|
|
Обзор подготовлен
CNews: Когда начались работы по переводу услуг в электронный вид?
Игорь Шаповалов: В рамках реализации комплексных проектов модернизации образования (КПМО) в 2008 г. Департамент образования Белгородской области создал информационно-аналитическую систему «Электронный мониторинг образовательных учреждений Белгородской области» (ЭМОУ). Она предназначена для информационного обмена и взаимодействия между образовательными учреждениями, муниципальными органами управления образованием, Департаментом в рамках проведения процедур государственной аккредитации образовательных учреждений и аттестации педагогических и руководящих работников. В создании системы Департамент сотрудничал с Белгородским государственным университетом.
В последующие годы система ЭМОУ постепенно развивалась. Так, в 2009 г. благодаря ей стало возможным проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов в новой форме: с использованием автоматизированной обработки результатов, приема апелляций в электронном виде, информирования участников о полученных результатах через систему. В 2010 г. в ЭМОУ был реализован модуль «Электронная школа», позволяющий осуществлять ведение электронного дневника и электронного журнала. Еще через 2 года в системе появилась возможность приема заявлений, постановки на учет и зачисления детей в детские сады, а также зачисления в образовательное учреждение.
CNews: Какие способы получения услуг в электронном виде обеспечены для граждан в Белгородской области?
Игорь Шаповалов: В 2012 г. в рамках государственного контракта, заключенного между Администрацией губернатора области и «Ростелекомом», завершены работы по переводу в электронный вид государственных и муниципальных услуг в сфере образования. Заключительный этап этих работ предусматривал, что граждане смогут видеть результаты предоставления услуг на Едином портале государственных и муниципальных услуг, если это не запрещено Федеральным законом.
Таким образом, сегодня заявитель может получить услугу через Единый портал государственных услуг и с помощью ведомственных информационных систем: ЭМОУ, Портала муниципальных услуг в сфере образования, Виртуальной школы.
CNews: Как организован процесс обработки заявлений, поданных через Единый портал государственных и муниципальных услуг?
Игорь Шаповалов: Заявления, поданные через Единый портал государственных и муниципальных услуг, направляются в виде запроса на сервер, где находятся информационные системы. После обработки запроса заявителю по утвержденной форме направляется уведомление об оказании услуги. При приеме заявлений, постановке на учет и зачислении детей в дошкольные учреждения ответственные за оказание услуги лица информируют заявителя о приеме заявления, его идентификационном номере, а по завершении оказания услуги – о фактическом зачислении в учреждение. Такая же схема работы применяется и при оказании услуги «Зачисление в образовательные учреждения».
Игорь Шаповалов, начальник Департамента образования Белгородской области
CNews: Какие способы подачи заявления в электронном виде наиболее востребованы?
Игорь Шаповалов: В сфере образования наиболее часто оказываются услуги по зачислению детей в дошкольные образовательные учреждения, зачислению в первый класс общеобразовательных учреждений. Так, в 2011-2012 гг. при зачислении детей в 1 класс, наряду с приемом заявлений в бумажном виде, была апробирована информационная система «Портал муниципальных услуг в сфере образования», позволяющая подавать заявление о зачислении в электронном виде. Общее количество электронных заявлений по области составило 6941. Это 49,6% от общего числа зачисленных в 1 класс (14005 человек).
CNews: Как обеспечена возможность получения сведений о ЕГЭ в электронном виде?
Игорь Шаповалов: Центр обработки информации в период проведения ЕГЭ функционирует у нас на базе «Белгородского регионального центра оценки образования». С 2011 г. он предоставляет информацию из базы данных субъектов Российской Федерации о результатах ЕГЭ в электронном виде. В области разработана информационная система, позволяющая всем участникам ЕГЭ, пройдя авторизацию, получать данные о результатах экзамена после их поступления в регион. В текущем году такая возможность будет дополнительно реализована и через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
CNews: Как организована работа по ведению электронного дневника?
Игорь Шаповалов: В соответствии с приказами Департамента образования в Белгородской области осуществлялось поэтапное вндрение услуги «Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости». При переходе на электронные дневники и журналы в регионе учитывалась техническая возможность каналов связи, по которым осуществляется доступ к интернету в общеобразовательных учреждениях, а также обеспеченность учреждений компьютерной техникой.
