|
|
Обзор подготовлен
CNews: Какой стратегический документ определяет развитие информатизации Фонда?
Николай Елистратов: Таким основополагающим документом сегодня является Концепция развития автоматизированной информационной системы (АИС) ПФР с 2012 по 2016 гг.
28 августа 2012 г. состоялось заседание Правления Пенсионного фонда, на котором она была одобрена. В декабре 2012 г. распоряжением Правления был принят план мероприятий по ее реализации, фактически дан старт масштабной модернизации. Этому предшествовали 2 года плановой, кропотливой работы, глубокого анализа параметров и характеристик действующей системы. В работу были вовлечены все лучшие специалисты центральных и региональных подразделений ПФР, признанные государственные и коммерческие структуры, ведущие учебные и научно-исследовательские центры. Мы не имели права спешить, понимая, что речь идет об одной из самых сложных и социально значимых федеральных систем.
Еще в конце 2010 г. было проведено несколько научно-исследовательских работ (НИР), направленных на то, чтобы ответить на главные вопросы: каков потенциал существующей системы и есть ли серьезные основания для проведения глубоких преобразований?
CNews: Каковы же основные предпосылки предстоящих изменений?
Николай Елистратов: Архитектура существующих информационных систем ПФР спроектирована почти 20 лет назад на базе современных для того времени информационных технологий и развивалась в соответствии с изменениями положений законодательства Российской Федерации в области информационных технологий и защиты информации, а также реализации дополнительных функций, отнесенных к компетенции ПФР.
В разработке программных и программно-технических комплексов (ПК и ПТК) АИС ПФР участвовало большое число подрядчиков, что при отсутствии единых технологических стандартов и регламентов привело к созданию системы, состоящей из разнородных, слабо интегрированных и трудно совместимых компонентов. В настоящее время в Пенсионном фонде Российской Федерации эксплуатируется несколько десятков приложений, поддерживаемых централизованно, и несколько сотен приложений, разработанных в региональных отделениях ПФР, в основном в инициативном порядке.
Разнообразие программно-технических средств затрудняет системное администрирование, включая такие задачи, как обновление программного обеспечения, балансировка вычислительной нагрузки, оптимизация сетевого трафика при использовании «внесистемных» решений для интеграции приложений. В условиях острого недостатка притока квалифицированных кадров в систему ПФР сложность задачи администрирования и мониторинга системных ресурсов приводит к тому, что часть этих задач недостаточно эффективно решается.
Значительные изменения правового пространства пенсионной системы и принимаемые в ПФР решения по оптимизации деловых процессов привели к необходимости изменений АИС ПФР.
Кстати, озвученные выше риски, характерны в той или иной конфигурации, для большинства ИТ-систем крупнейших госструктур.
CNews: Как сформулированы основные цели работ в рамках Концепции?
Николай Елистратов: Концепция развития АИС ПФР направлена на реализацию стратегических целей Пенсионного фонда Российской Федерации и служит инструментом для обеспечения постоянного соответствия между положениями законодательства пенсионной и социальной сфер и возможностями информационных систем.
Сегодня перед Пенсионным фондом Российской Федерации стоит несколько стратегических целей. Во-первых, повышение эффективности системы пенсионного и социального обеспечения и качества обслуживания клиентов, как граждан, так и юридических лиц. Во-вторых, повышение качества информационного взаимодействия с партнерами (федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, кредитными организациями и зарубежными участниками международных договоров Российской Федерации). Но над всем этим - создание высокоэффективной и высокотехнологичной системы управления процессами, гарантирующей реализацию основных и обеспечивающих функций ПФР.
Тактически же стоит задача построения гибкой и масштабируемой технологической инфраструктуры, обеспечивающей быструю интеграцию существующих и создание новых информационных подсистем, создание единого информационного пространства, обеспечивающего высокую скорость доступа к информационным ресурсам ПФР и повышение уровня автоматизации процессов выполнения государственных функций и предоставления государственных услуг в электронном виде, относящихся к компетенции ПФР, и упрощении административных и технологических процедур.
Имеющаяся сейчас в ПФР информационная система за последние 20 лет выдержала много нововведений, в том числе те, которые напрямую не относятся к пенсионным вопросам. Например, в ней появились широкие возможности работы с информационной базой по материнскому капиталу. Но инфраструктура, в которой существует пенсионная система, и конкретно АИС ПФР, изменились, и мы были вынуждены модернизировать многие процессы в связи с ростом объемов информации, повышением требований к ее чистоте, расширением функций Фонда.
