: Про их широкое распространение и повсеместное использование говорить пока рано. Но мобильные технологии все шире и глубже внедряются в работу госорганов. Это не только всем понятный удаленный доступ к ресурсам, но и один из способов автоматизации бизнес-процессов.
В связи с распределенным характером деятельности сотрудников органов власти, все чаще возникают задачи обмена информацией вне офиса: получения актуальных данных от руководителя и коллег, передача новой информации в офис и т.п. Например, деятельность инспекторов, которые на местах должны обладать оперативной информацией по существующему пулу нормативно-справочной документации, контактам, планам работ и т.д.
Использование мобильных решений позволяет построить целостную систему обмена информацией внутри конкретного органа исполнительной власти, а при необходимости и между органами власти.
CNews: Есть ли какие-то конкретные решения в этой области?
Александр Гольцов: Мы предлагаем комплексные решения, позволяющие работающим вне офиса сотрудникам получать актуальную информацию, пользоваться внутриведомственными справочниками, отчитываться о результатах работы, эскалировать проблемы, получать обновленные версии документов, регламентов, инструкций.
Решение может представлять собой обособленную часть внутреннего портала, адаптированную для просмотра в браузере мобильных устройств (телефон, планшет). Данный раздел портала предоставляет возможность получать авторизованному пользователю доступ к ограниченной информации с портала (а также к специализированным сервисам, предназначенным для мобильного портала) для осуществления деятельности вне офиса. Или же это может быть полностью независимое автоматизированное мобильное приложение.
Мы также занимаемся системами инвентаризации, мониторинга и управления мобильными устройствами и мобильными приложениями. В отличие от систем, применяемых для этих целей в работе с персональными компьютерами, данные системы имеют определенные особенности из-за «мобильной природы» самого объекта и, соответственно, дополнительных требований по обеспечению безопасности и целостности данных.
CNews: Каковы планы вашей компании на 2013-2014 гг.?
Александр Гольцов: Основных задач две. Во-первых, это расширение присутствия на рынке услуг для государственного сектора. Мы работаем в этом направлении, по итогам прошлого года доля выручки от оказания услуг увеличилась до 12,1% по сравнению с 10% в 2010 г. При этом и общая выручка компании выросла более чем на 15%.
Во-вторых, это, безусловно, развитие новых услуг. Особое внимание мы уделяем решениям, связанным с мобильными технологиями и соответствующим решениям в области информационной безопасности. Общая цель – увеличение доли создания информационных систем и снижение доли проектов по созданию инфраструктуры.
CNews: Спасибо.