|
|
Обзор подготовлен
CNews: Объединение информационно-аналитических ресурсов разных ведомств является сегодня важным трендом, соответствующим общегосударственной стратегии создания информационного общества. Какова, на ваш взгляд, роль ситуационных центров в этом процессе?
Елена Новикова: Прежде всего, хочу подчеркнуть, что ситуационный центр – это инструмент руководителя страны или региона, ведомства или корпорации. Это место, где руководитель получает информацию из различных источников: из финансово-экономических систем, из систем анализа СМИ, от экспертного сообщества, от своих сотрудников. Здесь вся информация перерабатывается, осмысляется и, что немаловажно, верифицируется. Поэтому, я думаю, что ситуационный центр – это ключевой элемент в информатизации страны, региона и корпорации.
В России уже 15 лет создается система ситуационных центров. В эту систему входят ситуационный центр Президента, ситуационный центр Администрации Президента, ситуационные центры различных ведомств и руководителей регионов. Это влечет за собой необходимость унификации информационных ресурсов, технических решений, работы с едиными информационными потоками, которые существуют и в регионе, и у руководителя страны.
Ситуационные центры уже связаны единой сервисной сетью. Естественно, она закрытая, и в нее включаются другие ситуационные центры по мере их возникновения. Следующими будут, возможно, ситуационные центры Совета коллективной безопасности. Таким образом, система в том или ином виде может быть распространена и на Содружество стран СНГ. Последние два года мы работаем над созданием ситуационных центров Казахстана и думаем уже над созданием ситуационных центров Узбекистана.
CNews: На каком уровне развития находится сейчас система ситуационных центров?
Елена Новикова: Она постоянно развивается. Развивается достаточно сложно, потому что каждый регион сам принимает решение, проводит свой конкурс, определяет своего подрядчика.
Для того, чтобы регион принял решение о создании ситуационного центра, он должен осознать его необходимость. Поэтому задача целого ряда государственных, научных и коммерческих структур донести до руководства субъектов информацию о целях и возможностях ситуационного центра.
CNews: Как за последние годы изменились требования заказчиков к ситуационным центрам?
Елена Новикова: Да, требования заказчиков меняются, и меняется понимание того, что такое СЦ, рынок эволюционирует и обучается. Приходит понимание функционала и задач СЦ для различных областей, расширяется представление об информационном наполнении СЦ. Очень медленно, но приходит осознание того, что СЦ - это не волшебный ящик, обслуживаемый одной магической информационной системой, отвечающей на все вопросы. Это интеграция многих информационно-аналитических систем, это работа аналитиков и экспертов, это качественная организация эргономики проведения совещаний, это бизнес-графика. Без этих компонентов нельзя построить серьезный центр управления.
CNews: Как, по вашему опыту, сегодня выглядит структура затрат на создание СЦ органа государственной власти? Каковы в ней доли визуального оборудования, аналитического ПО?
Елена Новикова: Одним из самых важных пунктов при создании СЦ является не оборудование и не аналитическое ПО, а разработка концепции и проектирование СЦ. На это требуется выделять финансирование, и эта часть может составлять до 20% стоимости СЦ.
Оборудование, конечно, является наиболее затратным пунктом в создании СЦ – его доля составляет около 50%. Весомая статья расходов – это ремонт помещений и затраты на мебель. Хотя это и не относится к информационным технологиям, но без этого СЦ не будет функционировать. Немаловажными являются также затраты на защиту информации – около 10%, особенно это касается СЦ органов государственной власти.
Сложно оценить затраты на разработку и внедрение ПО, так как они обычно проходят в несколько этапов, и могут занять несколько лет. Поэтому при создании СЦ очень важно определить, какие вложения наиболее эффективно сделать на первом этапе и на последующих этапах создания.
Хочу отметить, что, несмотря на то, что структура затрат на создание СЦ уже многие годы остается практически неизменной, качество проработки информационных систем меняется. Например, компания «Прогноз» постоянно расширяет возможности оценки деятельности региона, включая в свои системы больше показателей и больше насущных вопросов.
CNews: Совещания руководителей проводятся в ситуационном центре достаточно редко. Что там происходит в оставшееся время?
Елена Новикова: В ситуационном центре постоянно работают аналитики – готовят вопросы к совещаниям, анализируют состояние региона по различным показателям.
CNews: Какие решения особенно востребованы заказчиками в процессе модернизации уже существующих СЦ?
Елена Новикова: Не так много СЦ модернизируются, в основном создаются новые, поэтому сложно сказать, что востребованы какие-то определенные решения. Может модернизироваться оборудование, например, меняться система отображения информации. Сейчас производят видеостены со светодионым источником света, который работает гораздо дольше лампового. Кроме того, востребованы дисплеи на базе лазерно-фосфорной технологии. В СЦ могут также дорабатываться и внедряться новые информационные системы, очень востребованы технологии видеоконференц-связи full HD, внедряется ПО для управления информационными потоками (ВИРД).
