|
|
Обзор подготовлен
CNews: Существует ли программа информатизации Ярославской области? Если да, то на какой срок она рассчитана? Каков ее бюджет?
Эдуард Лысенко: Областная целевая программа «Развитие информатизации Ярославской области» реализуется с 2011 г. В настоящее время мы вносим коррективы в программу, и уже в ближайшее время она будет продлена до 2015 г. включительно. Целевая программа построена с учетом ряда принципов.
В первую очередь, она направлена на развитие услуг для населения с помощью тех инвестиций в ИТ, которые у нас имеются. В ней предусмотрена необходимость софинансирования из федерального бюджета, венчурных фондов. Мы стимулируем и государственно-частное партнерство для создания долгосрочных схем эксплуатации ИТ-систем и сохранения контроля над ними государства, при минимизации будущих затрат из областного бюджета.
Таким образом, с учетом софинансирования, на «Развитие информатизации Ярославской области» на 2013 г. из областного бюджета выделено 204 млн руб., а из федерального бюджета и внебюджетных источников - 255 млн руб.
CNews: Какая часть расходов на информатизацию Ярославской области направляется на развитие сервисов для граждан, какая – на автоматизацию деятельности правительства области, а какая – на автоматизацию работы региональных служб?
Эдуард Лысенко: Инвестиции распределены по направленности воздействия. 75% из них идет на граждан, 25% - на модернизацию и укрепление базовой инфраструктуры общерегиональных информационных систем, которая включает в себя системы информационной безопасности и обеспечения безопасности жизнедеятельности.
CNews: Каким образом контролируется эффективность расходования средств, выделяемых на информатизацию региона?
Эдуард Лысенко: И текущая, и перспективная версии областной целевой программы разработаны с применением программно-целевого подхода. Соответственно, главный критерий – достижение целевых показателей. Кроме того, по всем мероприятиям, где, так или иначе, задействованы граждане, проводятся регулярные телефонные опросы, организован мониторинг качества предоставления государственных и муниципальных услуг.
CNews: Какова стратегия информатизации, выбранная регионом?
Эдуард Лысенко: Общая стратегия информатизации, выбранная регионом, основана на следующих принципах. Во-первых, это максимальное использование и развитие ИКТ-потенциала области. У нас много специалистов, несколько федеральных компаний имеют центры разработки, ЯрГУ является давним и мощным центром по созданию ИКТ-кадров, ядром Ассоциации университетов; достаточно крупных региональных компаний системных интеграторов, являющихся частью федеральных игроков. Во-вторых, это привлечение уникального опыта, административных ресурсов, консультантов с международным кругозором на этапах формирования концепции, стратегии, системного проектирования. И, в-третьих, привлечение в отрасль моделей государственно-частного партнерства с заинтересованными стратегическими игроками ИКТ-рынка.
Следуя данной стратегии, мы сконцентрировали функцию ИКТ-архитектора и службы эксплуатации государственных ИС в специализированной ИТ-организации, назначенной оператором электронного правительства, УОСом, оператором ГЛОНАСС и РИПД. Это позволяет нам полностью контролировать качественное исполнение функций информатизации в интересах субъекта. В рамках всех направлений деятельности (госуслуги, УЭК, ГЛОНАСС, РИПД, медицинская модернизация) сформированы проектные команды, на 100% своего времени работающие исключительно по этим проектам как полноценный Project Management Office, в соответствии с методологией PMBook и ГОСТ.
Два года успешной реализации проектов доказали, что создание собственного регионального центра компетенций по государственной и муниципальной информатизации – выгодное решение для субъекта. Еще замечу, что аутсорсинг государственной функции в подобное предприятие высвободил ресурсы собственно департаментов правительства региона для решения присущих им задач: регулирование, координация работы с ОГИВ и ОМСУ, разработка и сопровождение методических рекомендаций для ОМСУ, повышение квалификации персонала и пр.
CNews: Расскажите о схеме взаимодействия с Ростелекомом, которая была выстроена в Ярославской области?
