Виктор Горбунов: Разработать недостающую функцию в единой системе значительно дешевле, чем поддерживать взаимодействие разнородных систем
Интервью CNews.ru дал Виктор Горбунов, директор по консалтингу группы компаний «Борлас».
CNews.ru: Сегодня все увереннее раздаются голоса противников комплексных ERP-систем. Речь идет о том, что внедрение единой системы, в конечном счете менее эффективно, чем интеграция различных приложений, каждое из которых оптимально для задач заказчика. Как вы можете прокомментировать подобные утверждения?
Виктор Горбунов: Споры о преимуществах того или другого подхода к внедрению систем автоматизации продолжаются много лет. Собственно, проблема выбора «Единой Интегрированной Системы» (ERP) или Набора прикладных программ «Лучших в своем классе» («Best of Breed») появилась с рождением и развитием систем класса MRP II, когда была концептуально решена задача интеграции различных функций в единой интегрированной системе. (Финансы — Логистика, Производство). Конечно, не для всех предприятий достаточно указанного набора функций, кроме того, отраслевая специфика требует дополнительной функциональности, и, следовательно, приходится интегрировать дополнительные функциональные блоки (например, Управление техобслуживанием и ремонтами) с базовой системой. Однако за последние десятилетия Комплексные интегрированные системы пополнились многими дополнительными функциями и возможностями, изменилась технологическая основа (интернет-технологии) и «привлекательность» Единой системы повысилась.
Если проанализировать другой подход — интеграцию «Лучших в своем классе» систем, то при несомненном преимуществе — развитая функциональность, углубленная отраслевая специфика — имеется один существенный недостаток — затраты на интеграцию. Причем, не столько первоначальная, сколько поддержка справочников, связей и интерфейсов между системами. Поставщики систем имеют различные циклы разработки и вывода новых версий продуктов, технологии разработки, способы устранения ошибок и пр. Согласование их требует немалых ресурсов. По оценке некоторых крупных корпораций они тратят на интеграцию до 40 % своего ИТ-бюджета. Конечно, на ранних этапах внедрения систем редко кто задумывается о дальнейшем их развитии. Многим кажется — вот решим проблему внедрения один раз и «заживем по-новому», однако последствия недооценки будущих затрат могут быть печальными.
Преимущество единой системы — это единая технология, единый центр ответственности, единый поставщик. Уверен, что разработать недостающую функцию в единой системе значительно дешевле, чем поддерживать взаимодействие разнородных систем.
CNews.ru: Действительно ли, на ваш взгляд, потребности предприятий опережают возможности поставщиков ERP-систем? Некоторые исследователи говорят о том, что современные ERP-системы покрывают только 40% потребностей компаний, в то время как раньше этот показатель доходил до 70%. Или эти данные пока рано рассматривать в контексте ситуации в России?
Виктор Горбунов: Различные исследования дают различные результаты. Во многом здесь необходимо учитывать отраслевую специфику — для отраслей нефтехимии и пищевой промышленности (процессное производство) модель дискретного производства, заложенная в большинстве ERP-систем, не будет соответствовать и на 30%. Расширение функциональности ERP-систем продолжается, и говорить об отставании от потребностей компаний мне кажется неправомерным. Да, рынок развивается, но ведущие игроки рынка ERP-систем в целом удовлетворяют возникающий спрос. Если же говорить о российском рынке, то большинство предприятий еще не прошли первой фазы внедрения интегрированных систем (уровень решений MRPII). Хотя наша специфика имеет свои особенности, полагаю, что базовой функциональности ERP-систем вполне достаточно для данного этапа.
CNews.ru: Если разделить все ИТ-проекты в промышленности, выполненные в России в период с 1998 по 2003 год, на успешные и сомнительные в плане успеха, каково будет их соотношение, на ваш взгляд? Можно ли говорить, что в последние годы успешных проектов стало больше?
Виктор Горбунов: Сложно оценить результаты, так как достоверной статистики в России нет. Кроме того, критерии успеха или неудачи весьма условны. На многих проектах внедрения не ставилось амбициозных задач (сократить, повысить), а достижение результата — создание единой информационной среды — вполне устраивало руководителей предприятия. Что касается последних лет, несомненно, заметен рост количества успешных проектов — среди них внедрение Oracle E-Business Suite в компаниях Метафракс, Уралкалий.
CNews.ru: Цель внедрения ERP-систем часто воспринимается как сокращение издержек, между тем, многие говорят, что после внедрения системы число, например, бухгалтеров может даже возрасти. Это обосновывается тем, что у менеджмента появляются новые данные и, соответственно, новые возможности. Какие цели внедрения ERP сегодня являются приоритетными в промышленных предприятиях, с которыми работает «Борлас»?