CNews: Можете ли вы привести примеры ситуационных центров, которые отвечают всем современным требованиям?
Елена Новикова: В настоящее время ситуационные центры существуют в 25-30% российских регионов. Идеальных среди них нет, они все разные. Например, мы создавали ситуационный центр Ненецкого автономного округа. Там все идеально по оснащению, но мне кажется, его не очень активно используют. А вот в ситуационном центре Ростовской области, может быть, все не так красиво, но очень серьезно работают аналитики.
Сейчас мы оборудовали ситуационный центр Ханты-Мансийского автономного округа. Посмотрим, как будет происходить его информационное наполнение. Существует ситуационный центр губернатора Санкт-Петербурга. Он используется для анализа различных ситуаций в городе.
Возможно, эффективность использования зависит от специфики каждого конкретного региона. Мы общались со специалистами Сахалинского СЦ. Им СЦ необходим для объединения всех 19 островов, где существует сейсмическая опасность. С помощью системы видеоконференцсвязи было организовано взаимодействие муниципальных образований. При этом исчезла необходимость многочисленных командировок.
CNews: Каковы отличия российских ситуационных центров от аналогичных центров в развитых странах?
Елена Новикова: В Турции есть ситуационный центр министерства чрезвычайных ситуаций. Он похож на наш ситуационный центр, принципиальных отличий от нашего я там не увидела.
Но аналогов создаваемой в нашей стране системе ситуационных центров регионов, по крайней мере, в Европе и Америке, не существует. Может быть, в этом и заключается основное отличие.
CNews: Каким образом могут быть решены вопросы определения состава и унификации параметров оборудования программно-аппаратных комплексов создаваемых и модернизируемых СЦ в условиях формирования системы СЦ?
Елена Новикова: Ситуационные центры, объединенные в систему, должны работать в едином информационном и технологическом поле. Это определяет подходы к их созданию.
Необходимо обеспечить унификацию инженерно-технического обеспечения, унификацию форматов и протоколов обмена данными, создать единый информационный фонд. Инфомационно-аналитические системы, работающие в сети СЦ, также должны строиться с учетом территориальной распределенности. Для определения состава программно-аппаратных комплексов и повышения эффективности использования их в рамках системы СЦ разработана система критериев оценки эффективности проектирования СЦ. В нее входят критерии информации, технологии, эргономики. Интегральный коэффициент качества СЦ (КСЦ) показывает, насколько сбалансированными получаются разрабатываемые решения.
CNews: Какие продукты, услуги или решения компания Polymedia предлагает российским государственным ведомствам сегодня?
Елена Новикова: В области технических решений наша компания может предложить инновационные и даже уникальные решения. Вот, например, лазерно-фосфорные дисплеи – такие в мире производит только одна компания – PRYSM, американский производитель, разработавший уникальные модульные экраны для построения видеостен и других конструкций, отличающихся низким энергопотреблением, долговечностью, высокой яркостью и экологической чистотой эксплуатации. При этом, мы, конечно, не умоляем достоинств других технологий (ведь все они обладают своими преимуществами в зависимости от задач пользователя), и поставляем в рамках своих проектов видеостены Mitsubishi со светодиодным источником света.
Мы также много работаем над созданием программных решений для ситуационных центров, и уже несколько лет успешно внедряем ПО собственного производства ВИРД. Это ПО помогает управлять информационными потоками и распределять их на различные системы отображения, коих в СЦ всегда много, а для удобства восприятия, (что способствует оперативности принятия решения), помогает представить информацию в максимально наглядном виде.
Вторая наша разработка – система для законодательных собраний «Конгресс». В ней с системой голосования связан информационный контент, который находится в единой базе данных. Депутаты видят обсуждаемый вопрос у себя на экране, могут посмотреть связанные с ним документы.
А совсем недавно мы представили российскому рынку совершенно новое изобретение, аналогов которому нет во всем мире. Силами своих программистов и инженеров мы разработали многофункциональное интерактивное устройство коллективного пользования для проведения совещаний, деловых встреч и презентаций в переговорных комнатах. Это Flipbox, получивший свое название от flipchart, только наш – электронный. С его помощью можно работать с графиками и рисунками, выходить в облако, в интернет, проводить сеансы видеоконференцсвязи, отсылать информацию по e-mail и даже в соцсети, выводить изображение экрана ноутбука и многое другое – и все это с помощью одного устройства с простым пользовательским интефейсом.
Вообще, в мире продолжается тренд на интерактивность, которая проявляется в самых неожиданных формах. Например, интерактивные столы – очень удобная форма коллективной работы с информацией. Полезна для заказчиков из силовых и государственных структур, а также для бизнеса, не говоря уже об образовании.