В настоящее время все наши базы данных структурированы, ПФР честно и эффективно исполняет все возложенные на него функции, но в системе существуют узкие места, о которых мы хорошо знаем, и которые призвана исправить новая АИС.
CNews: Как обеспечивается сохранность персональных данных в Пенсионном фонде?
Николай Елистратов: ПФР является крупным хранилищем и оператором персональных данных. Пенсионный фонд – это одна из федеральных структур, где система защиты информации выстроена в соответствии с самыми высокими требованиями. Все используемое нами оборудование и средства обработки информации сертифицированы по 152-ФЗ.
Целью обеспечения информационной безопасности АИС ПФР является безусловное выполнение основных задач и функций ПФР и защита участников информационных отношений от причинения им какого-либо ущерба по причине несанкционированного (случайного и преднамеренного) вмешательства в процесс функционирования АИС ПФР или доступа к циркулирующей в ней информации.
Совершенствование системы управления информационной безопасностью, развитие систем управления ИТ-деятельностью неразрывно связаны со стандартизацией процессов управления информационными технологиями и информационной безопасностью, созданием нормативной, методической и регламентирующей базы.
Задачами системы управления информационной безопасностью являются систематизация процессов обеспечения информационной безопасности, расстановка приоритетов в этой области, достижение адекватности системы информационной безопасности существующим рискам, достижение ее «прозрачности».
Создание системы управления безопасностью должно обеспечить эффективное отслеживание изменений, вносимых в систему информационной безопасности, процессов выполнения политики безопасности, управление системой в критичных ситуациях
Основными направлениями обеспечения информационной безопасности АИС ПФР с учетом ее развития являются поддержка живучести и адаптивности АИС ПФР, организационной и информационной совместимости ее подсистем и элементов и комплексная комбинированная защита конфиденциальности, целостности, доступности и аутентичности информационных ресурсов системы.
Защите подлежит вся циркулирующая в АИС ПФР информация. Методы и меры защиты ресурсов АИС ПФР определяются дифференцированно, исходя из их важности, особенностей реализации и использования.
Перечень информации АИС ПФР, конфиденциальность которой требуется обеспечить, разрабатывается на основании требований законодательства Российской Федерации и утверждается решением Правления ПФР.
Система информационной безопасности АИС ПФР реализована как комплекс обоснованных, взаимно согласованных нормативных, организационных и технических (программных и аппаратных) мер на всех этапах процесса обработки и хранения информации, при передаче ее по каналам связи и иными способами.
К примеру, в ПФР допускаются только сертифицированные на соответствие требованиям безопасности средства защиты информации.
CNews: Какие основные функции отрабатывает АИС ПФР и как будет выстроена архитектура будущей системы?
Николай Елистратов: Пенсионный фонд Российской Федерации – один из наиболее значимых социальных институтов страны – является крупнейшей федеральной системой оказания государственных услуг в сфере социального обеспечения. Мы назначаем и выплачиваем пенсии более чем 40 млн граждан. Почти 20 млн человек получают по линии ПФР различные социальные выплаты, в том числе материнский капитал. ПФР администрирует страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а так же мы ведем базу персонифицированного учета пенсионных прав граждан.
В рамках проведения пенсионной реформы в ближайшие годы ожидается динамичное изменение законодательства Российской Федерации, что, в свою очередь, предъявит к Пенсионной фонду Российской Федерации дополнительные требования по адаптации пенсионной системы к работе в новых условиях. Активно развивается СМЭВ.
Потребителями информации АИС ПФР станут все юридические и физические лица Российской Федерации, которым могут оказываться государственные услуги в электронном виде через Единый портал государственных услуг (ЕПГУ), а информационное взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления планируется осуществлять с использованием Системы межведомственного электронного взаимодействия, а также межведомственного электронного документооборота.
К настоящему времени АИС ПФР обслуживает более 100 тыс. внутренних пользователей. Суммарный объем баз данных, обрабатываемых в ПФР, составляет 247,5 Тб, при этом ежегодный прирост информации в базах данных составляет 2,7 Тб. Средний объем информации, обрабатываемой в сутки, составляет 120 Гб. Парк серверного оборудования включает в себя более 10 000 серверов разных платформ. Портал ПФР обрабатывает ежедневно на пиковых показателях до 900 тыс. запросов.
