|
|
Обзор подготовлен
CNews: Как вы оцениваете влияние инициатив государства в области построения электронного правительства, внедрения ИКТ в социально значимых областях (образовании, медицине и пр.) на состояние рынка ИКТ в России в 2011-2012 гг.?
Роман Кругляков: Оцениваем как неоднозначное. С одной стороны, в 2011-2012 гг. продолжилась реализация ранее начатых востребованных рынком и обществом проектов по развитию инфраструктуры электронного правительства, модернизации здравоохранения и ИТ-инфраструктуры медицинских учреждений, а так же ряда других. За прошедший год Россия поднялась на 2 строчки во всемирном рейтинге IDI (Индекс развития ИКТ), и сейчас занимает 38 место, что можно считать результатом движения в правильном направлении, хотя и не очень стремительным.
С другой стороны, можно отметить, что в реализации данных проектов не всегда хватает планирования и последовательности. При смене команды меняется вектор движения, слишком много внимания уделяется визуальным эффектам и гонке за отчетными показателями в ущерб нормальному планированию и т.д. Хотя это специфика деятельности госаппарата как такового – отрасль ИТ тут не очень выделяется.
Кроме того, нас как участников рынка смущает настойчивое стремление регулятора поддерживать определенные компании с государственным капиталом, вместо того чтобы формировать правила игры и давать развиваться коммерческому рынку.
CNews: Готовы ли региональные и муниципальные госучреждения и органы власти к внедрению и широкому использованию ИКТ? Как вы оцениваете первые итоги подключения госведомств к СМЭВ? Насколько изменилось качество их работы в разрезе межведомственного взаимодействия и общения с гражданами?
Роман Кругляков: Готовность к использованию ИКТ и СМЭВ в госучреждения пока очень разная.
Процесс внедрения СМЭВ позволил обнажить проблему и всколыхнуть интерес к региональной и муниципальной информатизации. И выяснилось, что интегрировать в большинстве субъектов пока особенно нечего – нормальных отраслевых систем практически нет, в лучшем случае в электронном виде ведутся основные учеты, и то достаточно разрозненно.
На этом фоне, конечно, сильно выделяются регионы-лидеры, такие как, например, Москва, в которой отраслевых систем несколько сотен. Но в этих регионах есть другие проблемы - децентрализация реестров, качество данных, обеспечение их юридической значимости, преодоление административных барьеров и нежелания открывать свою информацию для обмена и т.д.>
Но в целом стоит отметить существенные сдвиги в лучшую сторону за последние 2-3 года. Множество факторов (приход молодежи в госучреждения, рост проникновения компьютеров и смартфонов, требования регуляторов, потребности общества) делают процесс повсеместного внедрения ИКТ в госучреждениях необратимым.
CNews: Изменился ли спрос госведомств на ИТ-решения в последние годы? Появились ли новые запросы?
Роман Кругляков: В последние пару лет особо заметны изменения в подходе к самой организации процесса. Мы видим тенденцию на укрупнение информационных систем и переход от задачи ведения нескольких учетов на разных этапах бизнес-процесса к автоматизации этого процесса под ключ. ИТ-составляющая в таких проектах может даже не быть ключевой, поскольку наиболее сложной задачей является формирование и согласование регламента процесса в новом виде.
Среди ИТ-решений в государственных учреждениях по-прежнему актуальны информационно-аналитические системы, помогающие вести мониторинг и анализировать информацию из различных, в том числе и неструктурированных, источников, и по результатам собранной информации оперативно принимать необходимые решения.
Проникновение мобильных устройств резко повысило спрос на мобильные решения, так называемые «Мобильные ситуационные центры руководителя», позволяющие оперативно отслеживать текущую ситуацию через планшет или смартфон.
Стабильно высокий спрос и на интернет-сервисы. При этом растёт потребность в социально интегрированных решениях, что объясняется реализацией идеи «открытого правительства».
В связи с широким распространением систем, содержащих множество «личной» информации, очень актуальны вопросы обеспечения информационной безопасности.
CNews: Какие решения вашей компании, в частности, наиболее востребованы госведомствами?
Роман Кругляков: «Армада» работает на рынке ИТ-решений для госсектора уже более 10 лет, за это время мы накопили значительный опыт в области создания крупных ведомственных информационных систем. Как правило, это комплексные проекты по разработке ПО, в которых есть место и проектированию административных регламентов, и внедрению и организации межведомственного взаимодействия для тысяч пользователей, и, безусловно, решению многих технологически уникальных задач. Выполнение подобных масштабных проектов для государственных структур является нашей основной востребованной компетенцией.