Если говорить о деятельности Polymedia в области создания решений “под ключ”, то мы предоставляем целый комплекс услуг от консалтинга, разработки концепции проектов, проектирования и заканчивая полной реализацией и обучением сотрудников заказчика. Наши решения по созданию СЦ мы дополняем решениями наших партнеров в области разработки информационно-аналитических систем и таким образом создаем СЦ, полностью готовый к эксплуатации.
CNews: Какие проекты, реализованные вашей компанией за последние годы в государственном секторе, вы считаете наиболее интересными? Расскажите о них подробнее.
Елена Новикова: За последние годы довольно нетривиальным для нас проектом стал СЦ Ненецкого автономного округа, где помимо аудиовизуальной составляющей мы работали над информационно-аналитической системой. Получился законченный целостный проект, успешно функционирующий и развивающийся. За него мы получили премию в области системной интеграции ProIntegration Awards.
В этом году мы реализовали проект Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного для ДОБДД. С инжиниринговой точки зрения проект довольно интересен. Согласно нашей концепции, размещение персонала и технических средств разрабатывалось с учетом информационного обмена между различными службами и специфики визуализации видеоинформации. Мы спроектировали и реализовали два основных функциональных помещения – зал оперативных служб и зал совещания руководства.
В зале оперативных служб перед экранами коллективного пользования большой информационной емкости на основе видеостен были организованы рабочие места для одновременной работы персонала по 5 независимым направлениям. Например, одновременно на одном рабочем месте может отрабатываться задача в одном из регионов РФ, а на другом - совершенно другая задача в другом регионе. Рабочие места также могут работать в согласованном режиме, когда на всех них (или любой комбинации) может отрабатываться общая задача.
В основном, работа в зале оперативных служб ведется на основе визуализации на видеостенах и последующего анализа специалистами геопространственных данных. Но благодаря мощной системе коммутации и применению специализированных графических контроллеров информация в Центре транслируется от любых информационных систем, визуализируются источники информации (например, видеоконференцсвязи) различных форматов.
В отдельном помещении, вблизи зала оперативных служб, располагается зал совещания руководства. В случае необходимости, в этом зале может собраться рабочая группа для проведения планового заседания или оперативного совещания по разбору нештатной ситуации, произошедшей на трассе. На большом экране участники совещаний могут не только работать с информацией с локальных источников, но и получать у оператора любой информационный канал из зала оперативных служб.
Технические решения и средства спроектированы таким образом, что в любой момент в комплекс могут быть внедрены любые информационные системы, которые разрабатываются в настоящий момент или будут разработаны заказчиком в перспективе. Также принцип открытости архитектуры комплекса распространяется и на технические подсистемы. Так, например, без лишних материальных затрат на интеграцию, в случае необходимости, в состав комплекса может быть добавлена система видеоконференцсвязи с региональными структурными подразделениями ДОБДД или видеонаблюдения за обстановкой на трассах или определенных участков трасс.
Среди других масштабных проектов - создание ситуационных центров в Ханты-Мансийском автономном округе и Омской области.
Сейчас мы занимаемся оснащением СЦ еще в ряде регионов, работаем с образовательными учреждениями. Например, создали систему дистанционного обучения в Краснодарской области, в состав которой входят 124 школы, единый центр в Краснодаре и региональное министерство образования. Теперь учитель в базовой школе может проводить уроки в нескольких малокомплектных школах. При этом ученики его видят, слышат и могут работать на интерактивной доске вместе с учителем. Хочу, кстати, отметить, что, когда случилось наводнение в Крымске, эта система активно использовалась для оперативных совещаний.
Мы участвовали в оснащении Дальневосточного университета, внедряли там электронный чат для руководителя. Это небольшое решение для совещаний на 10–15 человек. В нем реализована возможность просмотра информационных материалов, рисования и проведения «мозговых штурмов». Вообще, решения для мини-ситуационных центров вызывают интерес у целого ряда корпоративных заказчиков.
20 сентября 2012 г. в рамках заседания депутатского корпуса Государственного совета Республики Коми впервые на практике был использован разработанный нами комплекс «Конгресс». Парламентарии рассмотрели более 30 вопросов, было проведено более 40 голосований с соблюдением всех регламентных норм.
CNews: Каковы планы вашей компании на 2013–2014 гг.?
Елена Новикова: Сейчас мы активно работаем в Казахстане над рядом ситуационных центров, оснащением конференц-залов. Открываем представительство в Узбекистане, делали там доклад по системе ситуационных центров.
CNews: Считается, что государство – крупнейший заказчик на ИТ-рынке. Это действительно так?
Елена Новикова: Да, доля государства на нашем рынке довольно большая. Еще более значительна доля госкомпаний, таких как Ростелеком, Роскосмос. Для последнего мы в прошедшем году модернизировали Центр управления полетами – устанавливали новые проекционные системы, светодиодное табло, экраны.
CNews: Спасибо.