CNews: Пользуетесь ли вы услугами ЦОДов? Обсуждался ли вопрос о передаче части функций по обработке информации в сторонние ЦОДы?
Николай Елистратов: В настоящее время ПФР пользуется услугами только собственных технологических площадок. Основные серверные мощности объединены в Центральный вычислительный комплекс (ЦВК), оператором которого является Информационный центр персонифицированного учета (ИЦПУ), расположенный в Москве. В регионах также создано несколько серверных кластеров, но они тоже требуют архитектурной и технической модернизации.
Мы не рассматриваем вопрос передачи функций оператора ЦВК или других технологических площадок на аутсорсинг. АИС ПФР слишком сложная технологическая материя, чтобы ее можно было кому-либо передать, даже временно. Ее устойчивость, стабильность и управляемость – гарантия минимизации рисков при реализации функционала Пенсионного фонда.
CNews: Привлекает ли ПФР аутсорсинговые компании для выполнения сервисных функций?
Николай Елистратов: На сегодняшний день наше ИТ-хозяйство состоит из более 10 000 серверов и 2600 точек присутствия. Плюс корпоративная сеть передачи данных, системы информационной безопасности, портал ПФР, другие ИТ-ресурсы. Число пользователей превышает 120 000 человек.
В рамках размещения государственных заказов мы ежегодно привлекаем для развития и обслуживания нашей ИТ-инфраструктуры не менее 150 компаний. В этой части аутсорсинг – неизбежность, с которой приходится мериться.
При этом вопросы функциональной и технической постановки задач, управления проектами и мониторинга качества их выполнения остаются и будут оставаться незыблемой прерогативой подразделений Пенсионного фонда.
CNews: Какова численность сотрудников ИТ-подразделения ПФ РФ?
Николай Елистратов: В состав ИТ-блока ПФР входит несколько департаментов и управлений, ИЦПУ. Это архитекторы, тестировщики, разработчики, специалисты по ИТ-инфраструктуре и телекоммуникациям, информационной безопасности. В общей сложности их численность в центральном аппарате составляет около 200 человек, а с учетом сотрудников ЦВК – около 400 человек.
Кроме того, в ИТ-отделах наших региональных подразделений занято еще около 4000 сотрудников из почти 130 000 работающих в системе ПФР. Они в основном занимаются эксплуатацией прикладных информационных систем.
CNews: Не могли бы вы подробно описать структуру ИТ-блока Пенсионного фонда?
Николай Елистратов: Все решения по информатизации ПФР являются результатом совместной работы функциональных подразделений и блока ИТ. Самые важные из них, стратегически значимые, принимаются Правлением ПФР. Председатель Правления принимает активное участие в рассмотрении и принятии решений, связанных со стратегией развития АИС ПФР. Один из заместителей Председателя курирует вопросы ИТ, телекома, информационной безопасности, ИЦПУ, предоставления государственных услуг в рамках СМЭВ.
Непосредственно ИТ-блок состоит из нескольких структурных подразделений. Во-первых, департамент информационных технологий, который занимается разработкой программного обеспечения, его тестированием и внедрением. Во-вторых, департамент управления инфраструктурой АИС ПФР, который отвечает за телекоммуникации и всю инфраструктуру. В-третьих, управление по защите информации, в четвертых, управление организации предоставления государственных услуг в рамках СМЭВ, а также ИЦПУ.
В региональных отделениях ПФР состав представителей ИТ-блока варьируется в зависимости от объема выполняемых задач от 15 до 40 специалистов.
В каждом территориальном органе ПФР (районные управления ) работает 1-3 человека, которые занимаются, в основном, эксплуатацией вычислительной техники и техподдержкой.
CNews: Требовалось ли согласование ИТ-стратегии фонда или выбора целевой архитектуры АИС ПФР с Минкомсвязью? Это профильное министерство как-то участвует в информатизации Фонда?
Николай Елистратов: Пенсионный фонд всегда поддерживает активные деловые отношения с Министерством связи и массовых коммуникаций. Все основополагающие документы по информатизации ПФР мы согласовываем с этим ведомством. Минкомсвязь является крупнейшим поставщиком, оператором и координатором многих проектов, в которых участвует и ПФР. На экспертном уровне мы обсуждаем со специалистами Министерства конкретные задачи, касающиеся реализуемых механизмов работы СМЭВ, координации действий с регионами.