Так, в Москве компания реализует крупный проект по созданию и внедрению автоматизированной системы государственных и муниципальных услуг и функций (АС ГУФ), используемой для приёма и обработки запросов на предоставление услуг от граждан и организаций Москвы. Системой пользуются почти 10 000 пользователей – госслужащие, участвующие в предоставлении услуг на территории Москвы, а так же операторы МФЦ.
Другим примером может служить проект, разрабатываемый нами для МВД России. В МВД в 2012 г. году началось создание Единой информационной системы центральной обработки данных (ЕИС ЦОД). Она охватывает несколько направлений деятельности МВД. В части Госавтоинспекции «Армада» разрабатывает специальное программное обеспечение, предоставляющее множество услуг, начиная от сервиса для учета водителей и выданных водительских удостоверений, регистрации фактов административных правонарушений участниками дорожного движения и заканчивая предоставлением информации об угнанных транспортных средствах и дорожно-транспортных происшествиях.
Помимо информационных систем в органах госвласти чрезвычайно востребованы и интернет-решения. Примером может служить разработанный нами портал www.mos.ru - официальный интернет - ресурс, уполномоченный представлять информационные материалы о деятельности мэра и правительства Москвы. Другим крупным проектом стала разработка портала культурного наследия культура.рф, объединяющего ресурсы множества культурных площадок (музеев, галереей, театров и т.д), созданного и развиваемого «Армадой» по заказу министерства культуры РФ. Вообще, в области создания интернет-решений «Армада» уже многие годы является лидером, занимая первые места в рейтингах web-разработчиков. Для различных госструктур за последние несколько лет мы создали несколько десятков интернет-решений.
Стоит отметить и продукты «Армады» по созданию инфраструктуры электронного правительства на региональном уровне. Например, региональный портал госуслуг, создание многофункциональных центров и систему межведомственного взаимодействия Москвы и ряда других регионов.
Замечу, что создание и внедрение на должном уровне систем такого масштаба возможно только при грамотном управлении проектами. Нам приятно осознавать, что компетенция по управлению проектами все больше востребована и в госсекторе. Компания «PM Expert», лидер российского рынка управления проектами, входящая в состав нашего холдинга, активно участвует в разработке и внедрении методологических документов в этой области. В 2012 г. этот процесс наконец завершился официальным выходом отраслевого стандарта.
CNews: Какие проекты, реализованные вашей компанией за последние годы в государственном секторе, вы можете назвать наиболее интересными? Расскажите о них подробнее.
Роман Кругляков: В 2011-2012 гг. «Армада» реализовала множество интересных проектов, в том числе и в государственном секторе. Автоматизированную систему государственных и муниципальных услуг и функций г. Москвы (АС ГУФ) я уже отмечал. Отрадно, что ее использование привело к отмене необходимости запрашивать несколько десятков документов в ходе оказания различных госуслуг. Также на основе АС ГУФ реализованы такие социально значимые и востребованные услуги, как запись детей в детский сад и на отдых, выдача разрешения на резидентную парковку, лицензирование такси и другие.
Стоит упомянуть и о проекте, реализуемом «Армадой» в интересах Центра крови Федерального медико-биологического агентства, по развитию единой информационной базы данных и обмена этими данными между 73 объектами службы крови России в 63 субъектах РФ. Проект является частью масштабной программы развития добровольного донорства крови, совместно реализуемой Минздравом и Федеральным медико-биологическим агентством в 2008-2012 гг.
Кроме этого, в 2001-2012 гг «Армада» реализовывала проекты по созданию элементов электронного правительства и внедрению многофункциональных центров оказания госуслуг в Ярославской, Вологодской, Тверской, Новгородской, Самарской, Орловской, Иркутской областях, Москве и Республике Коми.
Компания активно участвует в модернизации учреждений здравоохранения. За последний год МИС «Медиалог» была внедрена в Государственном научно-исследовательском центре профилактической медицины, Эндокринологическом научном центре Минздравсоцразвития России, НИИ СП им. Н.В. Склифосовского, ГКБ №1 имени Н.И. Пирогова, а так же в учреждениях ФМБА Росси в Москве и Самаре и других.
CNews: Спасибо.