Эдуард Лысенко: Для успешной реализации проекта перевода госуслуг в электронный вид мы провели ряд интенсивных переговоров с Минкомсвязи РФ, департаментом информационных технологий и связи Правительства РФ, руководством Ростелекома. Результатом переговоров стала, на наш взгляд, наиболее эффективная организационная и экономическая модель исполнения данного проекта.
Фактически, Ростелеком передал значительную часть консалтинговых, разработческих и системно-интеграционных функций в регион. И это доказало свою эффективность. Когда 100% ресурсов выделено на конкретную задачу, а в данном случае задачу в общем-то вполне стандартной автоматизации на определенной платформе (СМЭВ Ростелекома), когда эти ресурсы – люди - живут в регионе, каждый день взаимодействуют с людьми в органах власти, которым предстоит стать операторами оказания услуг в электронном виде, когда решают каждый день с ними задачи и разделяют проблемы – это делает внедрение более прозрачным, более ожидаемым и ясным, создает эффект соучастия.
Считаю, что такая модель заслуживает признания и должна найти свое место в проектной методологии единого оператора электронного правительства РФ – ОАО «Ростелеком» и ответственного ведомства - Минкомсвязи.
CNews: Подключены ли региональные органы государственной власти и органы местного самоуправления региона к СМЭВ? Насколько востребованы новые возможности?
Эдуард Лысенко: Да, безусловно. На сегодняшний день через единого регионального оператора электронного правительства к СМЭВ подключено более 720 пользователей в 80 сельских поселениях, 17 муниципальных районах, 3 городах и 17 органах исполнительной власти области. За период с 1 июля 2012 г. до января текущего года органами власти Ярославской области по межведомственному взаимодействию обработано более 25 тыс. запросов в рамках оказания государственных и муниципальных услуг. Техническая готовность к информационному взаимодействию через СМЭВ постоянно повышается. На сегодня весь внутрирегиональный «межвед» и более 50% взаимодействия по получению ф-сведений переведено в электронный вид с использованием сервисов СМЭВ. Чем больше людей информируют о новых возможностях оказания услуги, тем более востребованными они становятся.
CNews: Готова ли Ярославская область к внедрению УЭК?
Эдуард Лысенко: Ярославская область по-прежнему сохраняет свои верхние позиции в рейтинге регионов по реализации проекта внедрения УЭК. Первый пункт приема заявлений был открыт еще весной 2012 года. Мы открыли его в Ярославле, чтобы протестировать техническую сторону процесса оказания услуги и саму процедуру работы с людьми. Благодаря участию Алексея Юрьевича Попова, президента «УЭК», на сегодняшний день в областном центре на базе отделений Северного Банка Сбербанка РФ открыты еще четыре пункта приема заявлений, а один – в одном из крупнейших муниципальных центров региона.
С 1 января 2013 г., как и во всех регионах России, в Ярославской области мы начали прием заявлений на получение УЭК. За шесть недель принято 243 заявления, все они проведены через ИС УОС и в настоящее время ожидают обработки Сбербанком. Так что в ближайшее время мы ожидаем выдачу первых карт жителям нашего региона.
Сейчас основная наша задача – сделать УЭК востребованной. Прорабатываются возможности использования карты в лечебно-профилактических учреждениях, для осуществления платежей по госуслугам, ЖКХ. Готовится к тестированию проект оплаты картой услуг городского транспорта.
CNews: Расскажите подробнее о ключевых проектах в области информатизации Ярославской области.
Эдуард Лысенко: Ключевым сейчас является проект, касающийся 210-ФЗ. В нем заключен целый блок инноваций. Проект содержит определенные «подпункты», среди которых перевод в электронный вид тех сервисов, которые будут наиболее удобны для граждан. Федеральное казначейство уже работает над тем, чтобы, в конечном итоге, граждане все взносы и пошлины платили в электронном виде.