Кроме Минкомсвязи, ПФР динамично взаимодействует и с другими ведомствами, и, прежде всего, это Министерство труда и социальной защиты, а также ФНС, ФМС, Росреестр, ФССП, ФСС и другие.
CNews: Согласование ИТ-документов с Минкомсвязью приводит к каким-то значимым изменениям в них?
Николай Елистратов: Взаимоотношения с Минкомсвязью всегда определены рамками законодательства и носят конструктивный характер. Все представляемые для заключений материалы рассматриваются содержательно и доброжелательно в необходимые сроки.
CNews: Как изменится ИТ-бюджет ПФР в 2013 г.? Какие его статьи наиболее затратны? Какие крупные тендеры уже объявлены или будет объявлены в ближайшее время? Какова их сумма?
Николай Елистратов: Наш ИТ-бюджет в 2013 г. по сравнению с 2012 г. остался практически на том же уровне. При этом следует заметить, что если по абсолютному значению расходов на ИТ мы находимся в числе лидеров среди госведомств, то в пересчете на количество точек присутствия ПФР в регионах (более 2600), это цифра перестает быть впечатляющей, располагается далеко от первой «двадцатки».
Что касается отдельных статей расходов, то абсолютным лидером является обеспечение функционирования телекоммуникационной инфраструктуры – это около 40% бюджета.
CNews: Что для вас изменилось с появлением СМЭВ? Насколько корректно на ваш взгляд работает межведомственное взаимодействие? Для чего в первую очередь ПФР использует СМЭВ?
Николай Елистратов: Пенсионный фонд является традиционно крупным источником информации и, в равной степени, потребителем сведений.
Идея создания СМЭВ созвучна общей стратегии развития пенсионной системы – помогать человеку. Воплощение, уверен, тоже будет хорошим, когда работа войдет в штатный режим. Сейчас потребуется немало усилий для того, чтобы созданная усилиями всех ведомств инфраструктура «задышала». Очень важно, чтобы на этом этапе мы все имели возможность отточить это самое межведомственное взаимодействие на всех уровнях.
В рамках подключения к СМЭВ нам пришлось модернизировать внутренний портал ПФР, через который пользователи получают данные. Сегодня в пиковых точках мы обрабатываем свыше 900 тыс. запросов в день (в среднем 300-350 тысяч). Более трети общего объема массива информации идет из регионов.
С 1 июля 2012 г. по 1 февраля 2013 г. количество обрабатываемых в сутки запросов увеличилось почти в 3 раза. Думаю, что когда СМЭВ заработает в полную силу, мы будем обрабатывать до 1,5 млн запросов в сутки.
CNews: Планируете ли вы в 2013 г. объявлять крупные конкурсы в рамках обновления АИС ПФР?
Николай Елистратов: Да, существует целый ряд крупных работ, которые в силу их функциональных и технических особенностей нельзя раздробить на более мелкие. В противном случае будет потеряно качество.
Кроме того, в последнее время объемы и сложность работ в сфере ИТ постоянно растут, а наш собственный штат ИТ-специалистов практически остается прежним. Поэтому мы вынуждены иногда отходить от собственной разработки ПО (кроме самых тонких приложений, квалифицированного вмешательства в мозг программно-технический комплексов и программ) и оставлять за собой лишь управленческие и контрольные функции. Такая ситуация сегодня складывается в ИТ-структурах многих органов государственной власти.
ИТ-подсистемы Пенсионного фонда очень сложны, прежде всего, своей многослойной функциональностью, и практика входа нового подрядчика в процесс «познания» системы ПФР показывает, что ни одна из существующих в РФ компаний не может разобраться с порученными задачами быстрее, чем за полгода.
CNews: Существует ли главный поставщик ИТ-решений для Пенсионного фонда?
Николай Елистратов: Нет, на всех уровнях Пенсионного фонда в части ИТ работает более 150 компаний – крупных и мелких – победителей в гостендерах. ИТ-система ПФР состоит из более 30 функциональных, инфраструктурных и вспомогательных подсистем, более 10 крупных регистров и реестров. Мы стараемся проводить взвешенную, равноудаленную политику по отношению к ведущим вендорам и подрядчикам. Это абсолютно необходимо для сохранения высокого качества работ и закупаемых ресурсов.
CNews: Спасибо.