Дмитрий Ведев: Стартовав позже своих зарубежных конкурентов, наши предприятия вынуждены быстро сокращать разрыв в ИТ
Интервью CNews.ru дал Дмитрий Ведев, директор по маркетингу компании «АйТи».
CNews.ru: Как вы оцениваете темпы развития информатизации в промышленном секторе? Некоторые говорят, что этот процесс идет слишком медленно (особенно в машиностроении), другие настаивают на том, что восприятие ИТ промышленниками России происходит гораздо быстрее, чем это было в других странах.
Дмитрий Ведев: Промышленный сектор сегодня крайне неоднороден. На нем присутствуют как явные лидеры, которые выпускают продукцию, имеющую спрос на мировых рынках (или конкурентоспособные товары-импортозаменители), так и предприятия-аутсайдеры, ориентированные исключительно на выпуск валового продукта. И если первые активно развивают сложнейшие информационные системы, то вторые практически не занимаются сколько-нибудь серьезными ИТ-проектами.
Если же говорить конкретно о машиностроении, то в целом, по нашим оценкам, сегодня не более 25-30% предприятий этого сектора можно отнести к группе «ИТ-лидеров». Именно столько компаний являются активными потребителями информационных технологий на уровне серьезных ИТ-решений. И вот как раз эта группа в области ИТ растет и «воспринимает ИТ» быстрее, чем на Западе. Оно и понятно — стартовав в области информатизации позже своих зарубежных конкурентов, наши предприятия вынуждены быстро сокращать разрыв ИТ.
CNews.ru: Можно ли говорить о том, что основная причина, сдерживающая рост спроса на ИТ со стороны, например, металлургов и машиностроителей, — недостаток средств? Или главным фактором здесь выступает низкий уровень постсоветского менеджмента, когда управленцы «старой закалки» не нуждаются в ИТ, потому что не знают что с ними делать?
Дмитрий Ведев: Как я уже отметил в ответе на предыдущий вопрос, в промышленности, как и на любом другом рынке, есть и успешные, и неуспешные предприятия. Что касается таких лидеров отраслей промышленности, как «Уралмаш», «Норильский никель», «Русский алюминий», ММК, авиационные производственные объединения, ведущие судостроительные заводы, то говорить о рецидивах «советского» типа управления там не приходится. Эти предприятия не только сумели адаптироваться к новым для себя условиям рыночной экономики, но и вполне адекватно подходят к выбору сложнейших информационных решений, которые помогают им более грамотно организовать свою деятельность и производить конкурентоспособную на международном рынке продукцию.
CNews.ru: Если разделить все ИТ-проекты в промышленности, выполненные в России в период с 1998 по 2003 годы, на успешные и сомнительные в плане успеха, каково будет их соотношение, на ваш взгляд? Можно ли говорить, что в последние годы успешных проектов стало больше?
Дмитрий Ведев: Ответ на этот вопрос хотелось бы начать с того, что сегодня на российском рынке отчетливо прослеживается рост успешных ИТ-проектов. Это утверждение в полной мере относится и к промышленности. Связана данная тенденция с тем, что, во-первых, сам заказчик стал лучше представлять себе задачи, риски, сроки, другие особенности ИТ-проектов. Во-вторых, исполнители проектов — ИТ-компании — достаточно сильно подняли уровень своей компетенции, как технологической, так и уровня проектного менеджмента.
CNews.ru: Какой объем выручки «АйТи» по итогам 2002 года пришелся на проекты в промышленном секторе? Как, по вашим оценкам, этот показатель изменится в 2003 году?
Дмитрий Ведев: В целом, на долю промышленности в структуре «АйТи», по данным 2002 г., пришлось 65% от общего объема продаж. Безусловными лидерами стали энергетический сектор, машиностроительные и металлургические предприятия. В 2003 г. мы ожидаем роста объемов наших услуг для промышленных предприятий не менее чем на 35-40%.
CNews.ru: «Универсальный интегратор». Как вы относитесь к этому понятию? Может ли компания успешно провести сложный проект в любой отрасли или все же специализация на рынке интеграции сохраняется? Какова стратегия «АйТи» в этом вопросе?