В настоящее время в общеобразовательных учреждениях области внедрены различные автоматизированные системы управления образовательным процессом, в которых предусмотрено предоставление информации о текущей успеваемости учащегося и ведение дневника и журнала успеваемости в электронном виде. К ним относится «Виртуальная школа», разработанная специалистами «Фабрики информационных технологий» Белгородского государственного технологического университета имени В.Г.Шухова и «Электронная школа», созданная специалистами Белгородского государственного университета.
Эти системы отвечают единым требованиям ведения журналов успеваемости обучающихся в электронном виде, которые были изложены в письме Минобрнауки России от 15 февраля 2012 г. № АП – 147/07 «О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде». К концу 2013 г. мы планируем внедрить системы электронных дневников и журналов успеваемости во всех школах Белгородской области.
CNews: При помощи каких организационно-технических решений была обеспечена возможность электронной записи в детские сады?
Игорь Шаповалов: В рамках исполнения правительственного распоряжения «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде» и поручения губернатора Белгородской области Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области разработал программный продукт для регистрации электронных заявлений о приеме детей в дошкольные учреждения и 1 класс. Он размещен по адресу http://uslugi.vsopen.ru/.
Рекомендации по использованию этого программного продукта, а также примерные временные правила регистрации электронных заявлений направлены руководителям муниципальных органов образования области. На основании данных рекомендаций в территориях разработаны и утверждены муниципальные порядки (регламенты). В муниципальных органах управления образования назначены специалисты, ответственные за формирование электронных баз данных по учету очередности и зачисления детей.
Для общедоступного использования программного продукта гражданам области предоставлена возможность подачи заявления о зачислении в общеобразовательное и дошкольное учреждение в электронном виде на региональном портале государственных и муниципальных услуг в разделе «Региональные услуги в электронном виде».
В течение 2012 г. при помощи информационной системы родителями подано 2491 электронное заявление о постановке детей на очередь в детские сады.
Эта информационная система используется при ведении электронной очереди в большинстве муниципальных образований области и позволяет подать заявление на зачисление в детский сад при условии регистрации в ней. В отдельных муниципальных образованиях в настоящее время используется информационная система ЭМОУ с аналогичным функционалом.
CNews: Каким образом ведется контроль качества предоставления услуг в электронной форме?
Игорь Шаповалов: Контроль осуществляется, прежде всего, внутри ведомств, потому что любой регламент исполняет представитель управления регионального или муниципального уровня. В каждом административном регламенте содержится порядок и формы контроля над исполнением административных процедур в рамках предоставляемой услуги, а также механизмы досудебного обжалования незаконных и неоправданных действий (бездействий) должностных лиц.
Любой написавший жалобу гражданин может быть уверен, что она будет рассмотрена. По результатам проведения служебных проверок руководитель соответствующего ведомства в случае выявления нарушения прав заявителей привлекает виновных лиц к дисциплинарной ответственности. Для удобства граждан на сайте Департамента реализована возможность подать жалобу на некачественное оказание услуги. Если говорить о внешнем контроле, то это, конечно, органы прокуратуры и другие контролирующие органы.
CNews: Проводятся ли мероприятия по популяризации получения услуг населением в электронном виде и как осуществляется контроль их эффективности?
Игорь Шаповалов: Мы пытаемся как можно больше рассказать об электронных услугах через местные СМИ. Только за последнее время нами инициирован целый ряд публикаций на эту тему в региональных изданиях, а также подготовлен сюжет для телевидения.
CNews: Как осуществляется финансирование перевода в электронную форму услуг в сфере образования?
Игорь Шаповалов: Финансирование работ по интеграции с Единым порталом государственных и муниципальных услуг осуществлялось в рамках государственного контракта, заключенного между Администрацией губернатора области и «Ростелекомом». В период создания, внедрения и апробации информационных систем – в рамках региональных программ по отрасли «Образование».
CNews: Каковы планы по дальнейшему переходу к оказанию услуг в электронной форме в сфере образования? Какие новые возможности будут обеспечены для граждан?
Игорь Шаповалов: В дальнейших планах - расширение спектра предоставляемых услуг и минимизация сроков их предоставления.