Очень важный блок проектов касается общерегиональных сервисов и централизации информационных ресурсов для обслуживания граждан в сфере медицины, образования, культуры. Мы не выделяем деньги специально на строительство ЦОДа. Его создание - задача нескольких проектов, потому и средства на него инвестируются из разных программ. Нашу деятельность курирует специальная подкомиссия при комиссии по информационной безопасности, в работе которой принимают участие сотрудники ФСБ и Роскомнадзора.
Еще одно важное направление касается обслуживания ПО, в том числе персонализированного. Например, у нас существует реестр льготников, однако данные в нем сейчас разрозненны. Наша задача состоит в объединении информации на основе центрального ресурса. Такая же политика проводится в отношении единой геоинформационной системы и единой системы мониторинга.
С 1 декабря 2012 г. в регионе работает запись на прием к врачу через портал госуслуг. Пока эта функция реализована для врачей 5 специализаций первичного приема. Расписания 50 учреждений здравоохранения, ведущих амбулаторный прием, загружены на сегодняшний день на единый портал государственных услуг. С начала года 14 тысяч ярославцев (около 10% от всего количества посещений) записались к врачу через Интернет. Кстати, для тех, кто самостоятельно не может воспользоваться порталом, к врачу можно записаться по телефонам регионального центра телефонного обслуживания: 8-800-100-76-09.
В рамках реализации региональной программы модернизации здравоохранения в лечебные учреждения области поставлены более 2 тысяч единиц компьютерной техники. Подключено 250 учреждений, среди которых есть и фельдшерско-акушерские пункты в глубинах региона. На текущий момент в ЛПУ области установлено 33 информационных киоска, через которые можно записаться на прием без необходимости обращения в регистратуру.
На сегодняшний день в электронный вид переведены 26 государственных и муниципальных услуг Ярославской области. Наибольшую востребованность имеют услуги «Запись на регистрацию брака», «Получение охотничьего билета», поиск информации по библиотечным каталогам и оцифрованным изданиям.
Безусловно, мы работаем над внедрением ГЛОНАСС в сферу высокоточного земледелия. Еще в 2011 г. нами был организован мониторинг с помощью ГЛОНАСС 100 сельхозмашин, благодаря чему отслеживалось соответствие их работы заданному маршруту. За 4 месяца зимы благодаря данной системе мы сэкономили 70 млн руб., хотя вложения в ее установку не превысили 10 млн руб. На Западе с помощью аналогичных систем регулируют работу агрономов, зоологов. Именно поэтому эффективность сельского хозяйства там столь высокая. Мы пытаемся донести перспективы подобных нововведений до людей, которые управляют отраслью в нашей стране.
Еще один стратегический вопрос – стимулирование отрасли ИКТ как таковой. В нашем регионе очень высокий кадровый потенциал и существует большое количество ИТ-продуктов, которые могут стать отдельным бизнесом для региона. Однако все они, в лучшем случае, находятся на этапе разработки. Задача 2013 года – найти способы привлечения частных инвестиций для создания программы поддержки ИТ-специалистов, в результате работы которой они смогут экспортировать свои решения.
CNews: Планирует ли Ярославская область развивать сервисы «открытых данных»?
Эдуард Лысенко: Мы сейчас занимаемся структурированием информации, потому что она приходит с разных сторон и в разнородном виде. Все данные есть, они не закрыты, мы лишь должны придать им простую, удобную для восприятия форму. Существующая информация, скорее всего, будет опубликована на действующем портале органов власти.
Гражданские инициативы в регионе всячески поддерживаются. На портале органов власти уже сейчас представлена полная информация о том, какие проекты нами запланированы. При желании, каждый может принять участие в соответствующем совещании. Информация о них, включая повестки дня, публикуется на сайте. Этот инструмент мы будем еще дорабатывать. Кроме того, в области создана сеть бесплатных юридических консультаций и региональный центр телефонного обслуживания, который оказывает разного рода консультации по сервисам. Центр работает каждый день.
CNews: Спасибо.