Дмитрий Ведев: Безусловно, понятие «универсальный интегратор» несет по большей части маркетинговое, а не реально соответствующее данному термину содержание. Специализация компаний-интеграторов на рынке во многом зависит от того, какие услуги они предлагают и какие процессы автоматизируют. Существуют более «горизонтальные» процессы, которые не так сильно привязаны к отраслевой специфике, например, маркетинг, финансы, управление персоналом. В таких случаях действительно можно говорить об универсальности поставщика решений. Именно на автоматизацию таких «горизонтальных» процессов сегодня нацелена подавляющая часть «универсальных» интеграторов.
В то же время, при автоматизации производственных задач, специфика крайне важна. Не скажу, что каждая подотрасль уникальна, а опыт, полученный в одной из них, совершенно не переносим на другую, но «крупные блоки», например, дискретное и непрерывное производство, очень сильно отличаются по характеру решаемых задач автоматизации производства. Здесь говорить об универсальности российских интеграторов пока преждевременно.
Что касается «АйТи», то, как и большинство компаний, мы начинали с задач преимущественно «горизонтальных» и по мере накопления индустриального опыта приступали к формированию экспертизы, пула решений, нацеленных на автоматизацию отраслевых производственных процессов. Примерами таких наших решений является комплексная автоматизация для нефтехранилищ и нефтесбытовых сетей. Решаем мы и ряд специфических задач для энергетиков.
CNews.ru: Удастся ли российским компаниям закрепиться на рынке разработок «тяжелых» систем планирования ресурсов?
Дмитрий Ведев: Отвечая на этот вопрос, необходимо отдавать себе отчет в том, что лидерство в области промышленного создания мощных систем уровня ERP/MRP закреплено за западными компаниями. И в ближайшее время эта ситуация не может как-либо кардинально измениться. Тому есть целый ряд объяснений. Во-первых, с каждым годом рынок становится все более «жестким» и требовательным к функционалу и качеству решений. На начальном этапе развития рынка, когда конкуренция не была столь высока, потребитель не был искушен в вопросах автоматизации, а спрос был сверхкритичен к цене решения, целый ряд российских производителей приступили к разработке комплексных систем автоматизации (сознательно не употребляю термина ERP). За российскими производителями не стояли десятки человек-лет разработки продуктов, аккумулирующих в себе лучшие мировые практики управления, фактически, продукт создавался «на живом клиенте».
Сегодня рынок высококонкурентен как в мире, так и в России. Идет объективный процесс консолидации — те системы и производители, которые не смогли показать лучшие результаты, поглощаются или просто уходят. Что касается индустрии «тяжелых» систем планирования ресурсов, то здесь функционал даже лучших российских разработок существенно отстает от западных аналогов.
Во-вторых, все те конкурентные преимущества российских систем перед западными — цена, учет российской специфики — по мере интеграции нашей страны в мировое экономическое сообщество, выравнивания законодательства, вступления в ВТО будут сходить на нет. Пример тех рынков, которые уже давно работают по моделям, принятым на Западе (нефтянка, телеком), показывает, что наиболее успешные компании переходят на мировые стандарты «де-факто» в области систем управления.
Тем не менее, у отечественных разработчиков есть реальные шансы найти свою нишу на этом рынке в России. Я имею в виду, прежде всего, область решения отдельных, специфических или уникальных задач; случаи, когда в силу ряда объективных причин заказчик может задействовать функционал западных систем лишь частично и считает для себя нерентабельным приобретать «в нагрузку» дорогостоящие модули, которые никогда не будут востребованы, и небольшие по своим масштабам проекты, в которых фактор цена-качество является одним из определяющих. Среди продуктов, в полной мере соответствующих этим требованиям, вполне успешно продвигаются и разработки группы компаний «АйТи».
CNews.ru: Какие проекты в промышленном секторе «АйТи» реализует сегодня и в каких проектах вы будете участвовать в будущем году?
Дмитрий Ведев: Вот всего лишь несколько примеров. Внедрение ERP-систем: Красноярский алюминиевый завод, «ЛУКОйл». Внедрение систем автоматизации отдельных функций управления предприятием: Красноярская ГЭС, Иркутское авиационное производственное объединение, Магнитогорский металлургический комбинат, Горно-химический комбинат. Инфраструктура информационных систем: Волжский трубный завод, Волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь». Консалтинг: Первоуральский новотрубный завод. На следующий год есть целый ряд планируемых крупных проектов на десятках промышленных предприятий.