Виктор Горбунов: Мне кажется, приведенный вами пример говорит либо об отсутствии целей проекта внедрения, либо о внедрении ERP-системы «под бухгалтерию». Несомненно, в некоторых случаях появляется необходимость временного привлечения дополнительных операторов для ввода оперативной информации в систему (при отсутствии систем сбора данных). Основными особенностями текущих проектов «Борлас» является вовлеченность руководства предприятия в постановку целей проекта внедрения. Главная задача — построение эффективной системы оперативного управления предприятием. Основные приоритеты — контроль затрат и финансовых потоков. Наиболее серьезные цели поставлены на Магнитогорском Металлургическом Комбинате, где «Борлас» под руководством компании Oracle внедряет E-Business Suite как полномасштабную систему управления предприятием.
CNews.ru: Вы давно работаете с предприятиями металлургии. Почему в этой отрасли до сих пор не прижились В2В-решения? Вроде бы уровень внутренней информатизации лидеров отрасли уже достаточен…
Виктор Горбунов: В вашем вопросе содержится суть ответа — переход к В2В — это не только уровень развития внутренней информатизации, а, прежде всего потребности бизнеса. Системы ведения бизнеса по схеме В2В появились в конце 90-ых годов прошлого века на волне «интернет-эйфории», когда в основном были исчерпаны традиционные пути повышения эффективности бизнеса. Многим казалось, что В2В позволит занять передовые позиции на рынке. Однако реальность оказалась более суровой и подобные системы «выжили» только в отдельных сегментах рынка. В России гораздо более сложная ситуация: пока же неустойчивость цен и правовых отношений, торговые войны, передел собственности не способствуют установлению долгосрочных прозрачных отношений. Соответственно и В2В не получает необходимой почвы для развития. Хотя металлургия — это одна из передовых отраслей по использованию последних достижений информационных технологий.
CNews.ru: Металлургия, энергетика и машиностроение — в какой из этих отраслей вы ожидаете наибольшего роста потребления ИТ в ближайшие годы и почему?
Виктор Горбунов: Конечно же, это энергетика. Потребность в информационных системах возникает тогда, когда появляется большая необходимость в изменении методов оперативного управления компанией. Если компании начинают извлекать доход из каких-то других факторов (например, из монопольного положения), то никакая автоматизация не поможет, она просто теряет смысл. Если отрасль начинает входить в стадию снижения темпов роста, то уровень потребности в автоматизации тоже снижается.
Думаю, ожидать наибольшего роста потребления ИТ в ближайшие годы стоит от энергетики. В ближайшее время пойдет очень серьезная перестройка всей энергетической отрасли России. Она уже началась, и «Борлас» активно включился в этот процесс. Примером тому проекты «Борлас» для РАО «ЕЭС России», Кузбассэнерго, Пермской ГРЭС, Мосэнерго и др. Металлургия сохранит высокий уровень развития, и, я полагаю, останется одним из основных потребителей информационных технологий. Что касается машиностроения, оно пока «стоит на коленях», его надо просто-напросто поднимать, и главное тут — не управление, а техническое перевооружение, а это инвестиции. Хотя крупные вертикально-интегрированные холдинги, прежде всего в авиационной и аэрокосмической промышленности, будут развиваться высокими темпами.
CNews.ru: Какие проекты в промышленном секторе реализуются сегодня вашей компанией? В чем отличия этих проектов от тех, что делал «Борлас» несколько лет назад?
Виктор Горбунов: Промышленный сектор является традиционным в деятельности «Борлас». И здесь одно из основных направлений — работа с предприятиями энергетики, химической промышленности (я уже упоминал проекты, которые «Борлас» ведет в РАО «ЕЭС России», Кузбассэнерго, Пермской ГРЭС, Мосэнерго и др.). Если говорить о металлургии, то продолжается проект по внедрению программного комплекса Oracle E-Business Suite на Магнитогорском Металлургическом Комбинате. Кроме того, мы работаем с телекоммуникационными компаниями, а также в области машиностроения и транспорта. Среди последних проектов, стоит отметить работы по созданию полномасштабной корпоративной системы управления предприятием на основе Oracle E-Business Suite для ОАО «Ванинский морской торговый порт». Большие надежды мы связываем со стремительно развивающейся пищевой промышленностью
По сравнению с тем, что делал «Борлас» несколько лет назад, новые проекты отличаются большим масштабом и повышением статуса проектов внутри предприятий.
CNews.ru: Какие технологии, по вашим оценкам, будут востребованы в промышленном секторе в ближайшие годы?
Виктор Горбунов: Если в России продолжится рост экономики и повышение конкуренции, то потребность в управляемом развитии будет очень высока, и будут сильно востребованы технологии, связанные с управлением проектами, ориентированные на это развитие. Россия — огромная промышленная страна, для различных отраслей потребуются различные подходы: если одни компании будут внедрять базовую функциональность ERP систем (финансы, материальные потоки, управление производством), то передовые компании, прежде всего холдинги, востребуют системы стратегического планирования и анализа деятельности предприятия (Balanced ScoreCard). Огромный интерес будет связан с внедрением системы Расширенного планирования цепочки поставок (Advanced Supply chain Planning). Будут востребованы новые подсистемы Управления жизненным циклом изделия (Product Lifecycle Management), прежде всего на предприятиях авиационной промышленности. В целом рынок будет динамично развиваться!